Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушением интеллекта как научная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Цель исследования
Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения методики формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта на занятиях адаптивным физическим воспитанием.
Задачи исследования
1. Исследовать содержание мотивов произвольной двигательной активности у лиц с нарушением интеллекта как фактора активизации их физкультурно-спортивной деятельности.
2. Выявить противоречия процесса формирования мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у учащихся с легкой степенью нарушения интеллекта.
3. Определить динамику ведущих мотивов занятий физкультурно-спортивной деятельностью у детей с легкой степенью нарушения интеллекта в течение учебного года.
4. Научно обосновать и апробировать методику, направленную на активизацию физкультурно-спортивной деятельности детей с легкой степенью нарушения интеллекта.

Файлы: 1 файл

диссер мотивация.docx

— 60.14 Кб (Скачать файл)

Мотивы осознаются далеко не всегда, и потому их нужно разбить  на два больших класса: мотивы осознаваемые (мотив-цель, примеры таковых —  большие жизненные цели, направляющие деятельность в течение длительных периодов жизни, их существование характерно для зрелой личности) и мотивы неосознаваемые.

Таким образом, мотивы отражают: физиологические и биохимические  потребности, влечения; психологические  и социальные потребности и могут  формироваться как под влиянием относительно недавнего опыта, так  и под влиянием событий, которые  прошли много месяцев назад. Для  составления более четкой картины  по данной проблеме определимся также  с термином мотивация.

Мотивация отражает причину  возникновения той или иной потребности  и многие исследователи, такие, как  Б.Г. Ананьев (1968), В.Г. Асеев (1974), Т.Т. Джамгаров (1983), А.Н. Леонтьев (1975), единодушны в  том, что в комплексе проблем  личности проблема мотивации является одной из важнейших.

Анализируя исследование проблемы мотивации в зарубежной психологии, можно отметить множественность  различных теорий и концептуальных подходов в исследовании данной проблемы (Steel P., 2007; Ciani K., 2010).

Сущность взаимосвязи  активности личности с ее мотивацией отражает «принцип значимости», согласно которому активность человека находится  в прямой зависимости от степени  значимости выполняемой им деятельности. Мотивация является источником любой  активности (Джидарьян И.А., 1974; Рубинштейн С.Л., 2001). Как отмечает Е.П. Ильин (2000), сила мотива влияет на уровень активности человека и успешность ее проявления.

С другой стороны, удовлетворенность  также тесно связана с мотивацией (Ильин Е.П., 1981), поскольку она  является психическим явлением, полярным потребности, как отражение устранения нужды индивида в чем-либо. Качество удовлетворения потребностей зависит  от мотивов и интенсивности стремления человека к реализации поставленных целей. Психологическая сущность потребности  складывается из двух последовательных событий: сначала — от смутного предчувствия до отчетливого осознания — констатация  нехватки, блокирующей деятельность, затем активность, действие по ликвидации дефицита. Зафиксировать состояние  нужды, установить источник (предмет) удовлетворения, определить высоту и трудность барьера, найти способ овладения предметом  — все это связано с поиском, получением и переработкой информации. Информация является источником особого  психологического явления — эмоции, которая служит своеобразным энергетическим средством для мобилизации сил  организма в целях овладения  благом (Каверин С.Б., 1998). 

  1. Мотивация к физкультурно-спортивной деятельности

 

    Вопросы, связанные с мотивацией спортсменов, несмотря на попытки практического  их решения, остаются недостаточно разработанными с научной точки зрения. Мотивация  является не только стержневой характеристикой  личности спортсмена, не только ведет  его к поставленной цели, но и  влияет на характер спортивной деятельности. Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на результат спортивной деятельности. Исследования мотивации  спортивной деятельности были проведены  Г.В. Лозовой (2003), А.Н. Николаевым (2004).

Исследованием мотивов физкультурно-спортивной деятельности занимались многие авторы — в частности, Ю.Ю. Палайма (1966), Б.Д. Кретти (1978), Р.А. Пилоян (1984), В.И. Тропников (1989), Н.Л. Ильина (1996). Проблемой исследования мотивов занятий различных групп  населения физической культурой  и спортом занимались Ю.Г. Горбунов (1974), А.Ц. Пуни (1980), В.В. Костюков, В.И. Родионов (1994), Т.А. Булавкина и др. (1997), Н.Б. Стамбулова (1999), А.Н. Николаев (2004).

Формирование мотивации  к физкультурно-спортивной деятельности, как неотъемлемой части педагогического  процесса, отражено в исследованиях  Н.А. Симон (2002), Н.А. Сосниной (2005), А.В. Бобровского (2005), Ю.С. Молчановой (2007), В.Б. Антипина (2007), Т.Д. Тришкиной (2009). 

В ходе исследования, проведенного Т.Д.Тришкиной (2009), выявлено, что у  девушек основными побудительными мотивами самостоятельных занятий  физической культурой являются: приобретение уверенности и навыков самообороны, желание нравиться противоположному полу, улучшение физических качеств, улучшение самочувствия и здоровья. У юношей основными мотивами самостоятельной физкультурной деятельности являются: физическое совершенство, желание нравиться противоположному полу, мотив подготовки к самообороне.

Н.Б. Стамбулова (1999) отмечает, что в качестве ведущих мотивов на начальном этапе занятий спортом 67,1% спортсменов назвали: желание стать сильным, ловким, здоровым, желание победить, стремление к красоте тела и движений, желание испытать и утвердить свое «Я» среди сверстников и взрослых.

Полученные в работах  перечисленных авторов сведения чрезвычайно сложно систематизировать  в связи с нерешенностью вопроса  о классификации видов мотивов  спортивной деятельности. Многие из авторов  опираются на свои классификации (Кретти Б.Д., 1978; Тропников В.И., 1989; Шаболтас А.В., 1998), которые сильно различаются по количественному и качественному составу мотивов спортивной деятельности.    

Нами приняты за основу две классификации:    

Классификация групп основных потребностей по А.Маслоу (по Ильину Е.П., 2000): 

  1. Физиологические (голод, жажда и другие). 
  2. В безопасности (почувствовать себя защищенным, избавиться от страха неудач, от агрессивности). 
  3. В социальных связях, принадлежности и любви (быть принятым обществом, находиться рядом с людьми и быть признанными ими). 
  4. В уважении и самоуважении (достижение успехов, одобрение, признание, авторитет). 
  5. Познавательные (знать, уметь, понимать, исследовать). 
  6. Эстетические (гармония, симметрия, порядок, красота). 
  7. Самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие личности).

Классификация мотивов занятий  спортом А.Н. Николаева (2003), который  выделил шесть групп мотивов, применимых к любой деятельности, в том числе, и к спортивной деятельности. Это мотивы, направленные:

1. на высокий результат  спортивной деятельности — означают  нацеленность на победу, на выполнения  норматива и др.;

2. на удовольствие от  процесса занятия спортом, привлекательность  самого занятия;

3. на физическое и психическое  самосовершенствование, укрепление  здоровья, развитие и самосовершенствование  фигуры, воспитание характера;

4. на общение, привлекательность  встреч с товарищами по команде,  привлекательность нахождения в  этой группе;

5. на вознаграждение и  льготы, подразумевает привлекательность  получения спортивной формы и  инвентаря, возможности различных  поездок на сборы и соревнования;

6. мотивация долженствования,  чаще всего проявляется у детей  и у начинающих: «Занимаюсь, потому, что так надо, так мама сказала». У взрослых спортсменов эта  группа мотивов выражается словами:  «Если не я, то кто?».

Кроме того, выделяют «положительные»  мотивы. Ими занимались Т.А. Булавкина (1997), Ю.Г. Горбунов (1974), В.В. Костюков (1994), В.И. Родионов (1983). Исследованием «отрицательных»  мотивов занималась В.А. Малова (1972). К их числу относятся: отсутствие желания и интереса; недостаточность  времени; отдаленность мест занятий  и их отсутствие по месту работы; устаревшие обычаи и традиции.

Однако, научных работ, посвященных  изучению мотивации детей с нарушением интеллекта к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, в отечественной  литературе нами не было найдено.

Становление мотивации, по мнению П.К. Дуркина (1995), зависит в целом  от содержания, форм, методики занятий, а также от развертывания и  усложнения связей молодёжи с окружающим миром и разными людьми.

Наиболее важными факторами  формирования мотивации к занятиям физической культурой для школьников 14 – 15 лет, учащихся в общеобразовательной  школе (Молчанова Ю.С., 2007), являются:  

  1. Личность учителя физической культуры (тренера); 
  2. Организация и содержание занятий;

 

   Негативными факторами, отрицательно влияющими на формирование мотивации  являются: 

  1. Однообразная форма проведения занятий; 
  2. Высокие требования программы по физической культуре; 
  3. Большая загруженность по другим предметам.

Информация о работе Формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у детей с нарушением интеллекта как научная проблема