Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушением интеллекта как научная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Цель исследования
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием.
Задачи исследования
1. Исследовать содержание мотивов произвольной двигательной активности у лиц с нарушением интеллекта как фактора активизации их физкультурно-спортивной деятельности.
2. Выявить противоречия процесса формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта.
3. Определить динамику ведущих мотивов занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей с легкой степенью нарушения интеллекта в течение учебного года.
4. Научно обосновать и апробировать методику, направленную на активизацию физкультурно-спортивной деятельности детей с легкой степенью нарушения интеллекта.

Файлы: 1 файл

диссер мотивация.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность  исследования

Одной из главных проблем  теории адаптивной физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций лиц с отклонениями в состоянии  здоровья (Евсеев С.П., 2007), что отражено и в определении понятия адаптивного  физического воспитания. Ее решение  необходимо также для конкретизации  основных принципов, положенных в основу концепции формирования мотивации  к занятиям физической культурой  и спортом у здоровых людей, особенно в период временной утраты ими  трудоспособности. На 01.01.2005 года в России зарегистрировано более 580 тысяч детей-инвалидов. Анализ статистических данных показывает, что основную часть (не менее двух третей) детей-инвалидов составляют дети с расстройствами психики и  нервной системы и дети с множественными нарушениями (по данным заседания Федерального собрания Российской Федерации на 2 июня 2006 г.) [84]. На август 2009 г. по данным министра здравоохранения в России зарегистрировано 545 тысяч детей-инвалидов (Маньшина Н.В., 2010). Как отмечают специалисты, у детей сданной патологией отсутствует  борьба мотивов, наблюдается значительное нарушение сознательного контроля произвольной активности, что связывается  с недостаточным развитием функций  коры головного мозга. Мотивы учебных, трудовых и других действий умственно  отсталого индивида заданы взрослыми  людьми (Литош Н.Л., 2002; Шипицына Л.М. 2005; Исаев Д.Н., 2007). Целью воспитания и обучения детей с умственной отсталостью является приобретение ими знаний, умений и навыков такого уровня, который позволил бы им адаптироваться к социальным нормам и самостоятельной  жизни. Однако, в исследованиях, посвящённых  управлению процессом обучения детей  с отклонениями в развитии, в том  числе и с нарушением интеллекта, отсутствует рассмотрение аспекта  развития мотивационной сферы детей  данной категории (Лузик М.В., 2009).

В настоящее время, тенденции  изменения отношения к лицам, имеющим нарушения интеллектуального  развития, отказ от концепции «инвалидизма», доминировавшей в обществе на протяжении многих лет, позволяют говорить о  необходимости формирования у лиц, имеющих устойчивые отклонения в  состоянии здоровья, самостоятельной активности в области физкультурно-спортивной деятельности, особенно – после окончания ими школы. Ключевым моментом этих процессов является положение о создании для учащихся педагогических условий активизации мотивационной сферы любого ребенка, независимо от его способностей (Лузик М.В., 2009).

Потребности являются основной побудительной силой познания и  практической деятельности человека (Ильин  Е.П., 2000, Лозовая Г.В., 2001); многие исследователи  единодушны в том, что в комплексе  проблем личности проблема мотивации  является одной из важнейших (Ананьев  Б.Г., 1968; Леонтьев А.Н., 1975). В связи  с этим, поиск путей создания педагогических условий для формирования устойчивых побудительных мотивов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью  у лиц с нарушением интеллекта, в процессе их занятий адаптивным физическим воспитанием, представляется нам актуальным. И особенно –  в соответствии с требованиями постепенно развивающейся системы дополнительного  образования детей, открытием отделений  адаптивной физической культуры при  спортивных школах и клубах, созданием спортивно-адаптивных школ (Веневцев С.И., 2004) в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.03.2008 № ИК-343/06 «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта» (дополнение к методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685).

Диссертационная работа выполнена  в соответствии с тематическим планом НИОКР ФГОУ ВПО "Национальный государственный  университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург" на 2006-2010 годы в рамках научно-исследовательской  работы кафедры теории и методики адаптивной физической культуры по теме «01.01. Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов по адаптивной физической культуре».

Научная новизна  исследования заключается в следующем:  

  1. Впервые определены ведущие мотивы физкультурно-спортивной деятельности у детей, имеющих легкую степень нарушения интеллекта; 
  2. Впервые выявлена динамика изменения ведущих мотивов физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта в течение учебного года; 
  3. Впервые разработана методика формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта, основанная на удовлетворении их потребностей в социальных связях и в признании и учитывающая индивидуальные особенности психофизического развития детей; 
  4. Впервые научно обоснована и экспериментально доказана эффективность применения разработанной методики в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Гипотеза исследования

Предполагалось, что создание педагогических условий, направленных на удовлетворение потребностей учащихся в социальных связях и в признании  другими людьми, путем применения методических приемов по организации  ситуаций переживания успеха, межличностного взаимодействия и формирования навыков  уверенного поведения, позволит эффективно формировать у учащихся с нарушением интеллекта ведущие мотивы физкультурно-спортивной деятельности и активизировать их психомоторное  развитие.

Объект исследования     

Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением интеллекта.

Предмет исследования     

Процесс формирования мотивации  к физкультурно-спортивной деятельности у детей с легкой степенью нарушения  интеллекта.

Цель исследования

Теоретически  обосновать и экспериментально проверить  эффективность применения методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием.

Задачи исследования

1. Исследовать содержание  мотивов произвольной двигательной  активности у лиц с нарушением  интеллекта как фактора активизации  их физкультурно-спортивной деятельности.

2. Выявить противоречия  процесса формирования мотивации  к физкультурно-спортивной деятельности  у учащихся с легкой степенью  нарушения интеллекта.

3. Определить динамику  ведущих мотивов занятий физкультурно-спортивной  деятельностью у детей с легкой  степенью нарушения интеллекта  в течение учебного года.

4. Научно обосновать и  апробировать методику, направленную  на активизацию физкультурно-спортивной  деятельности детей с легкой  степенью нарушения интеллекта.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

Научно обоснована целесообразность применения специально разработанной  методики формирования мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью у детей с нарушением интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием.

Полученные в ходе исследования данные восполняют существующий дефицит  информации в области теории и  методики адаптивной физической культуры в отношении методов изучения мотивов занятий физкультурно-спортивной деятельностью лицами с отклонениями в состоянии здоровья; конкретизации целей и задач коррекционного образования; поиска путей повышения качества реализации адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида; особенностей содержания педагогической деятельности учителя по АФВ. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для специалистов других направлений, в частности, специальной психологии и педагогики.

Практическая  значимость исследования

- разработана и апробирована  методика формирования мотивации  к физкультурно-спортивной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на основе удовлетворения существующих у них потребностей в социальных связях и в признании;

- данная методика рекомендуется  для внедрения в процесс адаптивного  физического воспитания в специальных  (коррекционных) образовательных  учреждениях VIII вида;

- полученные данные включены  в лекционный и практический  курс дисциплин «Частные методики  адаптивной физической культуры  для лиц с нарушениями интеллекта»  и «Адаптивная физическая культура  и спорт для лиц с нарушением  интеллекта» ФГОУ ВПО «НГУ  им.П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»  при подготовке выпускников по  специальности 032102 (65) «Физическая  культура для лиц с отклонениями  в состоянии здоровья (адаптивная  физическая культура)»;

- представлены практические  рекомендации по применению разработанной  методики, которые могут использоваться  не только учителями адаптивного  физического воспитания в специальных  (коррекционных) школах VIII вида, но  и тренерами по различным видам  адаптивного спорта.

Основные положения, выносимые на защиту: 

  1. Ведущими мотивами занятий физкультурно-спортивной деятельностью у учащихся с нарушением интеллекта являются мотивы, направленные на получение удовольствия от процесса двигательной активности и общения с другими людьми. 
  2. Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у лиц с нарушением интеллекта осуществляется учителем по АФВ в процессе создания им педагогических ситуаций переживания учащимися успеха, активизации их межличностного взаимодействия, формирования навыков организации самостоятельных занятий. 
  3. Дети с нарушением интеллекта, занимающиеся в системе дополнительного физкультурного образования, имеют более разнообразные мотивы физкультурно-спортивной деятельности по сравнению со сверстниками, не вовлеченными в дополнительные секционные занятия. 
  4. Разработанная методика, направленная на удовлетворение потребностей учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта в социальных связях и в признании, позволяет учителю эффективно осуществлять процесс формирования у детей мотивации к физкультурно-спортивной деятельности на занятиях адаптивным физическим воспитанием.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные концепции теории и методики физической культуры и спортивной тренировки в отношении методов формирования физической культуры личности, дидактических основ управления процессом совершенствования двигательных действий спортсмена (Мосунов Д.Ф.; 1996; Курамшин Ю.Ф., 2003; Выдрин В.М., 2004); теории и методики адаптивной физической культуры (Евсеев С.П., 1996; Литош Н.Л., 2000; Шапкова Л.Н., 2001; Евсеев С.П., 2007; Дмитриев С.В., 2008), закономерностей формирования мотивационной сферы человека в различных видах деятельности (Ильин Е.П., 2000; Хекхаузен Х., 2003; Николаев А.Н., 2005), специальной (коррекционной) педагогики и психологии (Шипицына Л.М., 2005; Исаев Д.Н, 2007).

Апробация и внедрение  результатов исследования

Основные результаты исследования доложены на ежегодных научно-практических межвузовских и всероссийских конференциях: на ежегодной Открытой региональной конференции молодых ученых «Человек в мире спорта» (Санкт-Петербург, 2005 – 2010 гг.); на итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава НГУ им. П.Ф. Лесгафта (Санкт – Петербург, 2009 г.); на межвузовской научно-практической конференции молодых учёных в ИСПиП им. Р. Валленберга (Санкт-Петербург, 2008 - 2009 гг.); на XIII Фестивале вузов физической культуры (Москва, 2010); на XV Российском национальном конгрессе «Человек и его здоровье» (ортопедия, травматология, протезирование, реабилитация) (Санкт-Петербург, 2010).

Данные диссертационного исследования внедрены в образовательный  процесс студентов кафедры теории и методики адаптивной физической культуры ФГОУ ВПО «НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург»; дополняют содержание соответствующего раздела дисциплины «Частные методики адаптивной физической культуры для  лиц с нарушением интеллекта»  и дисциплины специализации «Адаптивная  физическая культура и спорт для  лиц с нарушением интеллекта», также  разработанная методика внедрена в  учебно-образовательный процесс  специальной (коррекционной) школы  № 657 Приморского района, в тренировочный  процесс спортсменов, занимающихся в секции парусного спорта общественной организации «Олимпикс» Специального Олимпийского комитета и в процесс  подготовки яхтсменов СДЮСШОР «Балтийский  берег» г. Санкт-Петербурга, что подтверждено соответствующими актами о внедрении.

 
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К  ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

1.1.1. Причины возникновения  нарушений интеллекта у детей.  Характеристика легкой степени  нарушения интеллекта

В настоящее время специалистами, работающими с детьми, имеющими различные  отклонения в состоянии здоровья, более корректным считается употребление термина «нарушение интеллекта», нежели «умственная отсталость», однако соответствующие  изменения в медицинскую классификацию  болезней (в настоящее время действует  МКБ-10) до сих пор не внесены.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического  поражения головного мозга (Рубинштейн С.Я., 1986; Литош Н.Л., 2002). Факт умственной отсталости можно утверждать лишь при  сочетании всех указанных в определении  признаков.

Умственная отсталость, или  нарушение интеллекта выражается в  двух клинических формах: олигофрения  и деменция. Олигофрения проявляется  на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет), деменция (распад психики)- на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет). Деменция может иметь  две формы: резидуальная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая) (Литош Н.Л., 2002).

При олигофрении имеет  место раннее внутриутробное недоразвитие коры головного мозга, обусловленное  либо наследственными факторами, либо отрицательным влиянием окружающей среды. При олигофрении характерным  признаком является отсутствие нарастания интеллектуального дефекта. Деменция представляет собой распад сформированных интеллектуальных и психических  функций (Литош Н.Л., 2002).

Информация о работе Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушением интеллекта как научная проблема