Государственная система управления здравоохранением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:19, доклад

Описание работы

В целом здоровье определяется не только нормальным функционированием системы З., но напрямую зависит от уровня развития цивилизации, научно-технического прогресса, социально-экономического развития страны, правовой культуры и ответственности граждан за свое здоровье. Господствующие производственные отношения и социальный строй определяют теоретические и организационные принципы З., исторические традиции, особенности политического строя, уровень экономического развития и ряд других факторов - многообразие форм организации З. в рамках одной и той же социально-экономической формации.

Файлы: 1 файл

Государственная система управления здравоохранением.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Система органов государственного управления здравоохранением. Полномочия государственных органов в области охраны здоровья граждан

 

1. Правительство  Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан:

разрабатывает единую государственную политику охраны здоровья граждан и меры по ее осуществлению, а также стратегию развития здравоохранения;

разрабатывает государственные программы, представляет их на утверждение Президенту Республики Казахстан и несет ответственность за их исполнение;

утверждает  и финансирует целевые комплексные программы развития здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности;

руководит деятельностью исполнительных органов,министерство, государственных комитетов, иных центральных исполнительных органов по вопросам охраны здоровья граждан;

утверждает на основе предложений уполномоченного центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан бесплатный гарантированный объем медицинской помощи и публикует в печати.

Уполномоченный центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство в области охраны здоровья граждан:

проводит единую государственную политику охраны здоровья населения;

осуществляет  межотраслевую координацию, а также взаимодействие с общественными организациями по реализации государственных, целевых и комплексных программ по охране здоровья;

определяет  меры по развитию здравоохранения, фармацевтической и медицинской промышленности;

руководит деятельностью республиканских медицинских,учебных, научно-исследовательских и санитарно-эпидемиологических организаций;

способствует материально-техническому, лекарственному обеспечению организаций здравоохранения и населения;

осуществляет через местные исполнительные органы координацию и контроль за деятельность территориальных органов и организаций здравоохранения, независимо от форм собственности;

анализирует состояние здоровья населения;

определяет  совместно с Фондом обязательного  медицинского страхования базовую  программу обязательного медицинского страхования;

координирует  деятельность ведомственных медико-санитарных служб.

Органы управления общей  компетенции

Руководство охраной здоровья в  Республике Казахстан осуществляют высшие и местные органы государственной власти и управления.

Общее руководство здравоохранением осуществляют Президент и Правительство Республики Казахстан.

Правительство в пределах своих  полномочий на основании статьи 66 Конституции  Республики Казахстан и в соответствии с Указом Президента, имеющим силу конституционного Закона, "О Правительстве Республики Казахстан" определяет и реализует государственную политику в области здравоохранения. Например, 8 мая 1996 года Правительство Республики Казахстан утвердило целевую комплексную программу "Иммунопрофилактика", целью которой является снижение заболеваемости и смертности от инфекций, управляемых средствами иммунопрофилактики .

В соответствии с Законом об охране здоровья народа ведению высших органов государственной власти и управления Республики Казахстан подлежат:

  • разработка и принятие законодательных актов в области охраны здоровья народа;
  • обеспечение надлежащего экономического, санитарно-эпидемиологического благополучия и радиационной безопасности на территории республики;
  • определение стратегии, утверждение планов и программ по охране здоровья народа и мероприятий по их реализации;
  • обеспечение развития фундаментальной и прикладной медицинской науки;

осуществление материально-технического и финансового обеспечения организаций  здравоохранения и т. д.

Местные исполнительные органы являются органами государственного управления общей компетенции, которые руководят здравоохранением на своей территории. Они обязаны обеспечить комплексное социально-экономическое развитие, развивать пропорционально, с учетом конкретных условий все отрасли социально-культурной сферы, в том числе и здравоохранения.

В соответствии с Законом  Республики Казахстан "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан" от 10 декабря 1993 года областная, районная, городcкая администрация ведает организациями здравоохранения, принимает меры по укреплению их материально-технической базы и охране здоровья населения.

Местные исполнительные органы на своей территории организуют проведение санитарно-профилактических и противо-эпидемиологических мероприятий, определяют планы по предупреждению и ликвидации заболеваний, осуществляют контроль за обеспечением санитарного состояния городов, сельских населенных пунктов, организаций, источников водоснабжения. Они организуют оказание медицинской помощи населению, охрану материнства, отцовства и детства, обеспечение лекарственной помощью, решают вопросы размещения организаций оздоровительного профиля.

Местные представительные и исполнительные органы осуществляют руководство юридическими и физическими лицами по проведению ими санитарного законодательства и обеспечивают защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную среду обитания, возмещение ущерба их здоровью.

В перспективе согласно постановлению Правительства Республики Казахстан "О концепции региональной политики Республики Казахстан" от 9 сентября 1996 года планируется ввести государственное управление отраслями социально-экономического развития на региональном уровне, то есть управлять здравоохранением на местном уровне предполагается не в зависимости от административно-территориального деления, а в зависимости от социально-экономического состояния региона, с учетом разных типов регионов в целях более полного раскрытия их потенциала.

Исходя из требований эффективного сочетания централизации и децентрализации управления развитием страны, планируются поэтапная передача большинства полномочий из центра на региональный уровень и соответственно расширение прав местных органов власти и повышение их ответственности в обеспечении сбалансированного социально-экономического развития территорий. Следовательно, и схема государственного управления здравоохранением будет иной.

Отраслевые органы управления здравоохранением

Министерство образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан является органом непосредственного  государственного управления здравоохранением в республике.

Министерство с подведомственными  ему организациями здравоохранения  при местных исполнительных органах, а также ведомственными медико-санитарными службами образует систему организации медицинской помощи, управления и контроля за состоянием здоровья населения и санитарно-эпиде-миологическим благополучием республики.

Основными задачами и  функциями Министерства являются:

разработка, научное обоснование  и контроль за выполнением государственных программ в области здравоохранения;

координация деятельности органов и организаций здравоохранения по совершенствованию организации медицинской помощи в целом и в том числе: первичной медико-санитарной помощи, охраны материнства и детства, обеспечения населения и лечебно-профилактических организаций лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

совершенствование структуры  управления здравоохранением в соответствии с приоритетными направлениями развития отрасли;

разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения и контроль за их соблюдением;

  • совершенствование деятельности санитарно-эпидемиолрги-ческих организаций по обеспечению санитарно-эпидемиологи-ческого благополучия и радиационной безопасности территории республики;
  • организация производства по выпуску лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники и т. д.

Министерство осуществляет функции, свойственные в целом системе органов здравоохранения.

Отделы и управления (департаменты) здравоохранения местных исполнительных органов руководят делом охраны здоровья народа в пределах своей территории. Они обеспечивают лечебно-профилактическое обслуживание населения в больницах, на дому и в амбулаторно-поликлинических учреждениях, проводят мероприятия по охране материнства, отцовства и детства, осуществляют контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Отделы и управления (департаменты) здравоохранения непосредственно руководят медицинскими организациями, определяют территорию обслуживания населения лечебно-профилактическими организациями, анализируют состояние здравоохранения на своей территории, разрабатывают планы мероприятий по ликвидации определенных заболеваний и представляют их на утверждение местным исполнительным органам.

Межотраслевые органы управления здравоохранением обеспечивают санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Основными нормативно-правовыми  актами, определяющими правовое положение государственных органов, осуществляющих управление в области обеспечения санитарно-эпидемио-логического благополучия населения, являются Закон Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 8 июля 1994 года и Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Республики Казахстан от 25 апреля 1995 года № 547.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Казахстан представляет собой единую централизованную систему органов и организаций, главными задачами которых являются предупреждение, выявление и ликвидация вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения, профилактика инфекционных и профессиональных заболеваний путем осуществления контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией и надзора за выполнением организациями, должностными лицами и гражданами санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, санитарного законодательства и законов Республики Казахстан в части охраны здоровья народа.

Наиболее важной задачей  Государственной санитарно-эпидемиологической службы является осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, являющегося разновидностью административного надзора.

В систему Государственной  санитарно-эпидемиологической службы входят:

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства;

  • органы и организации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологической надзор на соответствующих территориях Республики Казахстан: Республиканская, областные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции;
  • органы и организации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на железнодорожном транспорте:
  • дорожные, линейные санитарно-эпидемиологические станции;
  • органы и организации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на воздушном транспорте;
  • органы и организации, прикомандированные к Министерству внутренних дел Республики Казахстан и осуществляющие надзор на его объектах: станции при МВД, УВД;
  • организации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах министерств, ведомств, компаний, концернов, корпораций;
  • органы и организации, обеспечивающие организацию и проведение противоэпидемиологических мероприятий по особо опасным и карантинным инфекциям: противочумные станции, Казахское противочумное научно-производственное объединение;
  • органы и организации, проводящие профилактическую и очаговую дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию;
  • органы и организации, осуществляющие пропаганду здорового образа жизни, гигиеническое обучение и воспитание населения,— центры "Здоровье".

Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Республики Казахстан возглавляет  Главный государственный санитарный врач Республики Казахстан, являющийся заместителем министра и обеспечивающий руководство ее органами и организациями на принципах централизованного управления.

Руководящим органом  Государственной санитарно-эпидемиологической службы является Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства, которое:

участвует в разработке нормативных актов по вопросам здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

согласовывает комплексные  санитарно-оздоровительные мероприятия  министерств и ведомств, направленные на улучшение состояния окружающей среды и охрану здоровья населения;

согласовывает государственные стандарты, технические условия на продукцию, товары, услуги, гигиенические нормы;

Информация о работе Государственная система управления здравоохранением