Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 01:07, реферат
В современном естествознании утвердился принцип глобального эволюционизма, согласно которому материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития: «Все существующие есть результат эволюции». Идея эволюции, впервые прозвучавшая в XIX в. в учении Ч. Дарвина «О происхождении видов», постепенно проникла и заняла прочные позиции в космологии, физики, геологии, химии. В 70-х г. XX в. появилось новое научное направление – синергетика – теория самоорганизации, претендующая на открытие некоего универсального механизма, с помощью которого осуществляется самоорганизация, как в живой, так и в неживой природе
I. Введение……………………………………………………………………...
II. Самоорганизация…………………………………………………………..
III. Синергетика………………………………………………………………..
IV. Заключение………………………………………………………………...
V. Список использованной литературы……………………………………...
Междисциплинарный характер
синергетики позволяет
В последние годы в этом отношении, в продолжение обсуждавшихся выше идей В.И. Вернадского, много сделал академик Н.Н. Моисеев. Человечество как в физическом, так и в биологическом и в социальном смысле «держится на острие» (выражение Н.Н. Моисеева). Ускорение процессов развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности. Естественно, ход развития человечества сопровождается состояниями неустойчивости, возникают новые аттракторы. Так как человечество в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то в эволюцию вовлекаются все природные и социальные системы. Эволюция стала процессом общепланетарным. В этой связи Н.Н. Моисеев вводит представление о двух императивах, экологическом и нравственном. Экологический императив выступает при этом как запрет на изменение тех свойств окружающей среды, которые могут поставить под угрозу само существование человечества. Нравственный императив понимается как обновленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей социального порядка. Сложнейшая проблема состоит в обеспечении коэволюции общественных и природных систем.
В находящейся на стадии становления социосинергетике наблюдаются две стратегии относительно точек бифуркации. Одни авторы предлагают держаться от них подальше, ибо даже в малейшей степени неосторожные действия могут толкнуть систему по неизведанному пути. Другие авторы, наоборот, предлагают окунуться в хаос, ибо именно в нем рождаются искры инноваций.
Синергетика дает представление о возможностях и ограничениях нашего познания нелинейных систем природы и общества. «Мы не должны ни «пережимать», ни отступать, ибо пережим, как и отказ от воздействия, могут толкнуть систему из одного хаотического состояния в другое. Мы должны быть осторожными и храбрыми – в соответствии с условиями нелинейности и сложности эволюции».
IV. Заключение
1.Синергетика может быть использована как основа междисциплинарного синтеза знания, как основа для диалога естественников и гуманитариев, для кросс-дисциплинарной коммуникации, диалога и синтеза науки и искусства, диалога науки и религии, Запада и Востока (западного и восточного миропонимания).
2. Синергетика может обеспечить новую методологию понимания путей эволюции систем, причин эволюционных кризисов, угроз катастроф, надежности прогнозов и принципиальных пределов предсказуемости в экологии, экономике, социологии, геополитике. Синергетика дает нам знание о конструктивных принципах коэволюции сложных систем, находящихся на разных стадиях развития. Поэтому синергетика может стать основой для принятия обоснованных решений и предсказаний в условиях неопределенности, стохастических потрясений, периодической реорганизации геополитических структур. Синергетика открывает принципы нелинейного синтеза:
1) наличие различных, но не каких угодно, способов объединения структур в одну сложную структуру.
2) значение правильной топологии, "конфигурации" объединения простого в сложное.
3)объединение структур как разных темпомиров.
4) возможность - при правильной
топологии объединения - значительной
экономии материальных и
3. Будучи междисциплинарной по своему характеру, синергетика позволяет выработать некоторые новые подходы к обучению и образованию, к эффективному информационному обеспечению различных слоев общества. Речь идет об образовании через обучающие компьютерные программы и дискеты, несущие новое видение мира и новые способы мышления, знание как know how, реализующие синтез результатов естественных и гуманитарных наук. Естественнонаучное образование гуманитаризируется, а гуманитарное становится невозможным без новых естественнонаучных, нелинейных математических методов исследования. Новые информационные технологии становятся необходимыми в образовании.
4. Методология нелинейного
Предложенная Н.Н. Моисеевым система взглядов на развитие окружающего мира - теория самоорганизации или универсальный эволюционизм - безусловно, заслуживает самого пристального внимания учёных всех профилей, как “гуманитариев”, так и “естественников”; и прежде всего тем, что она говорит о единстве окружающего нас мира и лишь о различии форм его организации. Предложенная схема описания его развития (я имею ввиду сочетание “дарвиновского” и бифуркационного механизмов) адекватно отражает существующую действительность и позволяет вскрыть некоторые принципиальные особенности развития - а именно направленность и невозможность обратного хода эволюции. Огромную важность имеет универсальность полученных закономерностей и результаты применения данной теории к появлению и развитию живого вещества и возникновению Разума. Несомненным достоинством является “открытость” теории самоорганизации, возможность её самосовершенствования и доступность для критики.
Работы Н.Н. Моисеева, посвящённые проблеме выживания человечества, сохранения вида homo sapiens на нашей планете, несомненно должны быть отнесены к одним из наиболее проработанных работ по данной теме. Принципиально важно то, что реализуется системный подход к данной проблеме, показано всё переплетение отдельных аспектов общей картины развивающегося энвайроментального кризиса. Огромную важность имеет также то, что Н.Н. Моисеев не просто констатирует наличие проблем, но и предлагает принципиальный путь их решения. Другое дело, сможет ли человечество решить возникшую перед ним проблему. Но отмахнутся от решения мы не можем, от этого зависит существование не просто человеческой цивилизации, но и человека разумного как вида.