Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:32, контрольная работа
Космогония и физика Аристотеля оказались чрезвычайно удобными для христианских учений. В учении Аристотеля много идеалистических моментов, использованных христианской церковью.
Целью данной контрольной работы является описание развитий идей Аристотеля в средневековой науке, так как он разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта, и имел огромное влияние на все последующее развитие философской мысли.
Введение…………………………………………………………………….........3
1.Краткое учение Аристотеля о физике и космологии………………………..4
2.Развитие идей Аристотеля в средневековой схоластике…………………....7
3. Значение физики и космологии Аристотеля для средневековой науки.. …12
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………...16
В средневековой науке можно выделить три традиции познания:
1)Схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат в областях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений;
2) Герметическую традицию (от имени легендарной «полубожественной» личности из Египта первых веков н.э. Гермеса Трисмегиста – то есть Трижды Величайшего, заложившего основы герметизма), опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно - манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы. Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина.
3) Опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием античных естественнонаучных идей Аристотеля. Представители этой традиции видели в научном знании средство расширения практического могущества, улучшения реальной жизни людей [3].
Несомненной заслугой схоластов было то, что в их трактатах предвосхищались идеи математической логики. Среди средневековых ученых схоластического направления можно назвать немало ярких имен, обладатели которых зачастую непримиримо противостояли друг другу. Среди них выделялись: Буридан Жан (около 1300-1358) – французский философ, распространитель идей Оккама. Один из создателей теории «импетуса», связавшей динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Теория эта утверждала, что в падающем теле благодаря тяжести накапливается импетус (поэтому скорость при падении возрастает), в процессе движения импетус расходуется на преодоление трения, исчерпав импетус тело останавливается. Теория импетуса способствовала развитию физических понятий инерции и силы. Известен Буридан и парадоксом детерминизма воли, названным так же «Буридановым ослом» - осел помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых связок сена должен околеть от голода, будучи неспособным сделать выбор в пользу одной из них. Аль-Фараби Абу Наср ибн Мухаммед (870-950) – один из крупнейших философов и ученых-энциклопедистов арабского Востока, последователь Аристотеля и Платона, жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Разработал учение о несотворенности мира и вечности материи. При этом он отрицал бессмертие индивидуальной души. Отстаивал познаваемость мира. В сфере его интересов были религия, космогония, общественное устройство, и даже музыка, которой он посвятил отдельную книгу. Ибн Рушд (1126-1198) – философ, судья и придворный врач, живший в Андалусии и Марокко. Интерпретировал труды Аристотеля в духе материализма и пантеизма (божественности природы), считал мир вечным, но расположенном в конечном пространстве. Методологически он отделял философский (научный) путь познания, от теологического, говоря, что природа независима от Аллаха, не влияющего на частности мирового процесса [6].
Философия Аристотеля завершает тот период античной философии, который нередко именуется «философией классической Греции» и которая является основой всей европейской философии.
Аристотелем было сделано много ценного и важного в области натурфилософии, физики, хотя последняя не отделена резкой границей от первой философии. Физика Аристотеля - это не физика в современном понимании, а те же общефилософские вопросы, но тесно связанные с пониманием природы, т.е. натурфилософия. Т.е. конкретно-научная методология Аристотеля-физика определялась методологическими взглядами Аристотеля-философа.
Осознание роли метода и разработка исторически первого его варианта позволили Аристотелю построить оригинальную физическую картину мира, впервые реализовать идею науки о природе.
Аристотель отталкивается от платоновского учения об эйдосе как общей сущности вещи. Однако он не соглашается с тем, что сущность вещи существует сама по себе вне самой вещи, и критикует Платона за ненужное удвоение мира.
Он помещает сущность вещи в саму отдельную, чувственно воспринимаемую вещь, и понимает эту сущность как процесс целенаправленного формирования, как деятельность, как «энергию» [1].
Вещь может полностью реализовать свою идею, или сущность, свою «форму». Поэтому истинно сущее бытие для Аристотеля – это отдельная чувственно воспринимаемая вещь, «первое сущее», в котором нераздельно слиты его материя и его «идея» (форма).
«Материя» Аристотеля – это всего лишь возможность вещи, действительность которой дает форма. Все вещи в мире различаются степенью полноты реализации своей цели и формы, их можно сравнивать по степеням совершенства.
Космос – вечная и неподвижная иерархия степеней совершенства, в которой есть «верх» и «низ», т.е. первая материя (чистая возможность) и чистая форма, или абсолютная актуальность – «божественное» начало в мире.
Все последующие мыслители, и прежде всего средневековые, строили свои методологические концепции конкретно-научного уровня подобным же образом.
С тех пор развитие физики определяется стремлением человека всё полнее и глубже воплотить эту идею в жизнь, причем общая методологическая установка Аристотеля присутствовала в умах физиков и последующих эпох.
Так, «очки» современной физики – это, прежде всего, принципы симметрии, к которым относятся закон сохранения энергии (симметрия времени), законы сохранения импульса и момента импульса (симметрии пространства), принцип относительности (симметрия в смысле равноправия инерциальных систем отсчета) и т.д. [6]
На развитие европейской философии Аристотель оказал такое ж влияние, как все философы античности вместе взятые.
Он создал и отшлифовал той стиль мышления, который получил название аристотелизма, и который постоянно доминировал и до настоящего времени доминирует в европейской культуре, философии и науке.
Его учение, в котором он стремится связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона, допускает и последовательно материалистическое, и объективно-идеалистическое истолкование.
Материалистическая переработка началась в его школе уже Страбоном и привела в арабской философии Авиценны и Аверроэса к материалистическому пантеизму.
Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.
Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.
Аристотель производит разделение основных видов философских проблем, легшее в основу деления на этику, физику и логику, ставшего для европейской философии классическим: «...имеется три вида положений и проблем, а именно: одни положения, касающиеся нравственности, другие — природы, третьи — построенные на рассуждении».
Таким образом, благодаря Аристотелю европейская философия в рамках платоновской школы приобретает ту дисциплинарную расчлененность, методическую разработанность и полноту, которые обеспечили в дальнейшем ее устойчивое школьное функционирование.
Аристотель внёс выдающийся вклад в создание и развитие ряда конкретных наук, в том числе логики, психологии, риторики, эстетики, политики, как теории государства и др.
Его учение охватило все области тогдашнего научного знания и представляет собой высшую точку в развитии античного творческого систематического мышления.
Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания [4].
Заключение
Аристотель - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии.
Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов.
Аристотель разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта. Имел огромное влияние на все последующее развитие философской мысли.
Благодаря арабским ученым взгляды Аристотеля проникли в средневековую Европу и повсеместно были приняты на веру вплоть до научной революции середины XVI в., которая поставила их под сомнение.
Огромный вклад Аристотеля в становление и развитие философии как науки - очевиден, поэтому обращение к его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.
Список использованной литературы:
1. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Кругосвет, 2008. -896 с.
2. Гайденко П. П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин) // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. — М., 1991.— 1-18 с.
3. Бакина В. И. Космологические учения раннегреческих философов: Учеб. пособие. М., Изд-во Моск. ун-та. 1999. −104 с.
4. Идлис Г. М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985.-232 с.
5. Карпов В.П. Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика / В.П.Карпов. - Харьков: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1056 с.
6. Лупандин И. В. Аристотелевская космология и Фома Аквинский // Вопросы истории естествознания и техники. 1989. № 2. 64-73 с.
Информация о работе Развитие и канонизация космогонии и физики Аристотеля в средние века