Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушением интеллекта как научная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Цель исследования
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием.
Задачи исследования
1. Исследовать содержание мотивов произвольной двигательной активности у лиц с нарушением интеллекта как фактора активизации их физкультурно-спортивной деятельности.
2. Выявить противоречия процесса формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта.
3. Определить динамику ведущих мотивов занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей с легкой степенью нарушения интеллекта в течение учебного года.
4. Научно обосновать и апробировать методику, направленную на активизацию физкультурно-спортивной деятельности детей с легкой степенью нарушения интеллекта.

Файлы: 1 файл

диссер мотивация.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

В.В. Лебединский (1985) пишет  о том, что по мере развития ряда естественных наук (генетики, биологии, биохимии эмбриона и т.д.) все больше значения придается генетическим факторам, которые, как полагают, являются причиной более чем половины случаев нарушения  интеллекта. Среди них на первом месте – патология хромосомного набора.

Значительная роль в возникновении  генетических форм олигофрении принадлежит  врожденным нарушениям обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов  вследствие врожденной неполноценности  ферментативных структур. Также значительная роль отводится полигенному типу наследования, при котором у потомства  происходит накопление патологических генов, полученных от обоих родителей. При этом родители имеют «подпороговое» количество таких генов, но не страдают олигофренией.

Л.М. Шипицина (2005) определяет умственную отсталость как совокупность этиологически различных: наследственных, врожденных и приобретенных в  первые годы жизни непрогрессируюших  патологических состояний, выражающихся в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального  дефекта и приводящих к затруднению  социальной адаптации. При этом Л.М. Шипицина (2005) со ссылкой на Д.Н. Исаева (1982), также подчеркивает то, что к  умственной отсталости не относятся  те формы слабоумия, которые возникают  после 3-летнего возраста, или оказываются  следствием нарушения познавательного  развития, возникающего в ходе текущего заболевания: шизофрении, эпилепсии, энцефалита.

Для постановки соответствующего диагноза необходима работа и заключение врача-психоневнолога, который дает оценку состояния нервной системы  ребенка и психолога, оценивающего уровень развития познавательных процессов  у ребенка.

Несмотря на тяжесть дефекта, не может быть уверенности в его  необратимости. Прогресс медицины и  компенсаторные силы детского организма  могут многое изменить (Рубинштейн С.Я., 1986).

В раннем возрасте разграничение  деменции и олигофрении представляет большие сложности. Это связано  с тем, что любое заболевание  или повреждение мозга, приводящее к утрате ранее приобретенных  навыков и распаду сформированных интеллектуальных функций, обязательно  сопровождается отставанием психического развития в целом. Поэтому в раннем возрасте часто трудно разграничить приобретенную и врожденную интеллектуальную недостаточность. В связи с этим приобретенный интеллектуальный дефект, связанный с прогрессирующими органическими  заболеваниями мозга, с эпилепсией, шизофренией, начавшимися в первые годы жизни ребенка, имеет сложную  структуру, включающую как отдельные  черты деменции, так и олигофрении. При преобладании последних говорят  об олигофреноподобных состояниях.

При возникновении деменции у детей старше трех лет ее отграничение от олигофрении становится более  четким.

Интеллект – ум, общая  познавательная способность, определяющая способность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию  знаний, опыта, в организации поведения  и профессиональной деятельности. В  структуре интеллекта человека ведущими процессами являются память и мышление в различных проявлениях - в наглядно-действенном, образно-логическом, понятийном (Сурков Е.Н., 1996).

Классификация Американской ассоциации по изучению психического недоразвития выделяет шкалы для  оценки интеллекта и поведения. Интеллектуальная шкала выявляет несколько степеней психического недоразвития: пограничная, легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. С помощью поведенческой шкалы  оценивается степень адаптивности поведения (Шипицына Л.М. по Heber К., 2005).

Понятие интеллектуального  коэффицента (IQ) ввел в 1914 году W.Stern (Шипицына Л.М., 2005).

В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994) приняты следующие условные показатели IQ: 

  • психическая норма = 100—70;  
  • легкая умственная отсталость = 69—50 (F-70); 
  • умеренная умственная отсталость = 49—35 (F-71); 
  • тяжелая умственная отсталость = 34—20 (F-72); 
  • глубокая умственная отсталость = 19 и ниже (F-73).

В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ (1994), содержатся шифр для статистической обработки и  диагностические формулировки. В  пояснении к классификации диагностическая  формулировка увязывается с конкретным повреждающим агентом и хроногенным  фактором, указываются сопутствующие  расстройства. В этой классификации  предусмотрены и поведенческие  нарушения, которые часто бывают у детей нарушением интеллекта и  еще более затрудняют их социальную адаптацию.

Определение степени нарушения  интеллекта в настоящее время  производится путем психометрического  тестирования и подсчета интеллектуального  коэффициента IQ (Шипицына Л.М., 2005). В классификации нарушений интеллекта учитываются различные факторы, в первую очередь, степень выраженности интеллектуального дефекта.

Интеллектуальный коэффициент  не является основанием для диагноза, но служит важным звеном в комплексной  медико-психолого-педагогической диагностике, социальной реабилитации, определении  инвалидности (Шипицына Л.М., 2005). К. Грюневальд (2000) отмечает, что «результаты теста  на определение коэффицента интеллекта могут служить лишь важной подмогой при выявлении умственной отсталости, но никак не единственным методом».

Для оценки больных недостаточно характеристики только одного интеллектуального  функционирования. Симптоматика умственно  отсталых богаче. И особенно важно  то, что на обучаемости, продуктивности и приспособляемости больных  сказывается не только тяжесть интеллектуального  дефекта, но и другие нарушения психики.

Следует отметить, что поражение  ЦНС в преобладающем большинстве  случаев сочетается с соматическими  заболеваниями, аномальным развитием  двигательной сферы Физическое развитие и двигательная сфера детей с  легкой степенью нарушения интеллекта имеет свои значительные особенности (Шапкова Л.В., 2001).

1.1.2. Особенности психофизического  развития детей с нарушением  интеллекта

Наибольшее отставание детей  с легкой степенью нарушения интеллекта от ровесников, учащихся в массовой школе наблюдается в среднем  школьном возрасте. Кроме того, индивидуальные показатели физического развития школьников с нарушением интеллекта имеют большую вариацию (Литош Н.Л., 2002). От здоровых сверстников они могут отставать на 1 – 3 года, что необходимо учитывать при определении соответствия психофизического развития учащихся их паспортному возрасту. Проявление физических способностей учащимися зависит от их психоэмоционального состояния в определенный момент времени.

Роль психомоторных способностей в осуществлении двигательной деятельности человека

Способности – совокупность качеств личности, обеспечивающая пригодность  к обучению, деятельности и успешность их осуществления. Психомоторика –  сфера специальных движений спортсмена, рассматриваемых в неразрывной  связи с психическими процессами, которые осуществляют их контроль и  регуляцию (Толковый словарь спортивных терминов, 2001).

Многие ученые мира занимались изучением способностей, например, Б.Г. Ананьев, занимаясь разработкой  комплексного подхода к изучению способностей, обнаружил достоверные  корреляционные связи между показателями интеллекта и психомоторных функций (1968). Л.С Выготский рассматривал способности человека в их единстве: «...психологическое представление  о работе человека, как составленной из многих отдельных способностей, не выдерживает строгой критики. Каждая наша «способность» работает, на самом деле, в таком сложном целом, что взятая сама по себе она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия (Выготский Л.С., 1997).

Связь умственных способностей с особенностями структурной  организации познавательных процессов  и с простыми физиологическими процессами и функциями, связи чувствительности и интеллекта рассматривала Н.И. Чуприкова (1995). Психомоторные способности  являются неотъемлемыми составляющими  успешности любой деятельности человека, его произвольных реакций, движений. Они обеспечивают двигательные навыки, способность в работе «соединять голову с руками», «...ядро способностей – это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством  которых эта операция регулируется, качество этих процессов» (Озеров В.П., 2002).

Уровень развития психомоторных  способностей определяется многими  факторами: силой нервной системы, порогом кинестетической чувствительности различных частей тела, временем простой  сенсомоторной реакции, временем и  точностью сенсомоторной реакции  выбора и др.

Компоненты психомоторных  способностей расчленяются на специальные  компоненты, которые включают, в  частности, психический компонент: мышление, память, внимание и волевое  усилие; сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а  также быстроту реагирования и координацию  движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работоспособность  мышечной системы. Энергетический компонент  включает следующие компоненты: работоспособность  сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной  систем. В настоящее время еще нет необходимых сведений для полного структурирования психомоторных способностей (Озеров В.П., 2002).

Психомоторные способности  являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.

Под формированием психомоторных  способностей В.П. Озеров (2002) подразумевает  активный психолого-педагогический процесс, направленный на диагностику уровня и структуры психомоторных способностей и целенаправленное развитие компонентов  общих и специальных психомоторных  способностей к определенной эффективной  двигательной деятельности.

Особенности психомоторного развития детей с легкой степенью нарушения интеллекта

При легкой степени нарушения  интеллекта дети отстают от сверстников  в темпе психомоторного развития с первого года жизни. Они на 2-4 месяца позднее начинают держать  голову, переворачиваться, схватывать, удерживать и манипулировать погремушками, садиться, ползать, стоять и ходить. У них запаздывает появление  гуления, лепета; слова они часто  начинают произносить в 1,5-2 года, а  фразы — в 2,5-3 года. Активный словарный  запас накапливается медленно. Манипулятивные игры, игры в песочнице продолжаются до 4-6 лет, после чего начинается период сюжетно-ролевых, несложных по содержанию игр (продолжающийся до 12-15 лет). Способность  к абстрактному мышлению развивается  недостаточно (Рубинштейн С.Я., 1986).

Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа  развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика (Шипицына Л.М., 2005, Исаев  Д.Н., 2007). Н.Л. Литош (2002), отмечает, что  у них не наблюдается грубых нарушений  осанки, ходьбы, бега, прыжков. При выполнении двигательного действия некоторые  дети обдумывают задание, могут правильно  повторить инструкцию, самостоятельно исправить ошибки. При выполнении повторных действий наблюдается  высокая степень осмысления и  сосредоточенность внимания (Литош  Н.Л., 2002).

По данным О.А. Барабаш (1996), иногда ребенок может выполнить  сложное движение, но испытывает затруднения  при выполнении более простого.

Развитие двигательной функции  детей с нарушением интеллекта происходит гетерохронно и гетеродинамично. Это  объясняется тем, что сила, возбудимость и подвижность нервных процессов  у них значительно снижены. К  тому же, в процессе обучения новые  условно-рефлекторные связи, особенно сложные, связанные с точностью, координацией, быстротой и силой  у детей с нарушением интеллекта формируются значительно медленнее, чем у учащихся массовых школ, а, сформировавшись, они не всегда оказываются  прочными (Литош Н.Л., 2002).

Л.В. Шапкова (2001) указывает  на предположение, выдвинутое профессором  Н.П. Вайзманом о том, что при  несложной форме нарушения интеллекта искажения сложных двигательных актов, требующих тонкой моторики, определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, т. е. нарушениями аналитико-синтетической  деятельности коры головного мозга.

Исследования А.А.Рязанова и В.А.Китманова (2005) также выявили  достоверное отставание уровня физического  развития и физической подготовленности детей 13 –14 лет с нарушением интеллекта от здоровых сверстников.

Особенности двигательного  развития учащихся с нарушением интеллекта (Дмитриеву А.А., 2002):

1) нарушения физического  развития: отставание в длине  и массе тела; ожирение; деформация  стопы; низкие показатели жизненной  емкости легких; нарушения в развитии  грудной клетки; деформация черепа; лицевого скелета; дисплазия;

2) недостатки в развитии  основных движений;

3) нарушения в развитии  основных физических качеств:  отставание от нормы в показателях  силы основных мышечных групп  туловища и конечностей (на 15 –  20%), быстроты движений (10 –15%), скоростно-силовых  качеств (15 – 30%), подвижности в  суставах (10 – 20%).

Основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых детей  является расстройство координации  движений.

Е.В. Устинова (1997) пишет, что  факт положительного влияния занятий  физическими упражнениями на развитие физических и психомоторных способностей аномальных детей является бесспорным. Успешность решения задач физического  воспитания применительно к аномальным детям зависит от знания их психомоторных  и двигательных возможностей. В проведенном  ею исследовании были выявлены более  низкие показатели теппинг-теста у  детей с нарушением интеллекта (в  среднем 58 точек/15 с) по сравнению с  их здоровыми сверстниками (79 точек/15 с). Сила нервных процессов, являющаяся одной из составляющих психомоторных  способностей, означает способность  нервных клеток переносить сильное  возбуждение и длительное торможение, характеризует нервную систему  с точки зрения способности выдерживать  влияние раздражителей. Это индивидуальная особенность, показывающая выносливость и работоспособность.

Информация о работе Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушением интеллекта как научная проблема