Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:22, реферат
Цель исследования
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием.
Задачи исследования
1. Исследовать содержание мотивов произвольной двигательной активности у лиц с нарушением интеллекта как фактора активизации их физкультурно-спортивной деятельности.
2. Выявить противоречия процесса формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта.
3. Определить динамику ведущих мотивов занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей с легкой степенью нарушения интеллекта в течение учебного года.
4. Научно обосновать и апробировать методику, направленную на активизацию физкультурно-спортивной деятельности детей с легкой степенью нарушения интеллекта.
Введение
Актуальность исследования
Одной из главных проблем
теории адаптивной физической культуры
является проблема изучения потребностей,
мотивов, интересов, ценностных ориентаций
лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (Евсеев С.П., 2007), что отражено
и в определении понятия
В настоящее время, тенденции
изменения отношения к лицам,
имеющим нарушения
Потребности являются основной
побудительной силой познания и
практической деятельности человека (Ильин
Е.П., 2000, Лозовая Г.В., 2001); многие исследователи
единодушны в том, что в комплексе
проблем личности проблема мотивации
является одной из важнейших (Ананьев
Б.Г., 1968; Леонтьев А.Н., 1975). В связи
с этим, поиск путей создания педагогических
условий для формирования устойчивых
побудительных мотивов к
Диссертационная работа выполнена в соответствии с тематическим планом НИОКР ФГОУ ВПО "Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург" на 2006-2010 годы в рамках научно-исследовательской работы кафедры теории и методики адаптивной физической культуры по теме «01.01. Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов по адаптивной физической культуре».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Гипотеза исследования
Предполагалось, что создание педагогических условий, направленных на удовлетворение потребностей учащихся в социальных связях и в признании другими людьми, путем применения методических приемов по организации ситуаций переживания успеха, межличностного взаимодействия и формирования навыков уверенного поведения, позволит эффективно формировать у учащихся с нарушением интеллекта ведущие мотивы физкультурно-спортивной деятельности и активизировать их психомоторное развитие.
Объект исследования
Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта.
Предмет исследования
Процесс формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с легкой степенью нарушения интеллекта.
Цель исследования
Теоретически
обосновать и экспериментально проверить
эффективность применения методики
формирования мотивации к физкультурно-
Задачи исследования
1. Исследовать содержание
мотивов произвольной
2. Выявить противоречия
процесса формирования
3. Определить динамику
ведущих мотивов занятий
4. Научно обосновать и
апробировать методику, направленную
на активизацию физкультурно-
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
Научно обоснована целесообразность применения специально разработанной методики формирования мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у детей с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием.
Полученные в ходе исследования данные восполняют существующий дефицит информации в области теории и методики адаптивной физической культуры в отношении методов изучения мотивов занятий физкультурно-спортивной деятельностью лицами с отклонениями в состоянии здоровья; конкретизации целей и задач коррекционного образования; поиска путей повышения качества реализации адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида; особенностей содержания педагогической деятельности учителя по АФВ. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для специалистов других направлений, в частности, специальной психологии и педагогики.
Практическая значимость исследования
- разработана и апробирована
методика формирования
- данная методика рекомендуется
для внедрения в процесс
- полученные данные включены
в лекционный и практический
курс дисциплин «Частные
- представлены практические
рекомендации по применению
Основные положения, выносимые на защиту:
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные концепции теории и методики физической культуры и спортивной тренировки в отношении методов формирования физической культуры личности, дидактических основ управления процессом совершенствования двигательных действий спортсмена (Мосунов Д.Ф.; 1996; Курамшин Ю.Ф., 2003; Выдрин В.М., 2004); теории и методики адаптивной физической культуры (Евсеев С.П., 1996; Литош Н.Л., 2000; Шапкова Л.Н., 2001; Евсеев С.П., 2007; Дмитриев С.В., 2008), закономерностей формирования мотивационной сферы человека в различных видах деятельности (Ильин Е.П., 2000; Хекхаузен Х., 2003; Николаев А.Н., 2005), специальной (коррекционной) педагогики и психологии (Шипицына Л.М., 2005; Исаев Д.Н, 2007).
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные результаты исследования
доложены на ежегодных научно-практических
межвузовских и всероссийских конференциях:
на ежегодной Открытой региональной
конференции молодых ученых «Человек
в мире спорта» (Санкт-Петербург, 2005
– 2010 гг.); на итоговой научно-практической
конференции профессорско-
Данные диссертационного
исследования внедрены в образовательный
процесс студентов кафедры
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.1. Причины возникновения нарушений интеллекта у детей. Характеристика легкой степени нарушения интеллекта
В настоящее время специалистами,
работающими с детьми, имеющими различные
отклонения в состоянии здоровья,
более корректным считается употребление
термина «нарушение интеллекта», нежели
«умственная отсталость», однако соответствующие
изменения в медицинскую
Умственная отсталость -
стойкое нарушение
Умственная отсталость, или нарушение интеллекта выражается в двух клинических формах: олигофрения и деменция. Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики)- на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может иметь две формы: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая) (Литош Н.Л., 2002).
При олигофрении имеет место раннее внутриутробное недоразвитие коры головного мозга, обусловленное либо наследственными факторами, либо отрицательным влиянием окружающей среды. При олигофрении характерным признаком является отсутствие нарастания интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад сформированных интеллектуальных и психических функций (Литош Н.Л., 2002).