Методика по естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:54, курс лекций

Описание работы

Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. В самом деле, только естественные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_3-N_3-NA_metodika_estest-ya_prodolzhenie.docx

— 74.94 Кб (Скачать файл)

27 (19). Предмет методики естествознания, его задачи.

Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. В самом деле, только естественные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следует необходимость широкого распространения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссию призваны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и методика преподавания естествознания. Она изучает процессы ознакомления младших школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом ряд следующих конкретных задач.

1. Зачем младшим школьникам изучать  природу? Отвечая на этот вопрос, методика естествознания исследует, определяет цели обучения в соответствии с социальным заказом общества, с учетом содержания передаваемой информации и возрастных психофизиологических особенностей учащихся. Выдвинутые цели обучения определяют его задачи, что также является предметом исследования методики естествознания.

2. Чему учить младших школьников  в курсе естествознания? Отвечая на этот вопрос, методика естествознания определяет содержание учебного предмета, систему и структуру его изложения. Источником содержания начального естествознания являются естественные науки — экология, биология, география, физика, химия, минералогия, астрономия и др.

Однако содержание школьного предмета не может быть тождественным науке. Поэтому методика естествознания трансформирует научные  знания в школьный учебный предмет, который отличается от науки и  по объему содержания. В него включается краткая и только достоверная, научно доказанная, информация. Спорные сведения не вводятся в учебный предмет  или вводятся в исключительных случаях  и с определенной целевой установкой (например, показать различные точки  зрения или ход исследования проблемы).

Трансформация научного знания идет также с учетом данных педагогики, психологии и физиологии о возрастных особенностях учащихся, об особенностях их познавательной деятельности, а также с учетом положений  дидактики о деятельностном и гуманистическом подходах в обучении. Содержание школьного учебного предмета отличается и по результатам исследования. Исследуя какой-либо процесс, ученый делает открытия для науки и тем самым ее дополняет, развивает. Ученик в своем исследовании не делает открытий для науки, ибо все его «открытия» нужны ему для себя, для своих целей.

3. Как учить, развивать и воспитывать  детей средствами естествознания? Важным средством развития и воспитания детей является содержание начального естествознания. Однако само по себе содержание не может ответить на поставленный вопрос. Чтобы этот предмет был в максимально возможной степени воспитывающим и развивающим, его методика должна исследовать способы управления учебным процессом. Результатом, продуктом исследования являются методы, приемы, средства и формы организации деятельности учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содержания естествознания вначальной школе. Важнейшая особенность естествознания — то, что объект его изучения — окружающая природа. Эта особенность требует применения соответствующих методов (преимущественно практических), форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и внеурочные работы) и средств обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия).

Методика естествознания прошла более чем двухсотлетний  путь развития. За это время она  определила общие цели и задачи начального естественнонаучного образования, которые на каждом этапе развития общества корректируются в соответствии с социальным заказом общества. Методика выявила специфические принципы отбора и структурирования естествоведческого содержания и накопила в этом определенный опыт. Кроме того, она разработала  ряд важнейших методических положений, составивших основу ее теории. Подробнее  об этом будет сказано в последующих  главах.

 

28 (20). Методологические основы методики начального естествознания.

Методологической  основой методики естествознания является диалектический материализм и его  теория познания. Поэтому данная методика рассматривает процесс учения как  разновидность познавательного  процесса вообще. Методика естествознания учитывает, что в процессе обучения ребенок отражает в своем сознании окружающий мир, который материален и объективен, а значит, и подлинно научные знания об этом мире также  объективны.

Методика естествознания исследует процесс обучения в  неразрывном единстве и взаимосвязи  содержания, методов, форм и средств  обучения; в неразрывном единстве и взаимосвязи биологического и  психического, социального и духовного  сознания и самосознания (рационального  и иррационального), в неразрывном  единстве и взаимосвязи деятельности учителя и ученика, которая строится на объективном единстве целей.

Методика естествознания должна относиться к процессу обучения как к постоянно изменяющемуся  и совершенствующемуся на основе законов диалектики (переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), а соответственно — к личности ученика, как к  постоянно развивающейся и саморазвивающейся  не только в связи с изменением возраста, но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего — процесса обучения.

Диалектический  закон о переходе количества в  качество постоянно действует в  процессе обучения. Ребенок накапливает  фактические сведения, от них мысль  переходит к гипотезе, от нее —  к доказательству, а затем —  к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне.

Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического  закона о развитии как борьбе противоположностей. Действительно, деятельность учителя  и ученика как две стороны  процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например, нередко противоречивы требования учителя и возможности ученика. В определенные периоды развития общества возникают противоречия между  требованиями общества к школе и  реальным состоянием этого процесса. Например, в 80-е годы в связи с  обострением экологических проблем  были выдвинуты особые требования к  экологическому образованию школьников, в том числе и младших. Созданные  же в конце 60-х — начале 70-х гг. учебники и методические пособия не могли удовлетворять школу по этим требованиям.

Методика естествознания не может не учитывать и следующий  закон диалектики — отрицание  отрицания, который также полностью  проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может быть преемственность  в обучении, когда полученное ранее  знание углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне. Так происходит движение от понятия  «части растения» к понятию «органы  растения»; от понятия «размножение как простое увеличение числа  особей» к понятию «размножение как биологический процесс».

К методике преподавания естествознания полностью относится  положение всеобщей методологии  науки и теории познания о том, что теория и практика едины и  что теория в конечном итоге является обобщением фактических данных из двух главных источников. Первый источник — это практическая деятельность педагогов, их находки, догадки, нововведения и т. п. Другой источник — научные  исследования, ведущиеся определенными  методами и представляющие большую сложность.

 

29 (21). Межнаучные связи.

Рассмотрение вопроса  о методике естествознания как о науке было бы неполным, если не учитывать ее межнаучные связи, имеющие огромное значение в развитии любой науки, что отражается и в педагогической работе по развитию личности школьника. Это проявляется во взаимосвязи, взаимовлиянии и взаимопроникновении наук, что обеспечивает: корректировку содержания данной науки благодаря сведениям из других наук и прямому переносу информации; интегративные научные исследования и четкое ограничение специфических особенностей и исследований, присущих только данной науке, междисциплинарные связи методики естествознания как учебного предмета в учебном заведении с другими учебными предметами. Словом, реализация межнаучных связей — один из путей важных качественных преобразований самой методики естествознания.

Прежде всего методика естествознания связана с философией, которая вооружает естествознание общим методом познания.

Естествознание  тесно связано с биологией, географией, астрономией, экологией, частично с  физикой, химией, медициной и другими  естественными науками. Эта связь  реализуется по линии методического  отбора и конструирования содержания начального естествознания. Содержание и структуру естествознания в  начальной школе составляют естественнонаучные знания и логика, система наук о  природе. Все они требуют от исследователей проблем методики и учителей высокой  эрудиции в области естественных наук, умений правильно объяснять  естественнонаучные факты, законы, закономерности, уметь распознавать природные объекты. Связь методики естествознания с  другими естественными науками  осуществляется и по линии методов  исследования природы, важнейшими из которых  являются наблюдения, эксперимент и  моделирование. И в науке, и в  процессе обучения происходят обобщение  и осмысление полученного в процессе применения названных методов.

Однако методика естествознания — прежде всего педагогическая наука, так как основная ее цель не открывать новое в научном  естествознании, а исследовать пути передачи учащимся готовой специально обработанной (адаптированной для детей) научной информации. Методика естествознания использует эту информацию как средство воспитания и развития учащихся, применяя общие закономерности, принципы и правила обучения. Следовательно, данная методика неразрывно связана с педагогикой и особенно с ее дидактикой, теорией воспитания и развития. Методика естествознания прошла длительный и довольно интересный, наполненный творческими находками путь развития. Она имеет свою историю, являющуюся частью всей истории развития образования в нашей стране. Следовательно, эта наука тесно связана с историей педагогики.

Методика естествознания, конструируя школьный учебный предмет  должна учитывать данные детской  психологии о закономерностях и  механизмах психики детей, об особенностях развития их познавательной деятельности в целом, а также в частности  — их памяти, внимания, воображения, мышления, воли и чувств.

Методика естествознания связана с возрастными физиологией и гигиеной, так как, разрабатывая учебно-воспитательный процесс по естествознанию, она должна учитывать требования охраны и укрепления здоровья детей.

Этика как наука  о нравственности, дает материал для  разработки правил культурного поведения  в природе, формирования ответственного отношения к ней, воспитания в  ребенке положительных нравственных качеств.

Важно также учитывать  закономерности эстетических отношений  человека к действительности, в том  числе и к природе, разрабатываемые  наукой эстетикой,

Итак, методика естествознания имеет широкий спектр межнаучных связей.

30 (22). Методы исследования.

Методика естествознания — наука развивающаяся. Она исследует  и разрабатывает новые, а также  совершенствует уже известные положения, используя при этом как эмпирические, так и теоретические методы исследования.

Характерной особенностью эмпирических методов исследования является чувственная воспринимаемость объектов, а результаты их выражаются в установлении фактов, первоначальных эмпирических обобщениях. Рассмотрим виды эмпирических методов.

Любое исследование в области методики преподавания естествознания включает в себя метод  ретроспективы, который позволяет  изучать методическое наследие по литературным источникам, устанавливать достигнутое, выявлять неясные и спорные суждения.

Для установления необходимых фактов огромное значение имеет обследование реального учебного процесса. При этом применяются такие  методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение школьной документации.

Наблюдение —  это непосредственное целенаправленное восприятие педагогического процесса. Исследователь получает конкретный фактический материал, т. е. данные, характеризующие особенности конкретного  учебного процесса. Чтобы внимание исследователя не рассеивалось, а  было ориентировано на особо интересуемые его стороны наблюдаемого явления, заранее разрабатывается программа  наблюдений, выделяются объекты наблюдения, предусматриваются способы регистрации  определенных моментов.

Беседа применяется  для получения необходимых разъяснений  того, что было недостаточно ясно при  наблюдении. Беседа может возникнуть спонтанно либо по заранее намеченному  плану; она ведется без записей, в свободной форме.

Интервьюирование  — это разновидность беседы. Метод  перенесен из социологии. Исследователь  придерживается заранее намеченных вопросов в определенной последовательности.

Анкетирование —  метод массового сбора материала  с помощью анкет. Ответы на вопросы  анкет пишут те, которым адресованы анкеты. Анкетирование применяется  с целью получения таких данных, которые нельзя получить другим путем. Например, не всегда испытуемый открыто  может высказать свое отношение к изучаемому педагогическому явлению. Изучение школьной документации — журналов, личных дел учащихся, протоколов собраний, совещаний, работы методических объединений и т. п. — поможет найти многие объективные данные, которые помогут выяснить некоторые закономерности.

Изучение работ учащихся — письменных, графических, творческих — поможет изучить индивидуальность каждого ученика, его отношение  к работе, наличие тех или иных способностей и т. п.

Информация о работе Методика по естествознанию