Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:12, реферат
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего и профессионального образования
« Волгоградский Государственный Педагогический Университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра социальной работы
Специальность 030602\35000
«Связи с общественностью»
Реферат на тему:
Концепции реформирования системы образования
.
Исполнитель:
Козлова Ю.А.
Студентка группы СО-22
Волгоград 2012
Концепция очередного этапа реформирования системы образования
1. Современное состояние системы образования, цели и этапы ее реформирования
Коренные изменения в
Однако осуществление
На новом этапе
Цель реформирования состоит в том, чтобы надежно гарантировать конституционные права, свободы и интересы граждан в образовательной сфере, привести систему образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, создать предпосылки для ее дальнейшего развития, приумножения достижений и сохранения лучших традиций на основе сочетания государственной, общественной и частной инициативы, существенно улучшить подготовку представителей новых поколений к жизни и труду в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой.
На достижение этой цели направлена
реформа образования как
Реформирование системы
Новый этап реформы будет проводиться в жизнь на организационной основе Федеральной программы развития образования в России, координируемой Минобразованием России, региональными, местными и ведомственными органами управления образованием при активных и во многом самостоятельных действиях педагогических коллективов учебных заведений всех типов, попечительских и родительских советов образовательных учреждений. Целесообразно пересмотреть Федеральную программу в соответствии с основными положениями данной Концепции. Огромную роль в реформировании призваны сыграть частные и общественные инициативы, а также поддержка семей и работодателей, заинтересованных деловых, государственно-политических и других общественных кругов.
В результате реформирования системы образования предполагается в сжатые сроки устранить предпосылки социальной напряженности в учебных заведениях, нормализовать их финансирование, создать условия для улучшения организации и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Это сделает возможным поэтапный переход к решению все более сложных экономических и социальных задач развития образовательной сферы с тем, чтобы в XXI век Россия вошла, располагая необходимыми условиями для роста образованности населения, его культурного уровня, подготовки квалифицированных кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, повышения научного потенциала страны.
2. Принципы реформирования
Реформа образования на новом этапе ее проведения разрабатывается и осуществляется как комплекс мер государственной политики в сфере образования, обеспечивающих учет законных прав и интересов личности и основных общественных групп.
В ходе реформы должны быть выработаны
организационные, экономические, правовые
и социально-институциональные механизмы
и инструменты, стимулирующие развитие
учебных заведений, повышение образованности
и культуры всех слоев общества, а также
значительное улучшение профессионально-
Предусматривается, что реформа будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:
приоритетной роли образования для будущего страны, развития отечественной науки и культуры, становления гражданского общества и перехода к устойчивому экономическому росту на модернизируемой производственной базе;
гуманистического характера
практической ориентации реформы,
концентрации усилий в ходе ее проведения
на достижимых целях и осуществимых
задачах, нововведениях и
безотлагательной стабилизации и
постепенного существенного улучшения
экономических условий
осуществления реформы в рамках
процедур, предусмотренных
тщательной экспериментальной проверки результативности разрабатываемых нововведений;
сохранения и развития лучших отечественных
традиций в сочетании с использованием
оправдавшего себя международного опыта,
поддержки сложившихся научно-
гласности мероприятий реформы, их подконтрольности академическому сообществу и обществу в целом, создания условий для реализации общественных и частных инициатив по реформированию образования.
3. Реформирование организационно-
В современных условиях развитие образования перестает быть исключительно делом государства и становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и региональных государственных органов с органами местного самоуправления, учащимися и их семьями, государственными и негосударственными образовательными учреждениями, профессиональным педагогическим сообществом, потенциальными работодателями, общественными и религиозными объединениями. Вместе с тем только государство способно успешно решить следующие задачи:
обеспечить учет разнообразных общественно значимых интересов и прогресс сферы образования в целом;
экономически гарантировать
В данной связи построение и совершенствование эффективного организационно-экономического механизма в сфере образования является одним из ключевых компонентов образовательной политики демократического государства. Реформирование системы образования Российской Федерации предполагает приведение организационно- экономического механизма этой .системы в соответствие с новыми запросами общества и его ресурсными возможностями.
Одна из важнейших функций
3.1. Основные направления и этапы
реформирования организационно-
Реформирование организационно-
как минимум, не уменьшения бюджетных ассигнований на образование, обеспечения доступности бесплатного образования для всех слоев населения и сохранения реально существующих социальных гарантий для учащихся и работников системы образования;
создания благоприятных
реструктурирования потоков
стимулирования увеличения расходов на образование в бюджетах субъектов Российской Федерации на основе целевых федеральных трансфертов.
В результате будет достигнуто:
реализация свободы выбора учащимися и их семьями как образовательных учреждений, так и форм получения образования (в том числе семейное, экстернатное, вечернее, заочное и т.=п.). Этот выбор будет гарантироваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося, воспитанника и развитием федеральной системы контроля качества образования, включая национальное тестирование;
изменение принципов определения государственного заказа и формирования государственных образовательных стандартов; сочетание государственного заказа на профессиональное образование с расширяющейся практикой прямых договоров с предприятиями и семьями; выделение регионального компонента государственного заказа в профессиональном образовании; постепенное замещение федерального финансирования регионального заказа финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации; привлечение потребителей образования к формированию заказа и стандартов;
стимулирование платежеспособно
дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью.
Предлагаемый организационно-
внутреннего академического контроля (повышение роли педагогических и ученых советов, прозрачность финансовой и административно-хозяйственной деятельности для коллективов образовательных учреждений);
внешнего контроля (укрепление системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, участие потребителей в формировании критериев оценки деятельности образовательных учреждений и в реализации контрольных процедур, формирование попечительских советов и советов учредителей);
ослабления регламентации
Неотъемлемым условием функционирования
предлагаемого механизма
Необходимо обеспечить переход
от постатейного финансирования к модели,
в основе которой лежит нормативное
подушевое финансирование с перечислением
всех средств непосредственно
Информация о работе Концепции реформирования системы образования