Многовариантность общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 13:42, реферат

Описание работы

Движущие силы общественного развития — это деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, в основе которой лежат определенные интересы, осуществляемая указанными социальными субъектами.
Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности более разнообразными становятся ее виды, постепенно совершенствуются навыки и способности людей.

Файлы: 1 файл

Общество - Многовариантность общественного развития - копия.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Многовариантность общественного развития

 

Движущие силы общественного развития — это деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, в основе которой лежат определенные интересы, осуществляемая указанными социальными субъектами.

Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности более разнообразными становятся ее виды, постепенно совершенствуются навыки и способности людей. Помимо этих повседневных, относительно медленных изменений, в обществе происходят и более крупные изменения, источники которых находят либо в изменениях природных основ социальной жизни (по идее Ш. Монтескье), либо в изменениях производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (по идее К. Маркса), либо в изменениях культурных, духовных ценностей (по идее Г. Гегеля). Каждый из этих источников — природный, экономический, культурный — оказывал определенное воздействие на развитие.

Природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой. Например, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины. Изобретение и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью. Развитие орудий труда, прогресс науки, техники, как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все сферы общественной жизни, структуру различных общностей людей, их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе её межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XX в. достижений науки из США и Западной Европы содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический период Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира.

Существуют различные подходы к анализу мировой истории, в процессе которой идет развитие общества. Один из них — линейно-стадиальный. Его суть заключается в том, что всё человечество развивается поступательно.

К. Маркс выделял 5 формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую с ее первой фазой — социализмом. Но исторические взгляды самого Маркса были намного глубже и сложнее. Маркс выделил 3 стадии:

Первичная формация, или доклассовое общество.

Вторичная формация, или классовое общество. Эта формация подразделяется на 2 крупные формы:

первая — азиатский, рабовладельческий, феодальный способы производства:

Азиатский способ. производства существовал в странах древнего Востока и характеризовался отсутствием частной собственности на землю, сильной централизацией государственной власти, выполнявшей хозяйственные функции и выступавшей в форме восточной деспотии;

вторая — капиталистический способ производства:

В коммунистическом обществе, по Марксу, будет достигнут такой уровень экономического развития, при котором станет возможно обеспечение полноценного и подлинного развития личности.

 

Критикуя марксистскую теорию формаций, ряд исследователей тем не менее поддерживает саму идею выделения стадий в мировом историческом процессе. Во 2-й половине XX в. усилиями прежде всего американских социологов Д. Белла и

О. Тоффлера был разработан стадиально-цивилизационный вариант развития общества. Руководствуясь критерием уровня технологии, ученые разделили историю человечества на 3 стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную, выделив тем самым определенные исторические типы общества.

Аграрное общество характеризуется господством натурального сельскохозяйственного производства. Технические инновации распространялись крайне медленно. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его жизни (масштабы личного богатства). Вся совокупность отношений закреплялась традициями, нормами морали, отражалась в психологии, освящалась религией.

Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, связанной с изобретением паровой машины. Факторами перехода от ручного труда к машинному стало развитие техники, технологии. Углубляется разделение труда, развиваются его специализация. Зависимость человека от природы ослабевает.

Становление постиндустриального общества обусловлено тем, что наука стала играть важную роль в повседневной жизни человека. Качественно изменило человеческую жизнь изобретение компьютера. Важнейшим фактором производства становится информация. Поэтому для постиндустриального общества характерно широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни.

 

По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы — эволюция и революция. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах.

Эволюционные изменения могут организовываться сознательно. В таких случаях они приобретают форму социальных реформ (аграрная реформа П. А. Столыпина). Но эволюционные социальные изменения могут быть и стихийным процессом. Например, на протяжении длительного времени идет процесс повышения среднего уровня образования населения многих стран мира.

Революционные изменения отличаются радикальностью, предполагающей коренную ломку социальной жизни. Они не частные, а общие или даже всеобщие, как правило, опираются на насилие. Революционные изменения зачастую организуются сознательно. Весь XIX в. прошел в Европе под влиянием Великой французской революции конца XVIII в., революционные идеи овладевали миллионами умов. XX в. дал миру новую волну революций. Последние несколько столетий социальные изменения во многих уголках земного шара происходили в результате революций, очень длительных и кровавых. Возник вопрос о том, не слишком ли дорогой ценой за прогресс является революция. В то же время революционные изменения нередко действительно способствовали решению назревших социальных проблем, активизировали значительные массы населения, благодаря чему ускорялись преобразования в обществе.

Революционные социальные изменения возможны и в будущем, но они могут быть ненасильственными, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных областей общественной жизни.

 

Вывод:

Различные подходы к развитию общества имеют свои достоинства и недостатки. Например, линейно-стадиальные подходы недооценивают роль культуры, духовной сферы в жизни общества, а локально-цивилизационный подход не учитывает все возрастающих связей между различными цивилизациями. Но прежде всего надо помнить, что история науки об обществе предостерегает от чрезмерного увлечения какой-либо идеей или теорией, но требует внимательного и уважительного отношения ко всему ценному, что создано мыслителями разных исторических эпох и разных народов, с тем, чтобы продвигаться дальше. Для углубления нашего понимания процессов развития общества необходимо дальнейшее серьезное сравнительное изучение.

 

 

 


Информация о работе Многовариантность общественного развития