Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 05:37, курсовая работа
Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..…..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.1 Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации..….......5
1.2 Право на жизнь и его место в системе основных прав человека
и гражданина……………………..…………………………………...………17
2 ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Ограничение права на жизнь в Российской Федерации и их конституционное закрепление…………………………………………...…..26
2.2 Обеспечение права на жизнь в Российской Федерации……………...…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………...…………………….....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.1 Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации..….......5
1.2 Право на жизнь и его место в системе основных прав человека
и гражданина……………………..…………………………
2 ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Ограничение
права на жизнь в Российской
Федерации и их
2.2 Обеспечение права на жизнь в Российской Федерации……………...…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………...…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47
ВВЕДЕНИЕ
Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира.
В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.
Универсальность данного вопроса такова, что в рамках данной работы удастся проанализировать лишь часть аспектов темы.
Актуальность темы исследования обусловлена также тем фактом, что в современной России право на жизнь, а тем более – право на достойную жизнь недостаточно обеспечено государством.
При всем обилии литературы, посвященной различным аспектам права на жизнь, конкретных научных исследований по данной теме немного. Как правило, эти работы принадлежат перу ученых-юристов и имеют главной целью профессиональный анализ правового обеспечения гарантий прав человека.
Целью курсовой работы является изучение и анализ юридического содержания и практического обеспечения права на жизнь в Российской Федерации, в том числе органами внутренних дел.
Постановка указанной цели предопределила необходимость решения следующих задач:
Объектом исследования выступает комплекс теоретических, методологических и практических проблем конституционного закрепления права на жизнь, а также возникающих в процессе деятельности государства и его компетентных органов по обеспечению защиты естественного права каждого человека на жизнь.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты и другие источники, отражающие юридическое содержание и сущность права на жизнь, его практическое применение и обеспечение органами внутренних дел.
Общей методологической основой курсовой работы явились современные общенаучные методы, а именно: диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь исследуемых явлений; исторический метод, позволивший выявить развитие процесса правовой регламентации права на жизнь; системный метод; социологически метод, позволивший раскрыть условия, воздействующие на формирование общественного сознания в отношении необходимости закрепления смертной казни в действующем законодательстве.
Важную роль сыграли и собственно юридические методы, например, формально-юридический, выразившийся в логической разработке терминов и понятий, используемых в качестве основных категорий, и сравнительно-правовой, позволивший проанализировать нормы, регулирующие ограничение права на жизнь в различных странах, а также сопоставить российские нормы и международные стандарты.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Являясь общеисторическим и общекультурным завоеванием, права человека на сегодняшний день представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Однако процесс их всеобщего признания нельзя считать завершенным, так как во многих странах еще не сложились соответствующие социально-политические условия, позволяющие реально их обеспечить. Поэтому многие из общепризнанных прав на сегодняшний день носят лишь декларативный характер, что, в свою очередь, позволяет выделять теорию и практику прав человека1.
При этом, как показывают исследования, отсутствие теоретической разработки ряда прав и свобод человека и гражданина, отрицательно влияет на их реализацию.
В научной литературе не раз указывалось на то, что в международных документах, регламентирующих права человека, подчас не содержится точной формулировки, конкретного определения того или иного права, что позволяет по-разному толковать его содержание2.
Такая возможность разночтения вызывает немало проблем, которые существенным образом влияют на объем правомочий конкретного лица (как человека, так и гражданина) при реализации данного права и предоставляемых ему гарантий для его защиты.
Среди всего
комплекса разработанных и
Это право, бесспорно, образует первооснову всех других прав и свобод. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, так как все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека.
Однако при
всем своем огромном значении для
жизнедеятельности общества, государства
и мирового сообщества в целом, до
сих пор и в международно-
Жизнь возникает вне государственных велений, и биологическое рождение ребенка меньше всего нуждается в наличии государственных институтов. Как отмечал Н.Н. Алексеев, «юридическая норма не обладает способностью производить на свет живые существа»4. В то же время, закрепляя в Конституции право на жизнь, Российское государство вкладывает определенный смысл в данное субъективное право, выражающееся именно в его юридическом значении. Право на жизнь не означает саму жизнь, это субъективное правомочие, имеющее формально-атрибутивное оформление. Поэтому следует отличать такие различные категории, как право на жизнь и саму жизнь.
Жизнь в широком понимании представляет собой одну из форм существования материи, закономерно возникающую при определенных условиях в процессе ее развития. Ф. Энгельс определял жизнь как «способ существования белковых тел, и этот способ существования заключается по своему существу в постоянном обновлении их химических составных частей путем питания и выделения»5.
А.Н. Головистикова дает следующее определение жизни: «Жизнь – это самостоятельно возникающий, саморегулирующийся, протекающий во времени социально-интегрированный, взаимосвязанный с окружающей средой процесс, осуществляющийся на основе многоуровневой белковой системы высшей степени сложности (человек)»6.
Для права это определение ценно, поскольку оно четко устанавливает, что жизнь – это естественный феномен, подчеркивающий взаимосвязь природного и общественного начал в жизни человека, констатирующий, что жизнь – это процесс, протекающий во времени, т.е. имеет пределы, начало и конец.
Таким образом, жизнь – это «природно-биологическая форма существования человека, являющаяся его предпосылкой»7.
В настоящее время считается общепринятым, что в природе человека присутствуют элементы, как биологического, так и социального происхождения. Социальные и биологические формы жизнедеятельности осуществляются одновременно. Но если первая все время находится под контролем сознания, то вторая осуществляется автоматически, без его прямого участия. При этом эти формы не независимы друг от друга, а лишь являются разными сторонами единого процесса, который в обобщенной форме можно назвать одним словом – «жизнь»8.
Как видится, юридического анализа права на жизнь значимым является рассмотрение понятия «жизнь человека». Так, С.М. Сивец различая понятия «биологическая жизнь» и «социальная жизнь», говорит о последней лишь при реализации определенных условий, а именно: рождение человека («биологическая жизнь»); нахождение человека в обществе ему подобных людей («социальная жизнь»).
«Биологическая жизнь» – это высшая форма существования человеческой материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Непременными признаками биологической жизни являются: обмен веществ, способность к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемость к среде.
«Социальная жизнь» – это форма реализации биологической жизни человека, проявляющаяся в ходе его участия в различных общественных отношениях. Неотъемлемыми атрибутами социальной жизни являются многочисленные права и обязанности, которые возникают у него на основе отношений и правоотношений с другими людьми, а также обществом и государством»9.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек, будучи существом социальным, осознал возможность и необходимость защиты своих естественных прав, в том числе, точнее, в основе всего – своей жизни (жизни как права быть, существовать) с помощью правовой регуляции, законодательного закрепления. В целях реализации и урегулирования общественных отношений, естественные права были возведены в ранг позитивных (в том числе и право на жизнь).
Само право на жизнь впервые нашло свое нормативное закрепление лишь в конце XVIII в.
Обращение к истории законодательного закрепления права на жизнь показывает, что настоящей традиции в конституционном законодательстве данное право не имеет. Впервые юридически оно было закреплено в Декларации независимости США 4 июля 1776 г., в которой в качестве первой среди «самоочевидных истин» провозглашалась та, что «все люди сотворены равными и что все они наделены определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью»10. Но впоследствии это основное право выпало из поля зрения юристов и на протяжении многих лет в конституционные акты ни одного из государств не включалось. Вместе с тем, право на жизнь стало безусловным без особого упоминания, выраженным в особой высокой форме права личной свободы11.
Более широко понятие права на жизнь было освещено в «Общих замечаниях» Комитета ООН по правам человека. Особое внимание в этом документе уделено обеспечению мира и безопасности, так как война является крайним отрицанием права на жизнь. Исходя из этого, в «Общих замечаниях» подчеркивается, что в свете права на жизнь высший всеобщий долг – предотвращение войны. Особое внимание Комитет ООН по правам человека уделил внимание одной из наиболее серьезных угроз праву на жизнь, которое несет в себе угроза применения ядерного оружия: «производство, использование, обладание, развертывание ядерного оружия должно быть запрещено и признано преступлением против человечества»12. Такая позиция ООН представляется вполне обоснованной, поскольку ведя борьбу за жизнь одного, десятков или даже сотен людей в мирное время, нельзя одновременно забывать, что тысячи и даже миллионы жизней уносят вооруженные конфликты.
Ч. 1 ст. 20 Конституции РФ содержит положение о том, что «каждый имеет право на жизнь». В ч. 2 этой статьи указано, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей».
Общепризнано, что такая регламентация права на жизнь в Конституции РФ фактически отражает положения основных правозащитных актов – Всеобщей декларации прав и свобод человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Впервые право на жизнь в Российской Федерации было закреплено в Декларации прав человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. В последующем положения о праве на жизнь вошли в Конституцию РСФСР 1978 года в редакции Закона РФ от 21 апреля 1992 г. (ст.38), откуда получили дальнейшее развитие в действующей Конституции 1993 года.
Под правом на жизнь следует понимать – «неотчуждаемое, кроме случаев специально предусмотренных в законе, получаемое человеком от рождения право, которое реализуется им непосредственно и удовлетворяет одну из высших ценностей, исходящих из природы человека, – саму жизнь, а также ценностей сформировавшихся в процессе социального развития общества».
Стоит сказать, что формулировка о «неотъемлемых, неотчуждаемых и равных правах» п. 2 ст. 17 Конституции РФ, будучи заимствованной из международно-правовых актов, в контексте конкретно определенной нормы ст. 20 Конституции РФ не совсем корректна и уместна. В таком виде эта конституционная норма выступает как абсолютная, не допускающая никаких отступлений: «право на жизнь неотчуждаемо».