Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 16:58, курсовая работа
Подсолнечник является основной масличной культурой в нашей стране. Его семена составляют 90 % сырья, перерабатываемого масложировой промышленностью. Содержание масла в семенах подсолнечника достигает 55—60 %. Оно отличается высокими вкусовыми качествами, используется в пищу, для приготовления кондитерских изделий, консервов, маргарина. Подсолнечное масло применяется, кроме того, в мыловарении, при получении олифы, в производстве стеарина и олеиновой кислоты. Жмых и шрот, получаемый от экстракции масла растворителями — ценные концентрированные корма для скота. 100 кг жмыха и шрота содержат соответственно 109 и 100 корм. ед. По содержанию фосфора и кальция они превосходят зерновые культуры.
Введение
Народнохозяйственное значение данной группы культур, задачи по увеличению
производства подсолнечника
1.Анализ рядов динамики
1.1.Показатели урожая, их сущность, методика расчета, динамика фактического сбора подсолнечника за последние 6 лет.
1.2. Сущность урожайности и ее виды. Методика расчета средней урожайности подсолнечника, темпы ее изменения за 9-12 лет.
1.3 Выявление тенденции изменения урожайности подсолнечника.
2. Индексный метод анализа
2.1.Сущность индекса. Индивидуальные и общие индексы как инструмент анализа динамики урожая и урожайности.
2.2. Индексный анализ средней урожайности и валового сбора подсолнечника.
З.Методы статистической группировки и дисперсного анализа
3.1.Сущность группировки, ее основные методологические аспекты. Задачи и виды группировок и их значение.
3.2.Аналитическая группировка хозяйств района по одному из факторов, влияющих на урожайность подсолнечника: производственные затраты на 1 га посева (уровень интенсивности возделывания данной культуры).
3.3.Сущность дисперсного анализа. Оценка существенности влияния изучаемого фактора на урожайность подсолнечника.
4.Проектная часть
4.1.Сущность и основные условия применения корреляционного анализа
4.2.Построение многофакторной корреляционной модели урожайности подсолнечника.
4.3. Резервы и пути повышения урожайности и валового сбора подсолнечника.
Список литературы
Y. Группа
Н.Г. Y. группы=15927
В.Г. Y. группы=15927+2852=18879
YI. Группа
Н.Г. YI. группы=18879
В.Г. YI. группы=18879+2852=21831
I. - 5
II. - 9
III. - 8
IY. -3
Строится интервальный ряд распределения и представляется в виде таблицы:
Интервальный ряд распределения предприятий Калачеевского, Хохольского, Павловского и Бутурлиновского районов
Группы предприятий по величине производственных затрат, руб. |
Число предприятий в группе |
1 |
2 |
I 4119-7071 |
5 |
II 7071-10023 |
9 |
III 10023-12975 |
8 |
IY 12975-21832 |
3 |
На основе интервального ряда определяются сводные и обобщающие показатели по предприятиям районов и представлены в следующей таблице
Таб. 5 Группировка хозяйств Калачеевского, Хохольского, Павловского и Бутурлиновского районов по величине производственных затрат на 1 га посева подсолнечника
Группы предприятий по величине производственных затрат, руб. |
Число хоз-в |
Площадь посева подсолнечника, га |
Кол-во произв.подсолнечника после доработки ц |
Полная себестоимость реализов.посолнечника, тыс.руб. |
Денежная выручка за реализов.подсолнечник. тыс.руб. |
Себестоимость
произв.подсолнечника после |
Прямые затраты на зерно, тыс.чел./час |
Прибыль тыс.руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I 4119-7071 |
5 |
4115 |
43033 |
23196 |
32197 |
98151 |
25 |
9001 |
II 7071-10023 |
9 |
7463 |
149630 |
64456 |
133826 |
65588 |
32 |
69370 |
III 10023-12975 |
8 |
9058 |
152474 |
106920 |
180309 |
99625 |
76 |
73389 |
IY 12975-21832 |
3 |
1160 |
29981 |
21245 |
29802 |
20086 |
22 |
8557 |
итого |
25 |
21796 |
375118 |
215817 |
376134 |
283450 |
155 |
160317 |
На основе данных
таб.5 определим средние или
Таб. 6 Группировка хозяйств Калачеевского, Хохольского, Павловского и Бутурлиновского районов по величине производственных затрат на 1 га посева подсолнечника.
Группы предприятий по величине производственных затрат, руб. |
Число хоз-в |
Производственные затраты на 1 га посева подсолнечника, руб. |
Урожайность подсолнечника, ц/га |
Трудоемкость 1ц подсолнечника, чел/час |
Себестоимость 1ц подсолнечника, руб. |
Уровень рентабельности. % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I 4119-7071 |
5 |
23852,0 |
10,46 |
0,58 |
2280,83 |
38,8 | ||
II 7071-10023 |
9 |
8788,42 |
20,05 |
0,21 |
438,33 |
107,6 | ||
III 10023-12975 |
8 |
10998,57 |
16,89 |
0,5 |
653,39 |
68,6 | ||
IY 12975-21832 |
3 |
17315,52 |
25,85 |
0,73 |
669,96 |
40,3 | ||
В среднем по району |
25 |
13005,0 |
17,2 |
0,41 |
756 |
74,3 |
Аналитическая группировка выявила необходимые связи и зависимости.
С увеличением производственных затрат на 1 га подсолнечника, т.е. с увеличением денежных средств вложенных в производство или повышение уровня интенсивности, повышается урожайность (II. и III. группы). Исключение составляют группы (I. и IY. группы), это значит что в предприятиях которые вошли в эти группы сложилась диспропорция, а именно темпы роста производства подсолнечника опережают темпы роста урожайности подсолнечника, возникло противоречие интенсивности и эффективности. Такие предприятия должны ориентироваться на те группы где рост урожайности опережает рост затрат денежных средств.
Повышение урожайности (II группа) ведет к снижению трудоемкости и себестоимости подсолнечника, что обеспечивает рост рентабельности , отсюда следует –повышение эффективности производства данного вида продукции.
Задача отстающей группы, где
низкая урожайность (I группа)
изыскивать резервы роста урожайности
и повышения эффективности выращивания
подсолнечника.
3.3 Сущность дисперсионного анализа. Оценка существенности влияния изучаемого фактора на урожайность подсолнечника.
Дисперсионный анализ - статистический метод, позволяющий оценить влияние одного или нескольких факторов на результатирующий признак.
Метод был разработан биологом Р. Фишером и применялся первоначально для оценки экспериментов в растениеводстве. В дальнейшем этот метод стал использоваться всюду, где требуется математическая обработка результатов экспериментов.
Дисперсионный анализ дает, прежде всего, возможность определить значение систематической и случайной вариаций в общей вариации, а также установить роль интересующего нас фактора в изменении результативного признака. Наиболее простой, часто встречающейся на практике является ситуация, когда можно указать один фактор, влияющий на конечный результат, и этот фактор принимает конечное число значений. Следует определить, существенно ли это влияние. Такая ситуация может быть проанализирована при помощи однофакторного дисперсионного анализа. Сущность применяемой методики в следующем: проводится комбинированная группировка по результатирующему и факторному признакам. Она обеспечивает разложение общей дисперсии на межгрупповую (факторную) и остаточную.
Межгрупповая (факторная) дисперсия
показывает размер отклонения групповых
средних от общей средней, т. е. характеризует
влияние исследуемого фактора, положенного
в основание группировки.
Внутригрупповая
(остаточная) дисперсия характеризует
случайную вариацию, т.е. колебания признака,
возникающие под воздействием неучтенных
факторов и независящую от вариации признака
– фактора, положенного в основу группировки.
На основе дисперсионного анализа решаются задачи:
1)общая оценка
достоверности различия
2)оценка достоверности взаимодействия между 2-мя или большим числом факторов;
3)оценка частных различий между парами средних.
Статистическая
оценка достоверности показателей
осуществляется по выборочным данным.
Следовательно, дисперсионный анализ
является методом оценки выборочных
характеристик связи между
Этапы дисперсионного анализа:
1)формулировка статистической задачи: дисперсионный анализ предполагает наличие аналитической группировки по одному или более фактических признаков. Результаты дисперсионного анализа зависят от правильности проведения группировки: количество интервалов; границы интервалов; рельефность отличия средних групповых величин;
2)теоретический анализ: применению дисперсионного анализа предшествует широкий теоретический анализ сущности изучаемого явления и процесса, возможности наличия связей между факторами с точки зрения здравого смысла и исследуемой науки;
3)выражение изучаемой взаимосвязи в виде модели: на основе поставленной задачи проводится отбор наиболее значимых факторов и формируется гипотеза относительно их взаимодействия, а затем начинается математическая обработка данных, т. е. строится математическая модель, которую можно представить в виде математического уравнения или в виде строгой схемы взаимодействия факторов;
4)анализ и интерпретация рассчитываемых характеристик связей и окончательные выводы относительно выдвинутой нулевой гипотезы.
Дисперсионный
анализ относится к группе параметрических
методов и поэтому его следует
применять только тогда, когда доказано,
что распределение является нор
Дисперсионный анализ используют, если зависимая переменная измеряется в шкале отношений, интервалов или порядка, а влияющие переменные имеют нечисловую природу (шкала наименований).
4.Проектная часть
4.1. Сущность и основные условия применения корреляционного анализа
Основная задача корреляционного анализа – ответить на вопрос – существует ли между признаками зависимость. В наиболее общем виде задача статистики в области изучения взаимосвязей состоит в количественной оценке их наличия и направления (прямая или обратная связь), а также характеристике силы (слабая, средняя или тесная связь) и формы влияния одних факторов на другие.
Поскольку корреляционная
связь является статистической, первым
условием возможности ее изучения является
общее условие всякого
Вторым условием закономерного проявления
корреляционной связи служит условие,
обеспечивающее надежное выражение закономерности
в средней величине. Кроме уже указанного
большого числа единиц совокупности для
этого необходима достаточная качественная
однородность совокупности. Нарушение
этого условия может извратить параметры
корреляции. Например, в массе зерновых
хозяйств уровень продукции с гектара
растет по мере концентрации площадей,
т.е. он выше в крупных хозяйствах. В массе
овощных и овоще -молочных хозяйств (пригородный
тип) наблюдается та же прямая связь уровня
продукции с размером хозяйства. Но если
соединить в общую неоднородную совокупность
те и другие хозяйства, то связь уровня
продукции с размером площади пашни (или
посевной площади) получится обратной.
Причина в том, что овощные и овоще -молочные
хозяйства, имея меньшую площадь, чем зерновые,
производят больше продукции с гектара
ввиду большей интенсивности производства
в данных отраслях, чем в производстве
зерна.
Необходимые условия применения корреляционного анализа.
1. Наличие достаточно
большого количества
2. Исследуемые
факторы должны иметь
Применение
корреляционного анализа
1) определить
изменение результативного
2) установить
относительную степень
Исследование корреляционных соотношений имеет огромное значение в АХД. Это проявляется в том, что значительно углубляется факторный анализ, устанавливаются место и роль каждого фактора в формировании уровня исследуемых показателей, углубляются знания об изучаемых явлениях, определяются закономерности их развития и как итог - точнее обосновываются планы и управленческие решения, более объективно оцениваются итоги деятельности предприятий и более полно определяются внутрихозяйственные резервы.
Экономические явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий зависят от большого количества факторов. Как правило, каждый фактор в отдельности не определяет изучаемое явление во всей полноте. Только комплекс факторов в их взаимосвязи может дать более или менее полное представление о характере изучаемого явления.
Многофакторный корреляционный анализ состоит из нескольких этапов.
На первом, этапе определяются факторы, которые оказывают воздействие на изучаемый показатель, и отбираются наиболее существенные для корреляционного анализа.
На втором этапе
собирается и оценивается исходная
информация, необходимая для
На третьем
этапе изучается характер и моделируется
связь между факторами и
На четвертом этапе проводится расчет основных показателей связи корреляционного анализа.
На пятом этапе дается статистическая оценка результатов корреляционного анализа и практическое их применение.