Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:54, курс лекций
Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. В самом деле, только естественные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений.
2. Содержание и
структура начального
3. Необходим учет
дидактических принципов,
4. Важным принципом
отбора и конструирования
5. Тесно связан
с принципом практической
6. Отбор естествоведческого
содержания с учетом принципа
экологической направленности
· знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных Коммонером в виде законов;
· практические меры по восстановлению нарушенного в природе равновесия;
· правила поведения в природе.
Названные компоненты
должны рассматриваться в содержании
естествознания как причина и
следствие, вытекать одно из другого
и, в конечном итоге, подводить ребенка
к пониманию необходимости
7. Необходимым условием
отбора содержания является
8. Содержание начального
естественнонаучного
33(25). Преемственность в обучении естествознанию.
Начальное естествознание
выступает как часть, как подсистема
в единой системе школьных учебных
предметов и «по горизонтали»,
и «по вертикали». Поэтому возникает
необходимость рассмотреть
Межпредметные связи в обучении, по определению В. Н. Федоровой, представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познаются современными науками. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как эквивалент межнаучных связей. Межпредметные связи в учебном процессе позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Межпредметные связи рационализируют учебный процесс в целом.
Реализации межпредметных связей способствуют синхронистические таблицы, в которых по времени расписано содержание учебного материала в разных учебных предметах. Приведем конкретные примеры реализации межпредметных связей.
Естествознание
тесно связано с
Не менее тесна
связь естествознания с учебными
предметами эстетического цикла. Образы,
полученные в ходе наблюдений в природе,
широко используются детьми в изобразительной
деятельности, а вызванные природой
эмоциональные переживания
Естествознание
связано с образовательной
Естествознание является определенной теоретической основой для уроков сельскохозяйственного труда. Выполнение сельскохозяйственных работ требует довольно развитой наблюдательности, развитие которой составляет важнейшую задачу естествознания. С другой стороны, уроки сельскохозяйственного труда создают возможности для практикования знаний, усиливают практическую направленность обучения естествознанию.
Имеются возможности связать естествознание с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать количественные характеристики из жизни природы: количество того или иного корма, съедаемого разными животными за определенный промежуток времени, число созрева-емых на растении плодов и семян, данные по урожаю растений, продуктивности домашних животных, размеры экологических бедствий, вызванных негативной деятельностью человека в природе и т. п. В свою очередь такие задачи делают знания о природе более убедительными.
Преемственность в
обучении. Понятие преемственности
в педагогической литературе имеет
довольно разносторонний диапазон толкований,
но, в основном, авторы сходятся в
том, что преемственность
· необходимая связь и соотношение между частями данной образовательной области на разных этапах обучения;
· взаимосвязь методов, приемов, форм обучения;
· определенные последовательно возрастающие требования к результативности обучения, воспитания, развития.
Преемственность в учебном процессе имеет большое значение. Она дает возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также образовывать у учащихся целостного представления о научном знании данной области науки; влияет на мотивацию учения; позволяет учителю применять в учебном процессе продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность учащихся, постепенно увеличивать нагрузки на учащихся. Преемственность обычно выясняется при сопоставлении и логическом анализе содержания, форм, методов и средств преподавания учебных предметов данной образовательной области на разных ступенях обучения.
Рассмотрим некоторые конкретные примеры реализации преемственности в естественнонаучном образовании. Начальное естествознание в последнем является определенной ступенью, продолжаясь в биологии, географии, экологии, физике и выполняя к последним пропедевтическую роль.
В процессе изучения естественнонаучных курсов в начальной школе дети ведут наблюдения за погодой. Эти данные составляют хорошую основу при формировании в курсе географии понятий «погода» и «климат», при характеристике климата природных зон. Знание частей растений и умение их различать помогут учащимся усвоить материал курса биологии об органах растений. Знакомство со способами размножения растений и соответствующая практическая работа составят определенную базу для изучения в 6 классе темы
«Размножение растений». Велика пропедевтическая роль темы начального естествознания «Ориентирование на местности», основная задача которой формирование практических умении нахождения направлений на местности по компасу, по природным ориентирам. Без этих знаний и умений почти невозможно усвоить материал соответствующей темы в курсе физической географии. Знакомство с планом и картой, формирование умений читать план и карту готовит детей к изучению географии в старших классах, где карта наряду с учебником выступает как важнейшее учебное пособие, по которому изучается распределение на Земле географических объектов и их номенклатура. Знания о строении организма человека, об охране и укреплении здоровья готовят учащихся к изучению раздела «Человек» курса биологии.
Установлению преемственных связей и их реализации в естественнонаучном образовании помогут таблицы, составляемые по следующей форме:
34 (26). Значение естественнонаучного образования в развитии личности младшего школьника.
Для истории становления
и развития начального естественнонаучного
образования характерна борьба между
сторонниками и противниками такого
образования. Одним из наиболее веских
аргументов сторонников
Формируя определенную
сумму естествоведческих, в том
числе и экологических знаний
и практических умений естественнонаучные
учебные курсы развивают
Поскольку одной из задач этих курсов является формирование научных знаний о природе, они закладывают в детях научный взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения лежит диалектический материализм, признающий первичность материального мира, его единство и изменчивость. Наблюдая по специальным заданиям предметы и явления в природе, дети не только накапливают определенный запас конкретных представлений, но и исследуют объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предметы и явления природы действительно реально существуют, что окружающий мир объективен.