Методика по естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:54, курс лекций

Описание работы

Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. В самом деле, только естественные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_3-N_3-NA_metodika_estest-ya_prodolzhenie.docx

— 74.94 Кб (Скачать файл)

В процессе изучения естественнонаучных курсов учащиеся усваивают  некоторые взаимосвязи: зависимость  температуры от высоты Солнца, характера  осадков, состояния почвы и водоемов от температуры; поведение животных от наличия корма в природе  и т. п. Эти знания положат начало формированию взглядов на единство и  целостность материального мира. И, наконец, младшие школьники накапливают знания об изменяемости природы, а именно, об изменениях, происходящих в природе по временам года, об изменении веществ под действием каких-то факторов (переход снега в воду, воды — в лед, растворимость соли, сахара, перманганата калия в воде; изменения в жизни растений и животных по временам года и т. п.). Многие вопросы рассматриваемых курсов, например необходимость определенного поведения на водоемах; роль снега в жизни растений и снегозадержание; размножение растений различными способами; зависимость трудовой деятельности человека от природных условий и т. п. лежат в основе практики и, в свою очередь, возникают из практики. Это дает начало формированию правильного взгляда на соотношение теории и практики. Следует отметить также, что, наблюдая в природе, изучая природу на уроке различными способами, ученик получает знания об окружающем мире, познает его. В связи с этим у детей складывается убеждение о том, что окружающий мир можно познать, т. е. мир познаваем. Разумеется, никаких философских выводов в начальной школе не следует делать. На этом этапе обучения еще не могут сформироваться стойкие диалектико-материалистические убеждения. Многое из сказанного остается в ребенке еще на подсознательном уровне. Но этого достаточно, чтобы заложить элементы научных взглядов на природу. Естественнонаучные курсы несут в себе большие возможности для развития мышления детей, так как позволяют широко применять логические дидактические приемы — сравнения, противопоставления, аналогии, классификации, выявления причин и взаимосвязей, обобщения и др. Они требуют от ребенка активной аналитической и синтезирующей работы головного мозга. Большую роль изучения природы в развитии мышления ребенка определил еще К. Д. Ушинский. Он убедительно показал, что логика самой природы — самая доступная и самая полезная логика для детей. Рядом с развитием мышления идет развитие речи. Речь ребенка обогащается специальными терминами, специальными речевыми оборотами.

Неоценима роль естествоведческих  курсов в развитии наблюдательности детей. Наблюдательность - это умение замечать в предметах и явлениях не только яркие, броские, но и часто малозаметные особенности. Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности, необходимым людям любой профессии: мир наблюдаемого человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Для развития наблюдательности важно активное и целенаправленное восприятие. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указываются их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется методика наблюдений.

Естественнонаучные  курсы оказывают положительное  влияние на эмоциональное развитие учащихся. Для этого в процессе обучения познавательную деятельность детей полезно организовывать таким  образом, чтобы побуждать ребенка  к выражению по отношению к  природе и ее обитателям своих  чувств радости, восторга, восхищения, грусти и др. Это развивает в  малыше умение чувствовать природу, видеть в ней красивое, восхищаться  и выражать разными способами  это красивое. Рядом с эмоциональным  развитием идет развитие любви к  природе. Это чувство развивается  и при формировании знаний о природе: чем больше узнает ребенок о природе, о ее значении в жизни человека, тем более он проявляет к ней свой интерес и внимание, а, вслед за этим, и любовь.

Вместе с любовью  к природе в детях развиваются  патриотические чувства. Последнему способствуют и получаемые при изучении рассматриваемых  курсов знания о природе и труде  людей родного края. Для воспитания патриотических чувств полезно находить и показывать детям особенное, необычное в родной природе.

В процессе изучения данных курсов развивается санитарно-гигиеническая и экологическая культура, формируется готовность к труду. Последняя складывается не только из определенных практических умений и навыков, но и таких личностных качеств, как положительное отношение к труду, уважение к людям труда и результатам труда, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести ее до конца. (Учитывая особую важность экологического образования подрастающего поколения, выносим эту проблему в специальный параграф.)

Природа — великий  источник становления нравственных качеств.

Начальное естествознание в силу специфики применяемых  форм и методов обучения развивает  коммуникативную деятельность учащихся. В самом деде, значительный объем  самостоятельных наблюдений, необходимых  для успешного изучения предмета, требует организации коллективного  их обсуждения. Предусмотренное программой многообразие практических и лабораторных работ выполняется главным образом  в групповой (совместной) деятельности. Подобные примеры можно продолжить. Работая в группе, ребенок вынужден учитывать особенности деятельности других членов группы, учится их слушать, относиться к ним внимательно, старается  найти место своим мыслям, действиям  в общей деятельности.

Естественнонаучные  курсы начального этапа обучения выполняют пропедевтическую функцию. Они готовят детей к изучению учебных курсов данной образовательной  области в старших классах. Эта  подготовка идет как по линии содержания, так и по линии развития личностных качеств и навыков учебного труда. Среди последних особо отмечаем такие специфические навыки, как умение работать с научным текстом, передавать свои научные знания в связном рассказе, самоконтроль, умение наблюдать природные объекты, выполнять практические работы и ставить опыты, пользоваться лабораторным оборудованием, приборами и инструментами. Важную роль для успешного изучения в будущем естественнонаучных учебных предметов играют и в определенной степени развитые личностные качества, например мышление и специфическая речь, коммуникативные качества, наблюдательность.

Отметим и еще  одну роль начального естествознания для успешного изучения этого  предмета в старших классах. Ребенок  приходит в школу с огромным запасом  фактических сведений о природе. Но немалая часть этих знаний неверна, страдает бытовизмом, антропоморфизмом. Коррекция их в начальной школе  обеспечит более высокий уровень  естественнонаучных знаний у учащихся, формируемых в старших классах.

Итак, в представленном выше кратком обзоре сделана попытка  показать, что естественнонаучные учебные  курсы несут в себе достаточно высокий развивающий потенциал. Однако в данном параграфе дана лишь как бы общая схема этой значимости. Поскольку развитие личности идет в  единстве с овладением содержания учебного предмета, применяемыми в процессе обучения методами и формами его  преподавания, то к вопросам реализации данного потенциала мы будем возвращаться при разборе каждого из названных компонентов методики.

35 (27). Экологическое образование младших школьников.

В настоящее время  экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжелой экологической  ситуацией на нашей планете: быстрый  рост народонаселения, а следовательно, проблема его обеспечения пищевыми продуктами, обеспечение промышленности минеральным сырьем, проблема энергетики и, конечно, загрязнение природной среды — все это создает угрозу существования самой жизни на Земле. Только в конце XX века человечество осознало всю пагубность своего бездумного «хозяйствования» на Земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. Поэтому международные организации ЮНЕСКО и ЮНЕП поднимают вопрос о необходимости пересмотра содержания, сроков экологического образования жителей Земли.

По мнению ученых, «экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования». Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад — школа — вуз (колледж, техникум, училище) — послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено — школа, а в школе — начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования. Что же такое экологическое образование? Каковы его цели и задачи? Каким образом сочетаются экологическое образование и экологическая культура?

Под экологическим  образованием понимают непрерывный  процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентации, поведения  и деятельности, обеспечивающих ответственное  отношение к окружающей социально-природной  среде. Целью экологического образования  является формирование экологической  культуры, в основе которой лежит  ответственное отношение к окружающей среде.

Экологическая культура рассматривается учеными как  культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой  природы. «Человек, овладевший экологической  культурой, подчиняет все виды своей  деятельности требованиям рационального  природопользования, заботится об улучшении  окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить  моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также  выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий  природной среды»1. Следовательно, понятие  «экологическая культура» сложное  и многогранное. В начальной школе  закладываются основы экологической  культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах  Л. П. Салеевой-Симоновой. Она определяет экологическую культуру как качество личности, компонентами которой являются:

·        интерес к природе и проблемам ее охраны;

·        знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

·        нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

·        экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

·        мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической  культуры как качества личности включает:    

 формирование  знаний о единстве природы,  ее значении для жизни человека, о взаимодействии в системе  человек — природа — общество;

·        формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

·        воспитание ценностных ориентации экологического характера;

·        формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

·        участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом каждой программы.

В современные программы  включено значительное число понятий  и представлений по экологии, определены умения и навыки экологического характера, которыми должны овладеть школьники. При  этом роль человека по отношению к  природе определяется не как хозяина  и повелителя, а как равноправного  участника. Обновление и расширение экологического содержания в программах сделало необходимым пересмотр  методики работы.

Как правило, в работе по экологическому обучению и воспитанию младших школьников использовались такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и  в классе, на уроках — беседы, решение  экологических задач, анализ экологических  ситуаций, игры; а во внеклассной  работе — утренники, праздники, КВН, викторины. Бесспорно, отказываться от опыта работы, сложившегося в практике, не стоит, но и ограничиваться лишь указанными формами и методами нельзя. В настоящее время методика экологического образования и воспитания значительно  обогатилась новыми приемами, методами, формами работы.

 

36 (28). Понятие как педагогическая категория.

Проблема формирования и развития понятий, как в теории методики, так и в практике обучения, — одна из наиболее актуальных и сложных. Между тем она позволяет решать важный вопрос методики — взаимоотношение между содержанием и методом. Не случайно на протяжении истории развития начального естественнонаучного образования эта проблема привлекала к себе внимание многих ученых. Среди них — педагоги и методисты К. Д. Ушинский, К. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, Н. М. Верзилин, А. П. Медовая, Н. А. Рыков, И. Д. Зверев, С. П. Баранов, Л. С. Короткова, Л. И. Бурова. Не обошли эту проблему и психологи — Д. Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Л. В. Занков, Д. Е. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

Но что же такое понятие?

Понятие — категория, которая рассматривается философией, логикой, психологией, педагогикой. Большая  Советская Энциклопедия дает следующее  определение этой категории: «Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений в их противоречии и  развитии, мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и в  совокупности специфическим для  них признакам»1. В педагогике понятие  — это «форма объединенного и  научного мышления, результат обобщения  свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков». Философия, логика, психология формулируют определение понятия иначе, но все они сходятся в том, что понятие — это обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов и явлений.

Информация о работе Методика по естествознанию