Статистико-экономический анализ урожая и урожайности подсолнечника на примере ЗАО "Подгорное"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Подсолнечник является основной масличной культурой в нашей стране. Его семена составляют 90 % сырья, перерабатываемого масложировой промышленностью. Содержание масла в семенах подсолнечника достигает 55—60 %. Оно отличается высокими вкусовыми качествами, используется в пищу, для приготовления кондитерских изделий, консервов, маргарина. Подсолнечное масло применяется, кроме того, в мыловарении, при получении олифы, в производстве стеарина и олеиновой кислоты. Жмых и шрот, получаемый от экстракции масла растворителями — ценные концентрированные корма для скота. 100 кг жмыха и шрота содержат соответственно 109 и 100 корм. ед. По содержанию фосфора и кальция они превосходят зерновые культуры.

Содержание работы

Введение
Народнохозяйственное значение данной группы культур, задачи по увеличению
производства подсолнечника
1.Анализ рядов динамики
1.1.Показатели урожая, их сущность, методика расчета, динамика фактического сбора подсолнечника за последние 6 лет.
1.2. Сущность урожайности и ее виды. Методика расчета средней урожайности подсолнечника, темпы ее изменения за 9-12 лет.
1.3 Выявление тенденции изменения урожайности подсолнечника.
2. Индексный метод анализа
2.1.Сущность индекса. Индивидуальные и общие индексы как инструмент анализа динамики урожая и урожайности.
2.2. Индексный анализ средней урожайности и валового сбора подсолнечника.
З.Методы статистической группировки и дисперсного анализа
3.1.Сущность группировки, ее основные методологические аспекты. Задачи и виды группировок и их значение.
3.2.Аналитическая группировка хозяйств района по одному из факторов, влияющих на урожайность подсолнечника: производственные затраты на 1 га посева (уровень интенсивности возделывания данной культуры).
3.3.Сущность дисперсного анализа. Оценка существенности влияния изучаемого фактора на урожайность подсолнечника.
4.Проектная часть
4.1.Сущность и основные условия применения корреляционного анализа
4.2.Построение многофакторной корреляционной модели урожайности подсолнечника.
4.3. Резервы и пути повышения урожайности и валового сбора подсолнечника.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Статистика.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

 

Индексный анализ валового сбора

Общее изменение  валового сбора подсолнечника

относительное- определяется путем расчета общего индекса валового сбора, который  определяется по формуле агрегатного  индекса как отношение общего фактического валового сбора отчетного  года к общему фактическому валовому сбору базисного года:


 

 

Абсолютное:

∆уп = =374891-356365=18526 ц

Таким образом, валовой сбор подсолнечника в  отчетном году по сравнению с базисным увеличился  на 18526 ц или на 5,2 %.

Валовой сбор находится  под влиянием трёх факторов:

  1. Урожайности культур в отдельных предприятиях;
  2. Размера посевной площади;
  3. Структуры посевной площади.

Влияние первого  фактора- урожайности зерновых культур  в отдельных предприятиях района, относительное- определяется путём расчёта индекса урожайности постоянного состава, к-й составил: Iy=101,81

постоянного состава:

Абсолютное:

∆уп(у)= ( )* 1 =(17,1999-16,8939)*21796=6538,8=6539 ц.

Следовательно, валовой сбор подсолнечника в отчетном году по сравнению с базисным годом в результате повышения урожайности культур в отдельных предприятиях района увеличился на 6539 ц или 1,81%.

Влияние второго  фактора- размера посевной площади:

Относительное- определяется путем расчета индекса размера  посевных площадей:

Абсолютное:

∆уп(п)= 0

∆уп(п)=(21796-20725)*17,7075=18965 ц

Следовательно, валовой сбор подсолнечника в отчетном году по сравнению с базисным годом в связи с увеличением посевных площадей увеличился на    18965 ц или 5,17%.

Влияние третьего фактора- структура посевной площади:

Относительное - определяется путем расчета индекса структуры посевных площадей, которые рассчитываются по формуле:

/ = =16,8939/17,199=0,9822 или 98,22 %

Абсолютное:

∆уп(d)= - * =-0,8*21796=-17437 ц

Следовательно, валовой сбор подсолнечника в отчетном году по сравнению с базисным годом в результате ухудшения структуры посевных площадей уменьшился на 17437 ц или 1,78 %.

Рассчитанные  показатели находятся во взаимосвязи, что позволяет построить две модели, описывающих взаимосвязь факторов.

1.Мультипликативная  модель:

=

1,05020=1,0181*1,0517/0,9822

1,05020=1,0517

2. Аддитивная  модель:

∆уп=∆уп(у)+ ∆уп(п)+∆уп(d)= ∆уп

18526=6539+18965+(-17437)

18526=18526

Вывод:

Таким образом  анализ показал, что повышение урожая подсолнечника в отдельных предприятиях районов оказало положительное  влияние как на среднюю урожайность. так и на валовый сбор подсолнечника.

Увеличение  посевных площадей оказало положительное влияние на величину валового сбора подсолнечника.

Ухудшилась  структура посевных площадей, что  понизило среднюю урожайность и  уменьшило валовый сбор подсолнечника.

Из вышеизложенного  следует, что в Калачеевском районе должны быть найдены резервы расширения посевных площадей и дальнейшего улучшения их структуры.

Однако основное внимание должно быть уделено повышению  урожайности подсолнечника как  интенсивному фактору определяющему  состояние производства подсолнечника.

В этой связи  представляет интерес выявление факторов существенным образом влияющий на рост урожайности и расчет резервов повышения урожайности подсолнечника посредством группировки, дисперсионного анализа, построение корреляционно-регрессивной модели урожая подсолнечника.

 

З.Методы статистической группировки и дисперсного анализа

3.1. Сущность  группировки, ее основные методологические  аспекты. Задачи и виды группировок, и их значение.          

Статистическая  группировка-это процесс образования  однородных групп на основе расчленения  статистической совокупности на части (группы, подгруппы) по существенным для единиц этой совокупности признакам.

В экономико-статистических исследованиях применяются группировки  трех видов:

-типологические  группировки;

-структурные  группировки;

-аналитические группировки.

Типологическая  группировка используется для выявления  и характеристики социально-экономических  типов явлений. примером такой группировки  может служить деление совокупности предприятий на части в соответствии с их формой собственности, деление экономически активного населения региона на занятых и безработных

Структурная группировка  позволяет охарактеризовать структуру явления, процесса или совокупности. Например, группировка населения по полу, возрасту или душевому доходу. Анализ результатов таких группировок, выполненных за несколько периодов, позволяет оценить изменение структуры явлений во времени, что отражает важнейшие закономерности их развития.

Аналитическая группировка используется для установления взаимосвязи между отдельными явлениями и их признаками. В основе аналитической группировки лежит факторный признак, и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака. Например, с помощью группировки предприятий по фондовооруженности труда (факторный признак) можно установить наличие зависимости от производительности труда (результативного признака): в группах с более высокой фондовооруженностью труда будет наблюдаться и более высокая его производительность (хотя по отдельным предприятиям это соотношение может и не наблюдаться).

Признак, на основе которого производится деление единиц совокупности на группы, называется группировочным признаком или основанием группировки.

Если группы образуются по одному признаку, то группировка называется простой ( например, деление населения на возрастные группы). Группировка по двум или нескольким признакам называется сложной или комбинационной.  Например, возрастные группы делятся на подгруппы по полу и т.д. Как правило, даже при достаточно большом объеме совокупности при построении статистических группировок ограничиваются двумя-четырьмя группировочными признаками.

Комбинированные группировки. Образование групп  по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании, называется комбинированной группировкой. При  этом группировочные признаки принято располагать, начиная с атрибутивного, в определенной последовательности, исходя из логики взаимосвязи показателей.

Применение комбинированных  группировок обусловлено многообразием  экономических явлений, а также  необходимостью их всестороннего изучения. Но увеличение числа группировочных признаков ограничивается уменьшением наглядности, что снижает эффективность использования статистической информации. Примером комбинированной группировки может служить разделение образованных групп по формам хозяйствования на подгруппы по уровню рентабельности (доходности) или по другим признакам (производительность труда, фондоотдача и т.д.).

Следующим важным шагом после определения группировочного  признака является распределение единиц совокупности по группам. Здесь встает вопрос о количестве групп и величине интервала, которые между собой  взаимосвязаны. При прочих равных условиях, чем больше число групп, тем меньше величина интервала и наоборот. Одним из основных требований, возникающих при решении данного вопроса, является выбор такого числа групп и величины интервала, которые позволяют более равномерно распределить единицы совокупности по группам и достичь при этом их представительности, качественной однородности. Оптимальная наполняемость интервалов является важным критерием правильности группировки. Например, в настоящее время уже получили большое распространение в экономике страны арендные, кооперативные, акционерные предприятия, для изучения перспектив развития целесообразно объединять их по объему основной производственной деятельности, товарообороту и другим существенным признакам в отдельные группы.

Вопрос о  числе групп и величине интервала следует решать с учетом множества обстоятельств, прежде всего исходя из целей исследования, значения изучаемого признака, объема  деятельности и т.д.

Количество  групп во многом зависит от того, какой признак служит основанием группировки. Так, нередко атрибутивные группировочные признаки предопределяют число групп. По аналогии также расчленяется совокупность по дискретному признаку, изменяющемуся в незначительном диапазоне.                                    

Выбор группировочного  признака – важный момент построения статистической группировки.

Группировка является важнейшим методом статистического  исследования, позволяющем уловить  переход количественных изменений  в качественные, выявить закономерности развития изучаемого явления или  процесса. 

                                       

3.2 Аналитическая  группировка хозяйств района  по одному из факторов, влияющих  на урожайность подсолнечника:  производственные затраты на 1 га  посева (уровень интенсивности возделывания  данной культуры).

Аналитическая группировка изучает связь общественных явлений, производится, как правило, по факторному признаку, исходя, из поставленной задачи фактором являются производственные затраты.

Данный фактор является существенным, так  в значительной степени определяет величину урожайности подсолнечника.

Аналитическая группировка производится в следующей  последовательности:

Строится ранжированный  ряд, т. е. выборный фактор или группировочный признак, располагающий по ранжиру:

 

1 группа

4119  4130   4300  4884   6856

2 группа

7306  7977  8370  8657  8709  8787  9097  9129  9700

3 группа

10107  10228  10646  11237  11249  11276  11819  12537

 

4 группа

15366   15654  21832

 

Определяется  число групп, на какое распределяется исходная информация по формуле американского  ученного Стерджесса

Определим число  групп предприятий 

          n=1+3,322*lgN,

          N - число единиц совокупности (число единиц предприятий)

n - число групп 

lg25=1.40                     

n=1+3,3221+ lg25=1+3.322*1.4=5.6508≈6 групп                              

Определим равный интервал интервал

i=(xmax-xmin)/n                     

xmax-мак. значение группировочного признака  

xmin-мин.значение группировочного признака

n-число групп

i = (21832-4119)/6 = 2952      

           

  Интервал определяется с такой точностью как значение группировочного признака.

     

Определяем границы групп предприятий

          10           -             15

нижняя граница         верхняя граница

 

 

 

I .  Группа

Нижняя граница  I группы = минимальному значению признака

Н.Г.  I группы= xmin     


Н.Г.  I группы=4119                                                                    I .    4119-7071

В.Г.  I группы= нижняя граница+интервал                                       Н.Г.    В.Г.                     

В.Г.  I группы=Н.Г.  I гр.+i=4119+2952=7071                                                   5   

                                                           

II.  Группа                                                                                  II.     7071-10023    


Н.Г. II. группы=В.Г. I группы                                                            Н.Г.    В.Г.                         

Н.Г. II. группы=7071                                                                                          9              

В.Г. II. группы= Н.Г. II. гр.+ i=7071+2952=10023

и т.д.для других групп


III.  Группа                                                                                III.   10023-12975

Н.Г. III. группы=10023                                                                     Н.Г.    В.Г.                         

В.Г. III. группы=10023+2952=12975                                                               8

                                                                       


IY.  Группа                                                                                IY.   12975-15927

Н.Г. IY.  группы=12975                                                                     Н.Г.    В.Г.                         

В.Г. IY.  группы=12975+2952=15927                                                               2

                                                                       

Информация о работе Статистико-экономический анализ урожая и урожайности подсолнечника на примере ЗАО "Подгорное"