Структура и содержание актива баланса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объём производства должен быть увязан с объёмом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей.

Содержание работы

I. Введение 3
II. Структура и содержание актива баланса 5
2.1. Понятие бухгалтерского баланса, его структура. 5
2.2. Актив баланса: содержание, характеристика статей, техника составления. 6
2.2.1. Раздел I баланса «Внеоборотные активы» 7
2.2.2. Раздел II баланса «Оборотные активы» 13
III. Заключение. 25
IV.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.Курсовая теория.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

I. Введение

3

II. Структура и содержание актива баланса

5

2.1. Понятие бухгалтерского  баланса, его структура.

5

2.2. Актив баланса: содержание, характеристика статей, техника  составления.

6

2.2.1. Раздел I баланса «Внеоборотные активы»

7

2.2.2. Раздел II баланса «Оборотные активы»

13

III. Заключение.

25

IV.Список использованной литературы

27

Пояснения к практической части задания

28

Приложение 1. Оборотно-сальдовая

ведомость за март 2011г

 

Приложение 2. Главная книга

 

Приложение 3. Бухгалтерский баланс

 

Приложение 4. Отчет о прибылях и убытках

 

Приложение 5. Отчет об изменениях капитала

 

Приложение 6. Отчет о движении денежных средств

 

Приложение 7. Пояснительная записка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

В экономике, как и  в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объём производства должен быть увязан с объёмом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей.

Такая взаимосвязь предполагает сбалансированность. Применение её в  теории и практике воспроизводства  совокупного общественного продукта определяет содержание балансового  метода.

В балансе хозяйственные  средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой – по источникам их формирования и целевому назначению. Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учёта. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности.

Среди других слагаемых  метода бухгалтерского учёта двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.

В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая  позволяет принимать обоснованные управленческие решения. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета. Все это объясняет неоспоримую актуальность выбранной темы для курсовой работы.

Предметом исследования является отражение хозяйственной  деятельности предприятия ООО «Прогресс», а в качестве объекта исследования выступает анализ учета основных средств, нематериальных активов и другого имущества данного предприятия, его готовой продукции. Цель курсовой работы - продемонстрировать составление бухгалтерской отчетности на отдельно взятом предприятии. В практической части представлены: описание организации, условия задачи; показано, как начисляется заработная плата работникам предприятия и амортизация отдельных объектов основных средств, как отражаются на бухгалтерском балансе такие операции, как приобретение материалов, их передача в производство, начисление НДС, реализация готовой продукции, учет выручки и т.д. Приведены основные отчетные документы: проводки за 1 кв.2011г., Оборотно-сальдовая ведомость за март 2011г., главная книга, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка. 

Проведенные исследования в основном опирались на данные бухгалтерского учета и отчетности, а также были проработаны другие источники информации: материалы периодической печати, методические указания, работы специалистов, специальные сайты авторитетных систем по БухУчету в интернете.(6,13,17)

II. Структура и содержание актива баланса

2.1. Понятие бухгалтерского  баланса, его структура

Бухгалтерский бала́нс (фр. balance, буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши)  — основная форма бухгалтерской  отчётности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении.(16, с.24) Он характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату. В России форма бухгалтерского баланса и порядок его составления юридическими лицами (кроме кредитных и бюджетных организаций) регламентируются ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций». (12; 1 с.65-78)

В балансе должна быть отражена полная и достоверная информация об активах и пассивах организации. Поэтому, прежде чем составить баланс, проверяется: 
– все ли хозяйственные операции за отчетный период отражены в учете; 
– правильно ли сформированы обороты по синтетическим и аналитическим счетам. Кроме того, по итогам года нужно провести: 
– инвентаризацию имущества и обязательств организации1– реформацию баланса.(15. с.1-2)

Баланс заполняется на основании остатков по счетам бухучета, сформированным на отчетную дату, а также на конец двух предыдущих лет. Например, в балансе за I квартал 2011 года отражаются остатки по счетам на 31 марта 2011 года, 31 декабря 2010 года и 31 декабря 2009 года (4,стр.17-24).

Показатели Бухгалтерского баланса за отчетный период и два прошлых года должны быть сопоставимы. Несопоставимость показателей может возникнуть, если в отчетном периоде были выявлены существенные ошибки прошлых лет и (или) изменилась учетная политика организации.  Зачет между статьями активов и пассивов баланса не допускается2. Поэтому по всем активно-пассивным счетам отражается в балансе развернутое сальдо. Например, кредиторскую задолженность нельзя отражать за минусом дебиторской задолженности (в т. ч. по одному и тому же контрагенту). Из этого правила есть одно исключение. Отложенные налоговые активы и обязательства можно отражать в балансе не в полной сумме (развернуто), а только в части разницы между ними (в виде свернутого сальдо)3. Содержательная часть бухгалтерского баланса определяется его строением и структурой.

В актив баланса включены два раздела: раздел I «Внеоборотные  активы» и раздел II «Оборотные активы». В пассиве баланса три раздела: раздел III «Капитал и резервы», раздел IV «Долгосрочные обязательства» и раздел V «Краткосрочные обязательства».

Активы включают в  себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, задолженность клиентов, контрагентов, деньги на расчетных и других счетах в банках и так далее. Обязательства складываются из денежных средств, которые организация должна за поставленные ей товары и услуги, кредиты и так далее.

Правильное составление  бухгалтерского баланса предполагает: полный охват показателей и результатов деятельности компании; надлежащую группировку хозяйственных процессов в соответствии с природой того или иного процесса; правильное отображение операций, которое позволит определить не только финансовое состояние компании, но и его финансовый результат.

2.2. Актив баланса: содержание, характеристика статей, техника  составления.

Любая собственность  предприятия — машины и оборудование, недвижимость, финансовые вложения, задолженность  дебиторов и т. д. — является его активами. Это все то, что можно обратить в денежные средства.

Каждый из разделов баланса  состоит из подразделов (групп статей), в которых отражаются виды активов  и обязательств организации. Подразделы включают в себя отдельные статьи — строки, предназначенные для расшифровки показателей баланса (14, с.82-89). Конкретная структура бухгалтерского баланса определена в разделе IV ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Актив баланса состоит из двух разделов: раздел I «Внеоборотные активы» и раздел II «Оборотные активы». Рассмотрим подробно каждую статью этих разделов баланса.

2.2.1. Раздел I «Внеоборотные  активы»

В разделе «Внеоборотные  активы» баланса отражается информация об активах организации, которые  используются для извлечения прибыли в течение длительного времени. Активы (обязательства), для которых не определена конкретная строка баланса, отражаются исходя из их экономической сущности независимо от того, на каком счете они учтены (принцип приоритета содержания перед формой)4. Например, несмотря на то что депонированная зарплата учитывается на счете 76 (а не на счете 70), ее экономическое содержание от этого не меняется. Поэтому в балансе депонированная зарплата отражается как кредиторская задолженность перед персоналом, а не перед прочими кредиторами.

Стоимость имущества  и обязательств в балансе нужно отражать за вычетом регулирующих величин. В частности, регулирующими величинами являются: суммы начисленной амортизации5; резерв под снижение стоимости материальных ценностей6; резерв под обесценивание финансовых вложений7
резерв по сомнительным долгам8.

Строка 1110. «Нематериальные активы»

По данной строке Бухгалтерского баланса отражается информация об объектах нематериальных активов (НМА) (произведения науки, литературы и искусства; объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и т.п.); программы для электронных вычислительных машин и базы данных; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания; иные охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, перечисленные в п.1 ст. 1225 ГК РФ). Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве НМА, если выполняются следующие условия: объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем; организация осуществляет контроль над объектом; имеется возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; объект предназначен для использования в течение длительного времени; организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; у объекта отсутствует материально-вещественная форма (14, с.112-114).

 В составе НМА  учитывается также положительная  деловая репутация, возникшая  при приобретении предприятия  как имущественного комплекса  (в целом или его части).9 Фактическая (первоначальная) стоимость НМА может изменяться в случаях их переоценки или обесценения. При заполнении строки 1110 "Нематериальные активы" Бухгалтерского баланса указывается остаточная стоимость НМА организации10. Остаточная стоимость нематериальных активов определяется как разница между сальдо по счетам 04 и 05 (с учетом переоценки и обесценения).

Строка 1120. Результаты исследований и разработок

По данной строке Бухгалтерского баланса отражается информация о  расходах на завершенные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы (НИОКР), учитываемых на счете 04 "Нематериальные активы" обособленно11. В составе расходов на НИОКР учитываются затраты организации на выполненные самостоятельно или с привлечением сторонних исполнителей работы, связанные с осуществлением научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности и экспериментальных разработок, определенные Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

При заполнении строки 1120 "Результаты исследований и разработок" Бухгалтерского баланса указывается сумма расходов на выполнение НИОКР, отраженная на счете 04 и не списанная на отчетную дату на расходы по обычным видам деятельности и (или) на прочие расходы12 .

Строка 1130. «Основные средства»

Основные средства —  это часть имущества организации, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо для осуществления управленческих задач и не предназначено для продажи. К основным средствам относятся здания, транспортные средства, вычислительная и кассовая техника, мебель и т. п. Порядок учета основных средств установлен ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (в редакции приказа Минфина России от 27.11.2006 № 156н) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, которые применяются в части, не противоречащей нормам ПБУ 6/01.

Возможно, в строке баланса «Основные  средства» придется отразить показатель больший, чем предполагалось изначально. Это случится, если у компании есть недавно построенные или купленные объекты недвижимости, которые ввели в эксплуатацию. Но переводить актив в состав основных средств не торопились, поскольку право собственности на него до сих пор не зарегистрировано. Теперь же придется отразить незарегистрированный недвижимый объект на счете 01 «Основные средства». Более того, это необходимо сделать, даже если бумаги (!) для регистрации еще не относили в Росреестр. Такие правила четко прописаны в бухгалтерском законодательстве с 1 января 2011 года. (2 с.10-35) По уточненным правилам достаточно того, что вы закончили капитальные вложения по объекту недвижимости и ввели его в эксплуатацию. Тогда стоимость этого имущества необходимо перевести со счета 08 на счет 01 (или 03).

Информация о работе Структура и содержание актива баланса