Создание крестьянско-фермерского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 02:42, дипломная работа

Описание работы

Целями дипломного исследования являются:
раскрытие понятия и содержания права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства;
его правового положения, специфики отдельных объектов права собственности;
правового режима собственности членов крестьянского хозяйства;
рассмотреть проблемы, возникающие перед гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство и рациональные пути их решения и совершенствования законодательства о данном виде предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств
1.2 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
1.3 Понятие и содержание права собственности крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава 2. Специфика отдельных объектов права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
2.1 Движимое и недвижимое имущество
2.2 Земельные участки
Глава 3. Проблемы права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
3.1 Наследование имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
3.2 Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства по своим обязательствам
3.3 Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

дипломная работа КФХ пример.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

Наемные работники КФХ  используют в своей работе имущество  хозяйства в соответствии с внутренним распорядком КФХ (п.1 ст.15).

Текущее руководство использованием имущества КФХ как его членами, так и его наемными работниками  осуществляет в соответствии с внутренним распорядком глава КФХ (ст.16-17 комментируемого  Закона).

Члены (член) КФХ, полагающие, что пользование имуществом хозяйства  осуществляется не в соответствии с  соглашением, вправе отстаивать свои интересы.

а) на собрании членов КФХ, если соглашением такому собранию отведена соответствующая компетенция;

б) в суде общей юрисдикции.  

 

2.2 Земельные участки

Земельные участки являются специфическим объектом права собственности  крестьянского (фермерского) хозяйства. Это связано с тем, что земля  является основным средством производства сельскохозяйственной продукции и  источником доходов для крестьянских хозяйств. В настоящее время крестьянские хозяйства встречают немало проблем  связанных с получением в собственность  и использованием земельных участков. В основном это связано с тем, что современное земельное законодательство устарело и не даёт разъяснения многих вопросов в области земельных  отношений. Всё это дало толчок к  созданию нормативно-правовых актов  на уровне субъектов РФ.11 марта 2005 года Самарской Губернской Думой был  принят Закон Самарской области  № 94-ГД "О земле"[61], который до сегодняшнего времени регулирует земельные отношения в нашей области.

В ст.12 - 13 указанного закона прямо установлено предоставление земельных участков для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства  максимальным размером не более 10 процентов  общей площади сельскохозяйственных угодий в границах административно-территориальной  единицы Самарской области, минимальный  размер 5 гектаров.

Согласно этому закону земельные участки для ведения  крестьянского (фермерского) хозяйства  и индивидуальной предпринимательской  деятельности предоставляются в  собственность, пожизненное наследуемое  владение, аренду. Граждане, ведущие  крестьянское (фермерское) хозяйство  на земельных участках, находящихся  в собственности или пожизненном  наследуемом владении, имеют право  дополнительно арендовать земельные  участки без ограничения их размеров для производства сельскохозяйственной продукции. За гражданином, имеющим  жилой дом в поселении и  получившим земельный участок для  ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сохраняется приусадебный земельный участок при доме на праве собственности, который не включается в состав землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства. Размер земельного участка, предоставляемого гражданином в пожизненное наследуемое  владение или в собственность  для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, должен быть не менее средне районной нормы.

Согласно норме п.1 ст.11 земельные участки для ведения  КФХ могут:

а) предоставляться претендентам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, в частности из состава так  называемых фондов перераспределения (ст.34 ЗК РФ[62] и ст.10 Закона об обороте земель[63]);

б) приобретаться претендентами  на "вторичном" рынке земельных  участков;

б) выдел земельной доли в счет приватизации земельных угодий.

В соответствии с п.2 ст.11 гражданам, ведущим КФХ, "для строительства  зданий, строений и сооружений, необходимых  для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться  и приобретаться земельные участки  из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий".

Здесь следует разобраться, как минимум, с тремя вопросами.

Во-первых, могут ли соответствующие  земельные участки предоставляться  и приобретаться для граждан, еще не ведущих КФХ, но планирующих  его вести?

Во-вторых, кем и у кого могут приобретаться земельные  участки из земель сельскохозяйственного  назначения и земель иных категорий, необходимые для осуществления  деятельности КФХ?

В-третьих, каков правовой механизм перевода предоставленных  или приобретенных земель сельхозназначения  в земли, предназначенные под  застройку "зданиями, строениями и  сооружениями"?

Ответ на первый из поставленных вопросов, как нам представляется, следует дать положительный. Какое-либо рациональное и корректное обоснование  обратному трудно, а может, и невозможно, подобрать. Права граждан, как-то право  на начало ведения КФХ с соответствующими имущественными условиями и право  на продолжение ведения КФХ с  такими же имущественными условиями, нельзя противопоставить друг другу, что и  следует из абз.1 п.1 ст.12 комментируемого  Закона.

Ответ на второй вопрос состоит  из двух частей.

Во-первых, предоставляться  соответствующие земельные участки  могут органами государственной  власти и местного самоуправления, естественно, из состава земель, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности (ст.81 ЗК РФ) [64].

Во-вторых, приобретаться  соответствующие земельные участки  могут самими гражданами, ведущими или планирующими вести КФХ, в  частности на "вторичном" рынке  земельных участков у собственников  таковых участков, решивших по каким-либо соображениям произвести отчуждение своих  участков (см. также ст.37 ЗК РФ[65] и ст.8 Закона об обороте земель[66]).

Ответ на третий вопрос следующий: в общем порядке, предусмотренном  действующим законодательством, в  том числе ст.8 ЗК РФ[67].

Кроме того, следует иметь  в виду, что не требуется перевод  земель из состава земель сельскохозяйственного  назначения в случае, если возводимое (предполагаемое к возведению) здание, строение или сооружение имеет "чисто" сельскохозяйственное назначение, например ток. Другое дело, если речь идет о возведении жилого дома или, скажем, автозаправочной  станции (последняя может с равным успехом использоваться для заправки сельхозтехники КФХ и легковых автомобилей, принадлежащих совершенно посторонним  лицам).

Целью юридического формирования объекта недвижимости является его  индивидуализация посредством конкретизации  места его нахождения, а также  различных его параметров и свойств.

Применительно к земельным  участкам правовым режимом их юридического формирования как объектов недвижимости является их кадастровый учет, производимый в соответствии с указанным Федеральным  законом и принятыми на его  основе подзаконными нормативными правовыми  актами[68].

Цель, для которой испрашивается предоставление земельного участка, может заключаться в следующем:

а) создании КФХ;

б) осуществлении нового (дополнительного) вида деятельности ранее  созданного КФХ;

в)"механическом" (экстенсивном) расширении поля (и в прямом, и  в переносном значении этого слова) деятельности ранее созданного хозяйства.

Вид субъективного гражданского права, на титуле которого (титуле предполагаемого  будущего владения которым) испрашивается  предоставление земельного участка. Должны императивно применяться нормы  пп.5 и 6 ст.10 Закона об обороте земель, если речь в заявленииидет о землях, определенных п.5 ст.10 указанного Закона или об оленьих пастбищах в  районах Крайнего Севера и отгонных пастбищ в остальных местностях) Эти нормы являются специальными и не противоречат ЗК РФ, и, значит, в  регулируемых ими случаях речь может  идти только о предоставлении земельных  участков в аренду (см. гл.34 ГК РФ). При  этом из абз.2 п.5 и формулировки п.6 ст.10 указанного Федерального закона следует, что эта аренда не может быть арендой  с правом выкупа[69].

В остальных случаях, кроме  предусмотренных п.3 ст.15 ЗК РФ и ст.3 Закона об обороте земель, заявитель  вправе по своему усмотрению испрашивать  предоставление земельного участка как в собственность, так и в аренду. В принципе, нет чего-либо некорректного в просьбе предоставить земельный участок в собственность (как наиболее желательный вариант) либо в аренду (если адресат заявления по какой-либо объективной или субъективной причине не пожелает предоставить земельный участок в собственность). Можно испросить предоставление земельного участка в аренду с правом последующего выкупа. Адресат заявления может предложить заявителю этот последний вариант, удобный, кстати, тем, что заявителю предоставляется своего рода испытательный срок - чтобы проверить его состоятельность как землепользователя.

Обоснование размера испрашиваемого к предоставлению в собственность  или аренду под КФХ земельного участка законодатель в какой-то мере предлагает в подп.5 п.1 ст.12 в  виде "подсказки" заявителю (заявителям):

а) число членов КФХ, рассматриваемое  и как трудовой ресурс КФХ, и как  количество "ртов", которые должно кормить хозяйство. При создании КФХ, естественно, речь может идти о  числе потенциальных членов хозяйства, но, как представляется, в заявлении  должны быть указаны Ф.И.О., адреса и  паспортные данные не только наличествующих, но и предполагаемых членов хозяйства - все с соблюдением условий  п.2 ст.3 комментируемого Закона;

б) виды деятельности КФХ (как  осуществляемые - с указанием, почему недостаточно ранее предоставленного земельного участка, так и планируемые  к осуществлению - с указанием (в  виде своеобразного бизнес-плана), почему наиболее эффективным будет хозяйствование при условии предоставления испрашиваемого земельного участка).

Перечень элементов обоснования, приведенный в подп.5 п.1 ст.12, безусловно, не является исчерпывающим. В заявление  могут быть включены и иные мотивы, заслуживающие, по мнению заявителя (заявителей), внимания и уважения. Например, для  расширения "фронта" деятельности КФХ при неизменном числе его  членов (но - почему бы и нет - при  увеличении числа его наемных  работников) могут понадобиться дополнительные площади для соблюдения агрономических требований к севообороту (необходимость  нахождения определенных площадей под  парами, внедрение новых культур  в сфере растениеводства и  т.п.).

Решение об отказе может  быть обжаловано в арбитражный суд, если КФХ прошло регистрацию. Если регистрация  не пройдена обжалование осуществляется в суд общей юрисдикции[70].

 

Глава 3. Проблемы права собственности крестьянского (фермерского) хозяйства 

 

3.1 Наследование  имущества крестьянского (фермерского)  хозяйства

Гражданским кодексом РФ установлен порядок наследования имущества  члена особого субъекта права - крестьянского (фермерского) хозяйства, правовое положение  которого в настоящее время противоречиво и неполно урегулировано ГК, Земельным кодексом РФ, а также Федеральным законом от 11 июня 2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"[71].

Необходимо иметь в  виду, что в соответствии с п. п.2, 3 ст.23 ГК РФ, п.3 ст.1 Закона РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства с момента  регистрации хозяйства признается предпринимателем, а возглавляемое  им хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования  юридического лица, применяются правила  ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими  организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или  существа правоотношения.

До принятия ГК РФ эти  хозяйства создавались как юридические  лица (ранее действовавший Закон  РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"[72]с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии со ст.1 Закона РСФСР хозяйство признавалось самостоятельным субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся у них в пользовании (в том числе аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности) земельных участков. Статус юридического лица хозяйство приобретало после его регистрации (ст.9).

Новый ГК РФ и Закон РФ не признают крестьянские хозяйства  юридическими лицами, однако вопрос о  правовом статусе хозяйств, образованных до введения в действие ГК, остался  нерешенным.

Согласно ст.51 и 63 ГК, факт создания и ликвидации юридического лица связывается соответственно с  моментом его государственной регистрации  и датой записи о ликвидации в  государственном реестре. Следовательно, данное хозяйство не лишалось автоматически  статуса юридического лица с момента  введения в действие части первой ГК РФ.

По смыслу ст.7 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ "О  введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"[73] юридическим лицам, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до официального опубликования части первой ГК РФ, необходимо внести изменения в свой правовой статус с целью приведения его в соответствие с нормами Кодекса.

Однако в ст.6 этого  же ФЗ, устанавливающей порядок и  сроки внесения изменений в учредительные  документы юридических лиц, созданных  до официального опубликования части  первой ГК РФ, вопрос о приведении статуса  крестьянского хозяйства в соответствие с ГК не был решен.

Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г. № 2/1 "О некоторых  вопросах, связанных с введением  в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"[74], констатировавшее, что указанное хозяйство юридическим лицом не является, окончательного ответа на этот вопрос также не дает.

В то же время из названия и терминологии ст. ст.257, 258 ГК РФ и  других, в которых используется термин "крестьянское (фермерское) хозяйство", явно отличающийся от термина "глава крестьянского хозяйства", следует самостоятельность такого субъекта вещных прав, как крестьянское хозяйство, не являющегося, однако, юридическим лицом, предусмотренным Кодексом[75].

С учетом изложенного практика пришла к выводу, что с принятием  части первой ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство не может быть автоматически  лишено статуса юридического лица (так  как законодатель не установил конкретные сроки изменения его статуса), поэтому необходимо считать, что  данное хозяйство, образованное до введения в действие части первой ГК РФ (до 1 января 1995 г), является юридическим  лицом до момента регистрации  изменений его правового статуса  по заявлению главы хозяйства[76].

Информация о работе Создание крестьянско-фермерского хозяйства