Методика по естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:54, курс лекций

Описание работы

Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. В самом деле, только естественные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_3-N_3-NA_metodika_estest-ya_prodolzhenie.docx

— 74.94 Кб (Скачать файл)

2. Содержание и  структура начального естествознания  должны отвечать принципу научности,  т. е. современному уровню развития  наук о природе. Даже самое  минимальное содержание учебного  материала должно быть необходимым  и достаточным для того, чтобы  в ней нашли отражение целостное  содержание и структура какой-либо  теории. Эта целостность применительно  к начальному естествознанию, с  нашей точки зрения, заключается  в теории: развитие в природе  идет от простых форм к сложным. Значит, отбирается такая группа основных естествоведческих понятий, законов, закономерностей, которая бы составила основу восприятия данной теории. При этом следует учесть, что понятия, законы и закономерности отбираются и структурно оформляются таким образом, чтобы между ними можно было устанавливать взаимосвязи. Без такой возможности теряется целостность научного знания. Принцип научности имеет особое значение для начального естествознания. Дело в том, что распространенным является факт, когда дети приходят в школу с искаженными бытовыми знаниями о природе, в частности — знаниями, проникнутыми антропоморфизмом. Немалую роль играют в этом художественные произведения. Недостаточно высокий образовательный уровень ряда учителей в области естествоведческих наук также отрицательно сказывается на научном уровне знаний учащихся. Если на начальном этапе обучения не откорректировать эти ошибки, то они сохраняются у человека, порой, на всю жизнь. Поэтому содержание начального естествознания не просто должно отвечать принципу научности, но и быть направленным на коррекцию, уточнение, исправление уже имеющихся знаний.

3. Необходим учет  дидактических принципов, которые  должны быть руководящими при  трансформации научного знания  в учебный предмет.

4. Важным принципом  отбора и конструирования содержания  естествознания является принцип  практической направленности. Теоретической  основой его применения служат  разработанные в дидактике положения  о целесообразном соотношении  сознания и деятельности, о необходимости  деятельностного подхода в обучении. Этот принцип реализуется прежде всего в том, что содержание учебного естествознания отбирается с учетом преимущественного усвоения его учащимися в ходе непосредственной практической деятельности — наблюдения, распознавания признаков, эксперимента и моделирования. Необходимо также учитывать возможность применения и проверки полученных знаний на практике. Значимость этого принципа заключается еще и в том, что его использование создает запас конкретных представлений и первоначальных понятий, необходимых для организации деятельности осмысления.

5. Тесно связан  с принципом практической направленности  другой специфический принцип  — краеведческий. Начало этому  принципу было положено В. Ф.  Зуевым. Сущность его заключается  в том, в начальной школе  ребенок должен изучить окружающую  его природную и социальную  среду. Это создает хорошую  основу для формирования отчетливых  представлений о природе и  социологии отдаленных территорий  Земли.

6. Отбор естествоведческого  содержания с учетом принципа  экологической направленности определяется  требованиями времени. В самом  деле, экологических знаний, экологической  культуры требует любая отрасль  практической деятельности человека, даже быт. В наше время влияние  человека на природу становится  все сильнее и заметнее. Одной  из сторон этого влияния является  использование человеком природных  ресурсов в своей хозяйственной  деятельности. Но природные ресурсы  в конечном итоге исчерпаемы. И при длительном и нерациональном использовании они могут иссякнуть. Отсюда понятна угроза существованию жизни на Земле. В этом плане у человечества достаточно серьезных опасений: ко многим проблемам — политическим, военным, экономическим, энергетическим — добавляется еще одна — экологическая. Поэтому в нашей стране обязанность охранять-природу стала требованием Конституции, а экология — необходимым образовательным компонентом всех естественнонаучных учебных дисциплин. Наиболее существенными в экологическом образовании младших школьников являются следующие положения:

·        знания, подводящие к пониманию некоторых фундаментальных основ экологии, сформулированных Коммонером в виде законов;

·        практические меры по восстановлению нарушенного в природе равновесия;

·        правила поведения в природе.

Названные компоненты должны рассматриваться в содержании естествознания как причина и  следствие, вытекать одно из другого  и, в конечном итоге, подводить ребенка  к пониманию необходимости совершенно определенного отношения к природе  и непосредственного посильного участия в ее охране. Отсюда вытекает необходимость при разработке содержания начального естественнонаучного образования  определить виды и содержание мероприятий  по охране природы, которые могут  выполнять младшие школьники.

7. Необходимым условием  отбора содержания является принцип  генерализации знаний. Реализация  его требует решения проблемы  преемственности между начальным и последующими этапами естественнонаучного образования.

8. Содержание начального  естественнонаучного образования  должно отвечать общественным  целям воспитания и развития  подрастающего поколения.

 

33(25). Преемственность в обучении естествознанию.

Начальное естествознание выступает как часть, как подсистема в единой системе школьных учебных  предметов и «по горизонтали», и «по вертикали». Поэтому возникает  необходимость рассмотреть межпредметные связи и преемственность в естественнонаучном начальном образовании.

Межпредметные связи в обучении, по определению В. Н. Федоровой, представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познаются современными науками. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как эквивалент межнаучных связей. Межпредметные связи в учебном процессе позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Межпредметные связи рационализируют учебный процесс в целом.

Реализации межпредметных связей способствуют синхронистические таблицы, в которых по времени расписано содержание учебного материала в разных учебных предметах. Приведем конкретные примеры реализации межпредметных связей.

Естествознание  тесно связано с образовательной  областью «Родной язык». Естественнонаучный материал, в особенности материал наблюдений, может быть использован  в предварительной беседе перед  чтением произведений о природе, объяснением некоторых взаимосвязей тел и явлений природы, описываемых  в художественном произведении, а  также выявлении творческих приемов, применяемых автором. Например, часто  в художественных произведениях  описываемые объекты природы  разговаривают, используя человеческую речь. Научное знание о том, что  растения, животные, грибы не владеют  вообще речью, позволяют сделать  вывод, что это художественный (чаще сказочный) прием автора. Дальнейшая работа уже идет по выявлению сущности этого приема. Такая работа позволяет, с одной стороны, глубже понять произведение, творческий замысел его автора, а  с другой — закрепить научность  естествоведческого знания. Наблюдения предметов и явлений в природе, в уголке живой природы, на уроках в классе могут быть использованы как источник устных и письменных творческих работ учащихся. В свою очередь, использование художественных произведений на уроке естествознания делает учебный материал по этому предмету более эмоциональным, вызывает у учащихся стремление к более точным и глубоким наблюдениям в природе.

Не менее тесна  связь естествознания с учебными предметами эстетического цикла. Образы, полученные в ходе наблюдений в природе, широко используются детьми в изобразительной  деятельности, а вызванные природой эмоциональные переживания помогают пониманию музыки. В свою очередь  изобразительное искусство и  музыка усиливают эмоциональное  восприятие природы, делают полученные в ходе наблюдений представления  более полными и яркими, а, в  конечном итоге, положительно влияют на качество и результативность наблюдений.

Естествознание  связано с образовательной областью «Технология». В изготовлении многих поделок дети применяют образы тел  природы, сам природный материал. В то же время в процессе этой деятельности уточняются фактические  знания о природе, развивается потребность  в наблюдениях, некоторые из поделок  используются на уроках природоведения как наглядные пособия.

Естествознание  является определенной теоретической  основой для уроков сельскохозяйственного  труда. Выполнение сельскохозяйственных работ требует довольно развитой наблюдательности, развитие которой  составляет важнейшую задачу естествознания. С другой стороны, уроки сельскохозяйственного  труда создают возможности для  практикования знаний, усиливают практическую направленность обучения естествознанию.

Имеются возможности  связать естествознание с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать количественные характеристики из жизни природы: количество того или иного корма, съедаемого разными животными за определенный промежуток времени, число созрева-емых на растении плодов и семян, данные по урожаю растений, продуктивности домашних животных, размеры экологических бедствий, вызванных негативной деятельностью человека в природе и т. п. В свою очередь такие задачи делают знания о природе более убедительными.

Преемственность в  обучении. Понятие преемственности  в педагогической литературе имеет  довольно разносторонний диапазон толкований, но, в основном, авторы сходятся в  том, что преемственность предполагает определенную последовательность и  поэтап-ность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми предстоит овладеть ученику «по вертикали» обучения. В этом понятии выделяют три взаимосвязанных элемента:

·        необходимая связь и соотношение между частями данной образовательной области на разных этапах обучения;

·        взаимосвязь методов, приемов, форм обучения;

·        определенные последовательно возрастающие требования к результативности обучения, воспитания, развития.

Преемственность в  учебном процессе имеет большое  значение. Она дает возможность постепенно увеличивать объем понятий и  способов действий, а также образовывать у учащихся целостного представления  о научном знании данной области  науки; влияет на мотивацию учения; позволяет учителю применять  в учебном процессе продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность учащихся, постепенно увеличивать нагрузки на учащихся. Преемственность обычно выясняется при сопоставлении и логическом анализе содержания, форм, методов и средств преподавания учебных предметов данной образовательной области на разных ступенях обучения.

Рассмотрим некоторые  конкретные примеры реализации преемственности  в естественнонаучном образовании. Начальное естествознание в последнем  является определенной ступенью, продолжаясь  в биологии, географии, экологии, физике и выполняя к последним пропедевтическую роль.

В процессе изучения естественнонаучных курсов в начальной  школе дети ведут наблюдения за погодой. Эти данные составляют хорошую основу при формировании в курсе географии  понятий «погода» и «климат», при  характеристике климата природных  зон. Знание частей растений и умение их различать помогут учащимся усвоить  материал курса биологии об органах  растений. Знакомство со способами  размножения растений и соответствующая  практическая работа составят определенную базу для изучения в 6 классе темы

«Размножение растений». Велика пропедевтическая роль темы начального естествознания «Ориентирование на местности», основная задача которой  формирование практических умении нахождения направлений на местности по компасу, по природным ориентирам. Без этих знаний и умений почти невозможно усвоить материал соответствующей  темы в курсе физической географии. Знакомство с планом и картой, формирование умений читать план и карту готовит  детей к изучению географии в  старших классах, где карта наряду с учебником выступает как  важнейшее учебное пособие, по которому изучается распределение на Земле  географических объектов и их номенклатура. Знания о строении организма человека, об охране и укреплении здоровья готовят  учащихся к изучению раздела «Человек»  курса биологии.

Установлению преемственных  связей и их реализации в естественнонаучном образовании помогут таблицы, составляемые по следующей форме:

34 (26). Значение естественнонаучного образования в развитии личности младшего школьника.

Для истории становления  и развития начального естественнонаучного  образования характерна борьба между  сторонниками и противниками такого образования. Одним из наиболее веских аргументов сторонников естественнонаучного  образования всегда служила его  огромная значимость в развитии личности ребенка. В чем же заключается  эта значимость?

Формируя определенную сумму естествоведческих, в том  числе и экологических знаний и практических умений естественнонаучные учебные курсы развивают эрудицию ребенка, которая является неотъемлемой частью общей культуры человека.

Поскольку одной  из задач этих курсов является формирование научных знаний о природе, они  закладывают в детях научный  взгляд на природу, составляющий основу для развития элементов научного мировоззрения. В основе такого мировоззрения  лежит диалектический материализм, признающий первичность материального  мира, его единство и изменчивость. Наблюдая по специальным заданиям предметы и явления в природе, дети не только накапливают определенный запас  конкретных представлений, но и исследуют объекты природы органами чувств. Тем самым они убеждаются, что предметы и явления природы действительно реально существуют, что окружающий мир объективен.

Информация о работе Методика по естествознанию