Физиология курс лекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:32, лекция

Описание работы

Нормальная физиология – биологическая дисциплина, изучающая:
1) функции целостного организма и отдельных физиологических систем (например, сердечно-сосудистой, дыхательной);
2) функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения);
3) взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образование эритроцитов в красном костном мозге);
4) регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервные и гуморальные).

Файлы: 1 файл

ФИЗИОЛОГИЯ ЛЕКЦИИ.docx

— 225.20 Кб (Скачать файл)

Нормальная функция клеток слизистой оболочки желудочно-кишечного  такта регулируется нейрогуморальными  и местными механизмами.

В тонком кишечнике основная роль принадлежит местному способу, так как на деятельность органов  большое влияние оказывают интрамуральные сплетения. Они осуществляют иннервацию ворсинок. За счет этого увеличивается  площадь взаимодействия пищевой  кашицы со слизистой оболочкой, что  увеличивает интенсивность процесса всасывания. Местное действие активируется при наличии конечных продуктов  расщепления веществ и соляной  кислоты, а также в присутствии  жидкостей (кофе, чая, супа).

Гуморальная регуляция происходит за счет гормона желудочно-кишечного  тракта вилликинина. Он вырабатывается в двенадцатиперстной кишке и  стимулирует движение ворсинок. На интенсивность всасывания также  оказывают воздействие секретин, гастрин, холецистокинин-панкреозинин. Не последнюю роль играют гормоны  желез внутренней секреции. Так, инсулин  стимулирует, а адреналин тормозит транспортную активность. Среди биологически активных веществ серотонин и  гистамин обеспечивают всасывание.

Рефлекторный механизм основан  на принципах безусловного рефлекса, т. е. стимуляция и угнетение процессов происходят с помощью парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы.

Таким образом, регуляция  процессов всасывания осуществляется с помощью рефлекторных, гуморальных  и местных механизмов.

11. Физиология пищеварительного центра

Первые представления  о строении и функциях пищевого центра были обобщены И. П. Павловым в 1911 г. По современным представлениям пищевой центр – это совокупность нейронов, расположенных на разных уровнях ЦНС, основная функция которых заключается в регуляции деятельности системы пищеварения и обеспечении адаптации к потребностям организма. В настоящее время выделены следующее уровни:

1) спинальный;

2) бульбарный;

3) гипоталамический;

4) корковый.

Спинальный компонент  образован нервными клетками боковых  рогов спинного мозга, обеспечивающих иннервацию всего желудочно-кишечного  тракта и пищеварительных желез. Самостоятельного значения не имеет  и подчиняется импульсам из вышележащих  отделов. Бульбарный уровень представлен  нейронами ретикулярной формации продолговатого мозга, которые входят в состав ядер тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Совокупность этих ядер и образует комплексный пищевой центр продолговатого мозга, который регулирует секреторную, моторную и всасывательную функцию всего желудочно-кишечного тракта.

Ядра гипоталамуса обеспечивают определенные формы пищевого поведения. Так, например, латеральные ядра составляют центр голода или питания. При  раздражении нейронов возникает  булимия – обжорство, а при  их разрушении животное погибает от недостатка питательных веществ. Вентромедиальные ядра образуют центр насыщения. При  их активации животное отказывается от пищи, и наоборот. Перифорникальные ядра относятся к центру жажды, при  раздражении животное постоянно  требует воду. Значение этого отдела заключается в обеспечении различных  форм пищевого поведения.

Корковый уровень представлен  нейронами, входящими в состав мозгового  отдела вкусовой и обонятельной сенсорных  систем. Кроме этого, обнаружены отдельные  точечные очаги в лобных долях  коры больших полушарий, которые  принимают участие в регуляции  процессах пищеварения. По принципу условного рефлекса достигается  более совершенное приспособление организма к условиям существования.

12. Физиология голода, аппетита, жажды, насыщения

Голод – состояние организма, возникающее при длительном отсутствии пищи, в результате возбуждения латеральных ядер гипоталамуса. Для чувства голода характерны два проявления:

1) объективное (возникновение голодовых сокращений желудка, приводящих к пищедобывающему поведению);

2) субъективное (неприятные ощущения в эпигастральной области, слабость, головокружение, тошнота).

В настоящее время существует две теории, объясняющие механизмы  возбуждения нейронов гипоталамуса:

1) теория «голодной крови»;

2) «периферическая» теория.

Теория «голодной крови» была разработана И. П. Чукичевым. Ее суть заключается в том, что при  переливании крови голодного  животного сытому у последнего возникает  пищедобывающее поведение (и наоборот). «Голодная кровь» активирует нейроны  гипоталамуса за счет низких концентраций глюкозы, аминокислот, липидов и  т. д.

Выделено два пути влияния:

1) рефлекторный (через хеморецепторы рефлексогенных зон сердечно-сосудистой системы);

2) гуморальный (бедная питательными веществами кровь притекает к нейронам гипоталамуса и вызывает их возбуждение).

Согласно «периферической» теории голодовые сокращения желудка  передаются на латеральные ядра и  приводят к их активации.

Аппетит – страстное желание еды, эмоциональные ощущения, связанные с приемом пищи. Он возникает на уровне коры больших полушарий по принципу условного рефлекса и не всегда в ответ на состояние голода, а иногда и на снижение уровня питательных веществ в крови (в основном глюкозы). Появление чувства аппетита связано с выделением большого количества пищеварительных соков, содержащих высокий уровень ферментов.

Насыщение возникает при удовлетворении чувства голода, сопровождающееся возбуждением вентромедиальных ядер гипоталамуса по принципу безусловного рефлекса. Существует два вида проявлений:

1) объективные (прекращение пищедобывающего поведения и голодовых сокращений желудка);

2) субъективные (наличие приятных ощущений).

В настоящее время разработано  две теории насыщения:

1) первичная сенсорная;

2) вторичная или истинная.

Первичная теория основана на раздражении механорецепторов желудка. Доказательство: в опытах при введении в желудок животного баллончика через 15–20 мин наступает насыщение, сопровождающееся повышением уровня питательных веществ, взятых из депонирующих органов.

Согласно вторичной (или  метаболической) теории истинное насыщение  возникает лишь спустя 1,5–2 ч после приема пищи. В результате повышается уровень питательных веществ в крови, приводящих к возбуждению вентромедиальных ядер гипоталамуса. За счет наличия реципрокных взаимоотношений в коре больших полушарий наблюдается торможение латеральных ядер гипоталамуса.

Жажда – состояние организма, возникающее при отсутствии воды. Она возникает:

1) при возбуждении перифорникальных ядер во время уменьшения жидкости за счет активации волюморецепторов;

2) при уменьшении объема жидкости (происходит повышение осмотического давления, на что реагируют осмотические и натрийзависимые рецепторы);

3) при подсыхании слизистых оболочек ротовой полости;

4) при местном согревании нейронов гипоталамуса.

Различают истинную и ложную жажду. Истинная жажда появляется при  уменьшении уровня жидкости в организме  и сопровождается желанием выпить. Ложная жажда сопровождается подсыханием  слизистой оболочки ротовой полости.

Таким образом, пищевой центр  регулирует деятельность системы пищеварения  и обеспечивает различные формы  пищедобывающего поведения организмам человека и животных.

 

Оглавление

·  ЛЕКЦИЯ № 1. Введение в нормальную физиологию

·  ЛЕКЦИЯ № 2. Физиологические свойства и особенности функционирования возбудимых тканей

·    1. Физиологическая характеристика возбудимых тканей

·    2. Законы раздражения возбудимых тканей

·    3. Понятие о состоянии покоя и активности возбудимых тканей

·    4. Физико-химические механизмы возникновения потенциала покоя

·    5. Физико-химические механизмы возникновения потенциала действия

·  ЛЕКЦИЯ № 3. Физиологические свойства нервов и нервных волокон

·    1. Физиология нервов и нервных волокон. Типы нервных волокон

·    2. Механизмы проведения возбуждения по нервному волокну. Законы проведения возбуждения по нервному волокну

·  ЛЕКЦИЯ № 4. Физиология мышц

·    1. Физические и физиологические свойства скелетных, сердечной и гладких мышц

·    2. Механизмы мышечного сокращения

·  ЛЕКЦИЯ № 5. Физиология синапсов

·    1. Физиологические свойства синапсов, их классификация

·    2. Механизмы передачи возбуждения в синапсах на примере мионеврального синапса

·    3. Физиология медиаторов. Классификация и характеристика

·  ЛЕКЦИЯ № 6. Физиология центральной нервной системы

·    1. Основные принципы функционирования ЦНС. Строение, функции, методы изучения ЦНС

·    2. Нейрон. Оособенности строения, значение, виды

·    3. Рефлекторная дуга, ее компоненты, виды, функции

·    4. Функциональные системы организма

·    5. Координационная деятельность ЦНС

·    6. Виды торможения, взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Опыт И. М. Сеченова

·    7. Методы изучения ЦНС

·  ЛЕКЦИЯ № 7. Физиология различных разделов ЦНС

·    1. Физиология спинного мозга

·    2. Физиология заднего и среднего мозга

·    3. Физиология промежуточного мозга

·    4. Физиология ретикулярной формации и лимбической системы

·    5. Физиология коры больших полушарий

·  ЛЕКЦИЯ № 8. Физиология вегетативной нервной системы

·    1. Анатомические и физиологические особенности вегетативной нервной системы

·    2. Функции симпатической, парасимпатической и метсимпатической видов нервной системы

·  ЛЕКЦИЯ № 9. Физиология эндокринной системы. Понятие о железах внутренней секреции и гормонах, их классификация

·    1. Общие представления об эндокринных железах

·    2. Свойства гормонов, механизм их действия

·    3. Синтез, секреция и выделение гормонов из организма

·    4. Регуляция деятельности эндокринных желез

·  ЛЕКЦИЯ № 10. Характеристика отдельных гормонов

·    1. Гормоны передней доли гипофиза

·    2. Гормоны средней и задней долей гипофиза

·    3. Гормоны эпифиза, тимуса, паращитовидных желез

·    4. Гормоны щитовидной железы. Йодированные гормоны. Тиреокальцитонин. Нарушение функции щитовидной железы

·    5. Гормоны поджелудочной железы. Нарушение функции поджелудочной железы

·    6. Гормоны надпочечников. Глюкокортикоиды

·    7. Гормоны надпочечников. Минералокортикоиды. Половые гормоны

·    8. Гормоны мозгового слоя надпочечников

·    9. Половые гормоны. Менструальный цикл

·    10. Гормоны плаценты. Понятие о тканевых гормонах и антигормонах

·  ЛЕКЦИЯ № 11. Высшая нервная деятельность

·    1. Понятие о высшей и низшей нервной деятельности

·    2. Образование условных рефлексов

·    3. Торможение условных рефлексов. Понятие о динамическом стереотипе

·    4. Понятие о типах нервной системы

·    5. Понятие о сигнальных системах. Этапы образования сигнальных систем

·  ЛЕКЦИЯ № 12. Физиология сердца

·    1. Компоненты системы кровообращения. Круги кровообращения

·    2. Морфофункциональные особенности сердца

·    3. Физиология миокарда. Проводящая система миокарда. Свойства атипического миокарда

·    4. Автоматия сердца

·    5. Энергетическое обеспечение миокарда

·    6. Коронарный кровоток, его особенности

·    7. Рефлекторные влияния на деятельность сердца

·    8. Нервная регуляция деятельности сердца

·    9. Гуморальная регуляция деятельности сердца

·    10. Сосудистый тонус и его регуляция

·    11. Функциональная система, поддерживающая на постоянном уровне величину кровяного давления

·    12. Гистогематический барьер и его физиологическая роль

·  ЛЕКЦИЯ № 13. Физиология дыхания. Механизмы внешнего дыхания

·    1. Сущность и значение процессов дыхания

·    2. Аппарат внешнего дыхания. Значение компонентов

·    3. Механизм вдоха и выдоха

·    4. Понятие о паттерне дыхания

·  ЛЕКЦИЯ № 14. Физиология дыхательного центра

·    1. Физиологическая характеристика дыхательного центра

·    2. Гуморальная регуляция нейронов дыхательного центра

·    3. Нервная регуляция активности нейронов дыхательного центра

·  ЛЕКЦИЯ № 15. Физиология крови

·    1. Гомеостаз. Биологические константы

·    2. Понятие о системе крови, ее функции и значение. Физико-химические свойства крови

·  ЛЕКЦИЯ № 16. Физиология компонентов крови

·    1. Плазма крови, ее состав

·    2. Физиология эритроцитов

·    3. Виды гемоглобина и его значение

·    4. Физиология лейкоцитов

·    5. Физиология тромбоцитов

·  ЛЕКЦИЯ № 17. Физиология крови. Иммунология крови

·    1. Иммунологические основы определения группы крови

·    2. Антигенная система эритроцитов, иммунный конфликт

·  ЛЕКЦИЯ № 18. Физиология гемостаза

·    1. Структурные компоненты гемостаза

·    2. Механизмы образования тромбоцитарного и коагуляционного тромба

·    3. Факторы свертывания крови

·    4. Фазы свертывания крови

·    5. Физиология фибринолиза

·  ЛЕКЦИЯ № 19. Физиология почек

·    1. Функции, значение мочевыделительной системы

·    2. Строение нефрона

·    3. Механизм канальцевой реабсорбции

·  ЛЕКЦИЯ № 20. Физиология системы пищеварения

·    1. Понятие о системе пищеварения. Ее функции

·    2. Типы пищеварения

·    3. Секреторная функция системы пищеварения

·    4. Моторная деятельность желудочно-кишечного тракта

·    5. Регуляция моторной деятельности желудочно-кишечного тракта

·    6. Механизм работы сфинктеров

·    7. Физиология всасывания

·    8. Механизм всасывания воды и минеральных веществ

·    9. Механизмы всасывания углеводов, жиров и белков

·    10. Механизмы регуляции процессов всасывания

·    11. Физиология пищеварительного центра

·    12. Физиология голода, аппетита, жажды, насыщения


Информация о работе Физиология курс лекции