Методика по естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 20:54, курс лекций

Описание работы

Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук. В самом деле, только естественные науки показывают обоснованные пути к удовлетворению материальных потребностей человека в питании, одежде, жилище, а значит, влияют на развитие экономики. Естественные науки стремятся к созданию необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

Ekzamen_3-N_3-NA_metodika_estest-ya_prodolzhenie.docx

— 74.94 Кб (Скачать файл)

Однако судить об эффективности  педагогических воздействий, о ценности методических находок, давать новые  рекомендации практике позволит эксперимент  — специально организуемая проверка того или иного метода, приема, средства и т. п. с целью выявления его  действенности, эффективности. Эксперимент  предполагает создание чего-то нового. В школе он проводится без нарушения  нормального хода учебного процесса, когда достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может  способствовать повышению эффективности  обучения или хотя бы не вызовет  нежелательных последствий. Это  естественный эксперимент. Он обязательно  предполагает наличие более или  менее равнозначных двух групп учащихся: контрольных, которые работают в  обычном режиме (по обычной методике, с обычным содержанием) и экспериментальных, где в режим, содержание или методику привносится исследуемый компонент. Последний предполагает обязательную разработку экспериментальных материалов. Это могут быть созданные исследователем дидактические материалы, наглядные пособия, методические рекомендации, фрагменты нового содержания или новое содержание в целом и т. п.

Иногда проводится проверка какого-либо частного вопроса или  особо тщательное наблюдение за отдельными учащимися, нередко с применением  аппаратуры. В этом случае допускается  искусственная изоляция одного или  нескольких учащихся в особые условия. Таков лабораторный эксперимент. В  исследованиях по методике естествознания он применяется крайне редко. Как  и при обследовании, в ходе эксперимента применяются наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, проводятся устные и  письменные проверки. Только в отличие  от обследования в эксперименте эти  методы применяются хотя и по одинаковым материалам, но в разных условиях —  экспериментальных и контрольных  классов. В ходе обследования и эксперимента исследователь получает фактический  материал в виде анкет, протоколов уроков, бесед, интервью, выполненных испытуемыми  проверочных работ.

Понятно, что на этом эмпирическом уровне исследование не может остановиться. Исследователь теперь должен проникнуть в сущность явлений, увидеть за внешним внутреннее, установить причинно-следственные связи, выявить движущие силы процесса, обобщить и в конечном итоге сформулировать определенную теорию или отдельное теоретическое положение, обогащающее теорию. Все это происходит на уровне абстрактного мышления с помощью таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, индукция и дедукция.

На этапе осознания  добытых фактов применяются теоретические  методы исследования. К ним относятся сравнение, противопоставление, аналогия, систематизация, классификация, вскрытие причин, обобщение.

Теоретические методы исследования всегда следуют за эмпирическими, но последовательность их применения не имеет резкой грани. Они тесно связаны между собой и взаимопроникают друг в друга. С помощью теоретических методов выявляются проблема и актуальность исследования, определяются гипотеза, цели и задачи. Все это делается на основании осознания добытых фактов при изучении литературных источников и реального учебно-воспитательного процесса (этап обследования). Применение теоретических методов к данным эксперимента позволяет исследователю сделать выводы в виде некоторых теоретических положений, которые содержат решение поставленных задач, подтверждение или опровержение гипотезы. Таков заключительный этап исследования.

Третья группа методов  исследования — это методы математической статистики. Они позволяют выявить  количественные характеристики, аргументирующие  качественные выводы. Математическими  методами являются следующие:

·        регистрация — число успевающих и неуспевающих; посещавших и непосещавших занятия; выполнивших работу с такой-то оценкой и т. п.;

·        ранжирование — расположение собранных данных в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей, определение места в этом ряду каждого из исследуемых компонентов;

шкалирование — введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; обычно здесь применяются тесты на выборку;

·        определение средних величин — среднее арифметическое.

Итак, схема исследования может быть следующей.

Первый этап —  изучение психолого-педагогической и  специальной литературы, состояния  реального учебно-воспитательного  процесса, определение проблемы и  научного аппарата исследования. На этом этапе применяются и эмпирические, и теоретические методы исследования.

Второй этап —  разработка экспериментальных материалов и эксперимент в школе. Здесь  преобладают эмпирические методы исследования. Обработка результатов эксперимента идет с помощью теоретических  и математических методов. При необходимости  происходит корректировка эксперимента; уточнение и формулировка теоретических  положений; разработка рекомендаций практическим работникам на основе полученных теоретических  выводов.

Таким образом, методика естествознания является наукой, так  как имеет:

·        особый объект исследования — учебно-воспитательный процесс ознакомления младших школьников с природой;

·        определенное место и связь с другими науками;

·        методологические основы;

·        методы исследования, среди которых имеют место как общепедагогические, так и специальные;

·        поступательное развитие теории;

·        открытые специфические закономерности: порядок ознакомления младших школьников с природой, теория развития естественнонаучных понятий, система методов обучения, система форм организации учебного процесса и т. д.;

·        наличие системы определений, терминов, понятий;

- систему организации  материальной базы.


 

 

31 (23). Обусловленность и задачи ознакомления младших школьников с природой.

Предшествующий  опыт становления и развития начального естественнонаучного образования  и проведенные научные исследования свидетельствуют о необходимости  и возможности ознакомления младших  школьников с природой. Не повторяя хода становления и развития начальных естествознания и географии, приведем в доказательство лишь некоторые весьма убедительные высказывания. М. В. Ломоносов: «... мне натура — мать ... знания в оной тщусь искать». И далее: молодым людям он советует прилагать «крайнее старание к естественных вещей познанию». В. Ф. Зуев: «Нет почти человека, которому бы познание вещей естественных не было нужно». А. И. Герцен: «Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать действительно мощное умственное развитие». К. Д. Ушинский: «... считаю эти предметы (предметы природы — авт.) самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности». В. П. Вахтеров: «Что же касается начального образования, то нет другого предмета, который мог бы более заинтересовать учащихся... как естествоведение». Д. Н. Кайгородов: «... это было какое-то громаднейшее недоразумение — изгнание природы из школы — недоразумение, перед которым наши потомки будут только руками разводить». Б. Е. Райков: «Человек, не знающий основ естествознания, подобен слепцу, который не может разобраться в окружающем и бродит ощупью».

Перечень подобных высказываний можно было бы продолжить. Но уже из него можно сделать вывод  о том, что налицо исторический аспект обусловленности естественнонаучного  образования.

Социальные и  экономические потребности человечества выдвигают науки о природе  на одно из первых мест среди других наук. В самом деле, почти вся  экономика любого государства строится на научных исследованиях, выполненных  в области естествознания. От уровня развития экономики зависит, социальная жизнь общества. Значит у членов общества должен быть определенный образовательный уровень в области этих наук. Кроме того постоянно растет число людей, для которых естественнонаучное образование становится профессиональным. Обусловленность естественнонаучного образования вызвана также и необходимостью передачи добытой информации из поколения в поколение.

Нельзя пройти мимо и такой роли естественнонаучного  образования, как развитие личности ребенка. Изучение наук о природе формирует мировоззрение, наблюдательность, развивает мышление, речь, волю, чувства, эмоции, экологическую и санитарно-гигиеническую культуру, положительные нравственные качества, практические умения и навыки и т. д. Перечисленные выше личностные качества, включая и эрудицию, входят в понятие «культурный человек». Следовательно как часть обусловленности естественнонаучного образования выступает и еще один аспект — социокультурный.

Естественнонаучное  образование обусловлено и современными экологическими проблемами. В самом  деле, противоречие между сложившимся  состоянием развития цивилизации и  природой достигло предела. Дальнейшее движение по этому пути ведет к  катастрофе. Вызывают серьезную озабоченность такие надвигающиеся явления, как изменение климата, усиление проникновения на Землю ультрафиолетового излучения, генетические изменения, эпидемии, исчезновение ряда видов растений и животных и т. п. Достигнутая сегодня предельная нагрузка на природу требует не только поисков путей поддержания сбалансированного хода развития и состояния окружающей природной среды, но и повседневного внимания к природе. Понятно, что все это повышает требования к образовательному уровню всего общества.

В перечисленных  случаях, доказывающих важность естественнонаучного  образования, немалая роль принадлежит  начальной школе. Мало того, в ряде случаев влияние природы именно на младшего школьника так велико, что почти не может быть восполнено на последующих этапах обучения. Здесь  речь идет прежде всего о развивающей роли изучения природы в духовном развитии ребенка.

И, наконец, введение ознакомления младших школьников с  природой диктуется необходимостью пропедевтики систематического естественнонаучного  образования, создания для него некоторой  основы. В самом деле, ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных  закономерностей; формированию практических умений и навыков учебного труда. Недостаточность такого первоначального  образования отрицательно сказывается  на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.

Таким образом, необходимость  естественнонаучного образования  младших школьников обусловлена  историей развития образования, огромным его влиянием на развитие всех сторон личности ребенка, экономической необходимостью повышения образовательного уровня членов общества в области естественных наук, современным экологическим  состоянием окружающей среды, важностью  пропедевтики систематического естественнонаучного  образования.

Исследование педагогами и психологами реальных учебных  возможностей младших школьников убедительно  доказывают правомочность и доступность  естественнонаучного образования  на начальном этапе обучения.

Все сказанное требует  определения целей начального естественнонаучного  образования. На современном этапе  целью учебного предмета «естествознание  в начальной школе» является общее и специфическое развитие личности школьника. Эта цель определяет следующие задачи обучения:

1) формировать и  развивать элементарные представления  и первоначальные понятия об  окружающей природе, об изменении  и взаимосвязи ее компонентов,  о природе как едином целом;

2) развивать положительные  личностные качества: научное мировоззрение,  мышление, речь, наблюдательность, любознательность  и творческие способности, патриотизм, экологическую и санитарно-гигиеническую культуру, эмоциональное восприятие мира, положительные нравственные качества и т. д.;

3) совершенствовать  теоретическую и практическую  учебную деятельность (например: наблюдение, распознавание, исследование, осмысление, обобщение, самооценка, самоконтроль, выращивание растений и уход  за ними, охрана природы, охрана  и укрепление своего здоровья, работа с лабораторным оборудованием,  чтение, письмо, рисование).

 

32 (24). Принципы отбора содержания.

В настоящее время  естественнонаучное начальное образование  представлено несколькими вариантами. Конкретное содержание каждого варианта заложено в определенной программе  и реализовано в соответствующих  учебниках. Однако, каким бы ни было содержание, отбор его должен учитывать некоторые общие принципы, хотя в каждом варианте могут быть и свои специфические принципы. Общие принципы отбора содержания определяются с учетом социального заказа общества школе, уровня развития и социальной значимости (функции) базовой науки, фундаментальными исследованиями, проведенными в методике преподавания естествознания в ходе ее становления и развития и, по нашему мнению, могут быть следующими.

1. Естественнонаучное  образование в начальной школа  наиболее целесообразно строить  по принципу интеграции в педагогически  целесообразном объединении и  трансформации сведений из разных  наук. Этот принцип был заложен  В. Ф. Зуевым, затем поддержан  и обоснован А. Я. Гердом. Вместе  с тем имеется опыт преподавания  в начальной школе самостоятельных  учебных предметов естествознания  и географии, например в системе  Л. В. Занкова. Однако сравнительного исследования результативности обучения по интегрированным курсам и самостоятельных естествознания и географии не проводилось, поэтому, выдвигая данный принцип, мы опирались на ретроспективные научные исследования и длительную педагогическую практику.

Информация о работе Методика по естествознанию