Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:02, контрольная работа
Тейяр де Шарден разработал антропокосмическую концепцию человека. Большинство мыслителей до него, включая и основателей философской антропологии М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера, решали проблему человека в контексте природа – социум, природа – дух. Тейяр де Шарден расширяет исследовательское поле описания феномена человека до контекста человек – универсум.
Введение 3
1. Понятие психогенезиса. Представления о возникновении психики 4
2. Содержание психогенезиса и его структура 6
Заключение 8
Словарь…………………………………………………………………………….9
Список использованной литературы 11
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Институт непрерывного образования
Кафедра теоретической и математической физики
ПСИХОГЕНЕЗИС.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ.
Реферат
по дисциплине «Концепция современного естествознания»
по специальности Логопедия и Олигофренопедагогика
Преподаватель:
_____________
М.М.Ковалевский
«___» __________201\г.
Студент группы
______________
«___» __________2012г.
Содержание
Введение
Тейяр де Шарден разработал
антропокосмическую концепцию человека.
Большинство мыслителей до него, включая
и основателей философской
Тейяр де Шарден ставит задачу дать научное объяснение феномена человека. Намечая ракурс такого исследования, он обращает внимание на то, что человека можно рассматривать как вершину древа жизни и перспективу будущего развития универсума, ибо оно осуществляется через человека и посредством его.
Идеи Тейяра до настоящего времени обсуждаются, главным образом, философами и теологами. Специалисты КСЕ почти не занимались анализом его воззрений, может быть, потому, что труды Тейяра относят к разряду философии, а может быть, из-за незавершенности и некоторой фрагментарности его биологических построений. Тем не менее, на мой взгляд, понимание Тейяром человека как продукта эволюции весьма интересно.
1. Понятие психогенезиса. Представления о возникновении психики
Психогенезис (психогенез) – является возникновением и развитием духовной жизни человека. Теория биопсихизма наделяет психикой всю живую материю и в соответствии с этим относит время ее появления к периоду зарождения жизни. В учении о всеобщей одухотворенности природы — панпсихизме — выдвигается тезис о наличии души не только у живой природы, но и у неживой, например у камней; возникновение психики отдаляется при этом в еще более далекое прошлое.
Во всех перечисленных теориях психика приписывается какому-либо существу не потому, что оно обнаруживает определенные свойства поведения, а просто потому, что оно принадлежит к определенному классу объектов. Таким образом, ни одна из вышеприведенных точек зрения не дает нам четкого представления об объективном, но внутреннем (исходящем из сущности самой психики) критерии психического – данные критерии являются внешними по отношению к форме существования организма.
Существует также такой способ решения проблемы возникновения психики, при котором она признается свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой материи, но только организмам, имеющим нервную систему. Эта концепция получила название нейропсихизм.
В гипотезе Леонтьева психическое развитие живых организмов определялось усложнением нервной системы, изменением среды существования и возникновением поведенческой активности.
Тейяр де Шарден, о котором говорилось во введении привносит несколько новых моментов в трактовку и антропогенеза, и космогенеза. Во-первых, он связывает в единый эволюционный процесс космогенез, геогенез, биогенез, психогенез и ноогенез. Благодаря этому они выступают ступенями целостного эволюционного процесса, последовательно сменяющими друг друга в ходе спонтанного скачкообразного развития1.
Важным моментом в генезисе духовной составляющей родового человека является его постепенное освобождение от природной зависимости. Если древнейшие предки человека, как и все остальные животные, были полностью зависимы от природы, то со временем степень зависимости начинает уменьшаться. Это явилось следствием трудовой деятельности, изготовления и применения орудий труда, преобразования «первой природы» во «вторую природу». Но генезис духовной составляющей явился не только прямым следствием трудовой деятельности и предметного освоения, преобразования окружающего мира, но и косвенным опосредованным следствием, благодаря трудовой деятельности, уменьшается степень зависимости человека от природы и увеличивается степень свободы, сначала родовой, потом и индивидуальной, сначала по отношению к природе, а потом и в других отношениях. Благодаря генезису свободы и уменьшению различных форм зависимости, возрастает и значение самоопределения человека, и степень ответственности за свой выбор, чего не может быть без развития сознания, души и духа.
2. Содержание психогенезиса и его структура
Человек начинает отличаться от животного мира и биологической формы движения материи, становится человеком благодаря возникновению двух тесно взаимосвязанных, но различных качеств:
1) коллективного взаимодействия и коллективного отражения действительности;
2) вытекающего из этого возникновения общественного и индивидуального сознания как специфической, высшей формы отражения окружающей действительности, а также общественного и индивидуального духа (в узком смысле) как специфической формы воздействия на окружающую действительность, преобразования ее, внесения нового, ранее не бывшего2.
Формирование этих качеств явилось той гранью, которая качественно отделила человека от всего остального животного мира. Эти два аспекта взаимосвязаны, но не тождественны, поэтому первый из них связан именно с социальным аспектом личности и сущности человека, а второй – с духовным аспектом3.
В процессе возникновения и развитие психика проходила ряд этапов. Следовательно структура психогенеза представлена: сенсорной психикой, перцептивной психикой и интеллектом.
Развитие личности и ее духовного аспекта с момента зарождения внутренне противоречиво. С одной стороны, личность есть непосредственная целостность жизни индивида, ее внутренний мир определяется характером ее действительных общественных отношений. С другой стороны, в ходе исторического развития и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, – появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям. Как видим, классики не смешивали личную (духовную) и социальную жизнь индивида, личностные и социальные условия его бытия. Другими словами, появляется различие между личной жизнью и жизнью в обществе (общественной жизнью, гражданской). А противоречие именно внутреннее, связанное с тем, что личность стремится обрести относительную самостоятельность, независимость, свободу от общества, от других людей.
Становление и развитие личности, дифференциация ее духовного аспекта от внешнего и внутреннего социальных аспектов связаны, прежде всего, с развитием трудовой деятельности. Таким образом, мысль о том, что личность человека возникает и развивается в процессе деятельности, представляется бесспорной. Нельзя согласиться с участившимися нападками на роль труда в процессе очеловечивания человека, на деятельностную теорию личности и на марксистскую концепцию человека в целом, предпринимаемыми некоторыми современными философами.
Заключение
Таким образом, психогенез – это появление и развитие психики и духовного мира у человека. Причины психогенеза и предпосылки его возникновения по-разному виделись различными специалистами в данной области.
Генезис личности по всей видимости шел через преобразование сферы дочеловеческой психики в сферу души (которую и сейчас нельзя рассматривать как полностью отделившуюся от дочеловеческих уровней психики), затем через постепенное выделение в относительно самостоятельную – сферы духа, а затем (или одновременно) – через выделение сферы сознания, через формирование мышления как высшего уровня сознания.
Наряду с биологическими предпосылками (полный комплект структур имеющихся в мозге) важное значение в генезисе духовной составляющей человека имели социальные предпосылки (развитие общества и общественных отношений) и собственно духовные предпосылки (самодетерминация духа, его усиливающееся влияние на свое собственное дальнейшее развитие).
Словарь
ПСИХОГЕНЕЗИС -наука о постепенном развитии и душевной деятельности у человека.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.
ПСИХОГЕНЕЗИС- возникновение и постепенное развитие в человеке душевной деятельности (чувств, речи, мышления, памяти, воли и т. д.).
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
ПСИХОГЕНЕЗИС- наука, изучающая возникновение и постепенное развитие душевной деятельности у человека.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф., 1907.
ПСИХОГЕНЕЗ, ПСИХОГЕНЕЗИС [см. психо… + генезис] – возникновение и развитие психической жизни (чувств, речи, волевой и мыслительной деятельности) у человека
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007.
ПСИХОГЕНЕЗ (psychogenesis) Происхождение и развитие психических процессов.
Райкрофт Ч. «Критический словарь психоанализа». Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С. М. Черкасова.— СПб.; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
ПСИХОГЕНЕЗ (РSYCHOGENESIS) 1. Происхождение и, в более широком смысле, развитие -психики. В этом смысле термин используется в общем плане, по существу, для обозначения любого аспекта психологического функционирования.
2. происхождение и
развитие определенного
ВСловаре.Ру>Психологический словарь
ПСИХОГЕНЕЗ (РSYCHOGENESIS) Термин, обозначающий
психологические истоки происхождения
нормальных и патологических психических
феноменов. Подходы к пониманию психогенетических
взаимосвязей основываются на неизбежности
влияний прошлых (ранних) психических
проявлений и процессов на формирование
наблюдаемых в настоящее время явлений
(психический детерминизм). Отдельные
феномены и кажущаяся случайной и необъяснимой
непоследовательность их возникновения
могут быть поняты при скрупулезном изучении
всей причинно-следственной цепи следующих
друг за другом психических феноменов,
являющихся сложным переплетением и взаимодействием
сознательных и бессознательных сил.
Возможность изучения чередований и смены
детских конфликтов, проявляющихся на
ранних этапах развития индивида, создается
благодаря применению психоаналитической
методики, когда конфликтные переживания
предстают перед взором аналитика в виде
переноса.
См. анализ, конфликт, симптом, психический
детерминизм, характер.
Список использованной литературы
1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987
2 Туман-Никифоров А.А. Формирование человеческой духовности в процессе антропосоциогенеза. // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. - 2011. - № 4. - С. 183-189.
3 Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: Омела-Л. – 2011. – 240 с.
Информация о работе Психогенезис. Представления, структура, содержание