Конституционное право на жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 05:37, курсовая работа

Описание работы

Право на жизнь традиционно считается «царицей прав», естественным и неотъемлемым правом любого человека. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов. Это в значительной степени даже не правовая, а философская категория, над которой работали целые поколения философов и правоведов всего мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………..…..3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ЖИЗНЬ И ЕГО КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.1 Понятие и содержание права на жизнь в Российской Федерации..….......5
1.2 Право на жизнь и его место в системе основных прав человека
и гражданина……………………..…………………………………...………17
2 ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Ограничение права на жизнь в Российской Федерации и их конституционное закрепление…………………………………………...…..26
2.2 Обеспечение права на жизнь в Российской Федерации……………...…33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….……………………...…………………….....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..47

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Право на жизнь непосредственно связано с решением таких проблем, как определение момента начала возникновения жизни, возможность умерщвления смертельно больного человека по его настоянию, допустимость абортов и т.д.

Законодательное закрепление права на жизнь наделяет его как субъективным (догосударственным или внегосударственным), так и объективным (нормативным) характером.

Право на жизнь  в объективном смысле – это  конституционно-правовой институт, представляющий собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в области реализации жизни человека и обеспечении ее защиты со стороны государства.

Право на жизнь  в субъективном смысле – это естественная, неотъемлемая от личности, кроме случаев предусмотренных в законе, и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свобода распоряжения ею.

Разумеется, что все внутригосударственное  законодательство, все подзаконные нормативные акты должны строиться на основе признания его в качестве первейшего права человека и гражданина.

Проблема сохранения жизни людей связана с охраной их здоровья, получением ими, в случае необходимости, медицинской помощи. Стоит согласиться с имеющимся в литературе утверждением, что «целесообразно с точки зрения особенностей юридической регламентации медицинской помощи и ее взаимосвязи с правом на жизнь раздельно рассматривать:

  1. право человека на охрану здоровья;
  2. право человека на получение медицинской помощи»13.

При этом под правом на охрану здоровья понимается «конституционно закрепленное право каждого человека на создание со стороны государства таких условий, при которых в максимальной степени возможна реализация социальных и экологических прав, юридических гарантий в сфере здравоохранения, получение бесплатной медико-социальной помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также иных факторов, способствующих охране и укреплению здоровья человека»14. Под правом человека на получение медицинской помощи имеется в виду «возможность в случае необходимости (болезнь, травма, или иное патологическое состояние) воспользоваться ресурсами системы здравоохранения, т.е. получить помощь со стороны медицинских работников. При этом сам факт получения медицинской помощи будет служить свидетельством реализации субъективного права нуждающегося в медицинской помощи человека»15.

Необходимо отметить, что  ряд исследователей, рассматривая право  на жизнь, включают в него такое понятие как «право на смерть» 16. С чем как видится, нельзя не согласиться, так как нельзя говорить о праве на смерть как о категории вообще. В данном контексте может быть употреблена такая формулировка как – право на свободное распоряжение жизнью.

Если рассматривать право на жизнь в качестве совокупности двух элементов: права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение ею, то как видится, первый из них состоит из трех правомочий:

во-первых, правомочия, выступающего в виде непосредственного пользования благом (жизнью) (право-пользование);

во-вторых, правомочие, состоящее из возможности требования совершения определенных действий со стороны обязанного субъекта. Иными словами – обязанностью по совершению (или воздержанию от) каких либо действий. Причем, в большей мере речь идет не о криминализации убийства и причинения тяжких телесных повреждений, а о такой деятельности, которая может носить характер скрытой направленности на причинение вреда жизни и здоровью. Т.е. – правомочия требовать от государства, его представителей и частных лиц соблюдения обязанности не посягать на охраняемое правом благо;

в-третьих, правомочия прибегнуть к авторитету и силе государства  и необходимости защиты нарушенного  права (право-притязание – возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы, т.е. привести в действие охранительный механизм государства). Суть заключается в том, что юридическое действие гражданина служит основанием для обязательного возникновения определенных правоотношений, одной из сторон которых будет уполномоченный государственный орган.

Несколько по-иному оценивается  содержание другого элемента права  на жизнь – права на свободное распоряжение жизнью. Данное право можно рассматривать как возможность добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением воли субъекта, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества.

В указанном элементе также  могут быть выделены традиционные правомочия. В их числе:

1. Право-требование предполагает  возможность личности требовать  от государства, должностных лиц и отдельных граждан соблюдения обязанности не чинить препятствий ее осознанному, добровольному распоряжению своей жизнью путем поставления ее в опасное положение. Правомочие на совершение этих положительных действий заключается:

а) в свободе осознанного волеизъявления личности относительно поставления своей жизни в опасное положение для достижения нравственно значимой цели;

б) в свободе выбора личностью формы поставления жизни в опасное положение.

Формы поставления личностью своей  жизни в опасное положение  весьма разнообразны. Так, Н.И. Кальченко выделяет следующие:

«Во-первых, в процессе хирургического вмешательства в человеческий организм:

1) С целью спасения жизни или поддержания здоровья самого подвергающегося операции пациента;

2)С целью спасения жизни или поддержания здоровья иного лица (при изъятии у добровольца органа или ткани для последующей трансплантации);

3) При производстве  медико-биологических испытаний с участием того или иного лица в качестве испытуемого.

Во-вторых, это занятие некоторыми видами профессиональной деятельности, содержащими элементы риска (работник милиции, военнослужащий, летчик-испытатель, каскадер и т.п.)

И, в-третьих, действия по спасению жизни в экстремальной ситуации, не являющейся профессиональной обязанностью спасателя (спасение утопающего и т.п.)

Добровольность  выбора данного вида профессиональной деятельности означает идеальную совокупность нескольких реализуемых при этом прав человека: права на жизнь (в рассматриваемом аспекте) и права на труд (в аспекте свободы выбора того или иного вида профессиональной деятельности)17.

Обязательным  условием обладания указанным правомочием  является наличие условий реализации права, исключающих при этом угрозу жизни других лиц.

2. Обязанность  государства в сфере обеспечения  благоприятного режима реализации права на свободное распоряжение жизнью заключается также в создании условий минимизации степени риска: правовая регламентация деятельности, являющейся общественно необходимой, но содержащей элементы риска; комплекс профилактических мер, призванных снизить вероятность наступления негативных последствий; контроль за правомерностью деятельности, осуществляемой различными структурами, и содержащей элементы риска для жизни людей.

Особенность состояния важнейшего института  права сегодня заключается в  том, что задача государственных  органов по формированию и обеспечению  права на жизнь подменяется и  выступает как внутренняя задача по обеспечению прав, прежде всего, самих граждан, других общественных организаций, а не основных статусных положений государства – его  законодательных, исполнительных и судебных  органов, как это должно быть по определению. То есть, можно сказать, что органы государственной власти приобрели за последние годы чрезмерную относительную самостоятельность. В итоге оказались исчерпанными все ресурсы доверия граждан к государству и, как результат, – утрата доверия ко всем его органам, даже не повинным в социальных бедах населения, безусловно связанных с правом на жизнь. Это свидетельство того, что массы отчуждаются от государственных структур. Но это, возможно, и одна из причин отчуждения государственных органов от населения. Об этих проблемах подробно было сказано в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию – Парламенту РФ еще в апреле 2001 г.18. Наличие правовых норм, закрепляющих возможность населения по реализации права на жизнь и самое главное – пользование конституционными формами его обеспечения, вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется его реализация. Наличие таких норм является необходимым, но не достаточным условием для реализации личностью в целом конституционных возможностей в практике общественных отношений, ибо от принятия закона до его исполнения – дистанция огромного размера19. Требуется не только провозглашение в Конституции права на жизнь, но и его материализация – действительное получение того блага, которое составляет содержание данного права, т.е. его реализация.

Дальнейшее  совершенствование системы норм, устанавливающих институт права  на жизнь и механизм его реализации предполагает уяснение некоторых теоретических  положений, определяющих сущность и  особенности самого института права  на жизнь, лежащего в основе концепции прав человека и гражданина.

Право на жизнь  это сложный, многофункциональный  институт, имеющий разнообразные  связи и отношения с другими  правовыми,  государственными и общественными  институтами. Отсюда его специфические  особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.

Таким образом  можно сделать вывод, что:

1. «Право на  жизнь» и «жизнь» – понятия не тождественные. Право – это социальная категория, а жизнь – биологическая. И именно биолого-социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право быть, жить) в ранг позитивного.

Поэтому, право  на жизнь – это естественная неотъемлемая от личности, кроме случаев специально предусмотренных в законе и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами, возможность защиты неприкосновенности жизни и свободы распоряжения ею.

2. Отсутствие в международно-правовых актах и национальном законодательстве регламентирующих право человека точной формулировки «права на жизнь», позволяет по-разному толковать его содержание и как следствие затрудняет его обеспечение органами государственной власти.

В этой связи, думается, что под правом на жизнь следует понимать –

«неотчуждаемое, кроме случаев специально предусмотренных в законе, получаемое человеком от рождения право, которое реализуется им непосредственно и удовлетворяет высшую ценность, исходящую из природы человека, – саму жизнь, а также ценностей сформировавшихся в процессе социального развития общества».

3. Иными словами для эффективного обеспечения права на жизнь, со стороны государства, необходимо законодательное закрепление его содержания во Всеобщей декларации прав и свобод человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации. Включающего в себя в числе прочих, в обязательном порядке, такие элементы как: право на жизнь и право на достойное человеческое существование и права на свободное распоряжение жизнью.

Право человека на жизнь, представляя собой высшую ценность, так как образует первооснову всех других прав и свобод. Оно не может реализовываться и обеспечиваться самостоятельно, вне системы других прав и свобод человека и гражданина, которые, по сути являются гарантией его реализации.

 

    1. Право на жизнь и его место в системе основных прав и свобод человека и гражданина

 

Принципиально важным является вопрос о месте права на жизнь  в системе других конституционных прав и свобод человека и гражданина. В исследованиях по правам человека обосновываются различные подходы относительно системы прав и свобод и их классификации. Система прав человека выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, определяет основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, обладающие признаками элемента системы, а также структуру последних.

Современная система  прав человека базируется, прежде всего, на документах, принятых под эгидой ООН. Они предполагают рассмотрение прав человека в единстве, выделяя следующие группы прав: личные, политические и социально-экономические, либо, по другой классификации, гражданские, политические, социальные, экономические и культурные. Гражданские и политические права рассматриваются в тесной связи с экономическими, социальными и культурными правами. С момента возникновения, становления и развития формируется система прав, свобод и обязанностей человека в целом. Смысловое разнообразие прав человека проявляется и в их родовидовом разделении в соответствии с определенным критерием. Система прав человека дифференцирована по сферам – личные, политические, экономические, социальные, культурные права, по генезису –правовые и законные, по поколениям (времени возникновения) – первое, второе, третье и в стадии определения четвертое поколение прав, по субъектам-носителям – индивидуальные и коллективные права, по способам реализации – позитивные и негативные, по формам закрепления – естественные и позитивные, по связи с государством – права человека и права гражданина, и другие20.

Право на жизнь  как элемент общей системы  прав и свобод человека и гражданина, характеризуется наличием особых правовых черт, которые реализуются во взаимодействии с другими элементами системы.

  1. Право на жизнь относится к первому поколению прав человека, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств;
  2. Право на жизнь является личным правом, взятым в антропологическом контексте, в аспекте индивидуального бытия. Оно поддерживает своеобразие человека, ограждает его от незаконного вторжения в частную жизнь, является естественными и неотъемлемыми. Уже по самому своему определению право на жизнь и другие личные права трактуются не как благоприобретенные, а как врожденные и, условно говоря, внегосударственные, то есть принадлежащие каждому человеку от рождения и по праву рождения. Они увязаны между собой одним стратегическим, стержневым правом – правом каждого человека на жизнь.
  3. Право на жизнь не даровано властью, возникает независимо от нее и без её согласия, и не может быть ею отнято, без соответствующих причин;
  4. Право на жизнь в системе прав и свобод человека и гражданина в России является непосредственно действующим. Это положение закреплено в Конституции РФ наряду с закреплением высшей юридической силы, прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

Информация о работе Конституционное право на жизнь