Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:35, курсовая работа
В ходе проводимой реформы, современная система здравоохранения переживает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы здравоохранения, направленная на децентрализацию государственной системы медицинского обслуживания и управления здравоохранением; реализуется система обязательного медицинского страхования, проводится структурная перестройка отрасли, развивается частный сектор здравоохранения.
Необходимо отметить, что система актов, образующих здравоохранительное законодательство построена на началах субординации. Это означает, что принимаемые субъектами РФ законы и иные нормативные правовые акты в сфере здравоохранения не должны противоречить нормам федерального законодательства, и в первую очередь нормам Конституции РФ и Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. При законотворчестве в области здравоохранения субъекты Федерации также должны соблюдать правовые нормы, установленные конституциями (уставами) субъектов РФ. С этой целью Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет систематический мониторинг принятых актов субъектов РФ, анализ разрабатываемых законопроектов, оказывает практическую помощь в проведении квалифицированных законопроектов через администрации и законодательные собрания субъектов РФ.
К законам субъектов РФ в сфере здравоохранения можно отнести основные законы (конституции и уставы) в части, регулирующей сферу здравоохранения и обычные законы, непосредственно относящиеся к сфере здравоохранения, которые можно классифицировать на:
– системообразующие (в части законодательства субъектов РФ о здравоохранении) законы об охране здоровья;
– законы о бюджете субъекта РФ, устанавливающие размер финансирования сферы здравоохранения, в том числе размер трансферта местным бюджетам на страховые платежи на ОМС неработающего населения;
– специальные законы в сфере здравоохранения;
– законы о целевых программах в сфере здравоохранения;
– законы, содержащие нормы, соприкасающиеся со сферой здравоохранения и др.[105]
В соответствии с этим, законодательство о здравоохранении, принятое, например, в Саратовской области, представлено соответствующими положениями Устава Саратовской области[106] и принятым в соответствии с ним и федеральным законодательством комплексом региональных законодательных актов.
Так, в Уставе Саратовской области
проблемам здравоохранения
– ст. 7, относящая к ведению области принятие областных программ в сфере социального развития области, а значит и в области здравоохранения;
– ст.12, гарантирующая каждому
– ст. 34, которая в рамках социальной
политики области предусматривает
обеспечение гарантированной
– ст. 39, устанавливающая полномочия
государственных органов
– ст. 60, относящая здравоохранение к сферам деятельности Правительства области;
– ст. 61, относящая к полномочиям Правительства области разработку для представления Губернатором области в областную Думу проекта программы социально-экономического развития области и подготовку отчета о ее выполнении; разработку и реализацию мер по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране его труда и здоровья, организацию системы социальной защиты населения и обеспечение ее функционирования.
Среди законодательных актов Саратовской области в сфере здравоохранения можно выделить следующие: например, Закон Саратовской области от 14 апреля 1997 г. № 21-ЗСО «О правах пациента»;[107] Закон Саратовской области от 26 декабря 2005 г. № 140-ЗСО «Об утверждении Программы социально-экономического развития Саратовской области на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы)».[108]
Подводя итоги исследованию здравоохранительного законодательства, можно сделать вывод, что базовая юридическая основа из фундаментальных нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья граждан является достаточно полной. Однако, в условиях реформирования сферы здравоохранения, требуется усовершенствование норм действующего законодательства и принятие новых законопроектов по охране здоровья граждан.
Поэтому в настоящее время внимание законодателей все больше посвящено законопроектной работе в рассматриваемой сфере. В портфеле Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту на сегодняшний день находится более 120 проектов федеральных законов.[109] Продолжается работа над законопроектами «О здравоохранении в Российской Федерации»; «О медицинских изделиях», «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах»; «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации „О психиатрической помощи“.
Планируется принятие ряда
законов по реформе здравоохранения,
включая следующие
· Проект Федерального закона
«О государственных гарантиях
· Проект Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», где впервые вводится понятие «стоимость страхового года» – минимальная сумма (из единого социального налога), за которую государство готово оказывать гражданам медицинские услуги; предполагается централизация системы обязательного медицинского страхования, в частности, для того, чтобы медицинский полис, который действует сегодня только на территории региона, действовал на всей территории России.
· Проект Федерального закона
«Об обязательном медицинском страховании
государственных гражданских
В связи с ростом доли
частного здравоохранения, возникает
необходимость принятия закона о
регулировании частного здравоохранения.
В ряде субъектов Российской Федерации
деятельность частной системы
Поэтому для совершенствования
правового регулирования
Нужны и другие законы,
касающиеся здоровья. Нельзя, чтобы
и далее не было законов «О правах
пациентов», «О страховании профессиональной
ответственности медицинских
Несмотря на наличие соответствующего законопроекта, в стране до сих пор нет закона о здравоохранении, который позволил бы определить целостную политику в сфере здравоохранения, избежать непродуманных решений и тупиковых путей в процессе реформирования отрасли.
Необходимость принятия такого закона вызвана тем обстоятельством, что в нынешних условиях Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан не могут надлежащим образом обеспечить регулирование новых отношений, складывающихся в здравоохранении. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ в стране самостоятельно развиваются отдельные системы здравоохранения – государственная, муниципальная и частная, а специальных законов, регулирующих деятельность этих систем принято не было, несмотря на то, что в развитие Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан необходимо было разработать целый пакет отдельных законов.[111]
По замыслу разработчиков,
закон о здравоохранении РФ призван
устранить разобщенность и
Отсутствие закона «О здравоохранении в РФ» сказывается и на законотворчестве субъектов РФ. Например, большим недостатком законодательной базы в сфере здравоохранения Саратовской области является отсутствие отраслевого законодательного акта, регулирующего здравоохранительные отношения, а именно закона о здравоохранении области. Всем известен тот факт, что на территории области уже действовал такой закон (закон Саратовской области «О здравоохранении Саратовской области» от 13.02.98 г. № 11-ЗСО – утратил силу на основании закона Саратовской области от 29.12.2004 № 127-ЗСО). На сегодняшний день ведется работа над проектом нового закона Саратовской области о здравоохранении. Документ регулирует те сферы здравоохранения, которые относятся к компетенции субъекта РФ, а также содержит много отсылочных норм на законодательство РФ, действующие областные законодательные акты и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Как сообщает пресс-центр областной Думы, в проекте закона определено, что относится к государственной системе здравоохранения области, каким образом могут выстраиваться отношения между государственной и частной системой здравоохранения по оказанию бесплатной медицинской помощи населению в рамках программы госгарантий, а также гарантии в сфере бесплатного лекарственного обеспечения, в том числе льготных категорий граждан. В проекте закона также прописаны меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников. Медикам специализированных противотуберкулезных учреждений устанавливается право на дополнительную надбавку к должностному окладу за счет средств областного бюджета в размере 35 % (врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу) и 15 % (прочему персоналу). Врачам анестезиологам-реаниматологам областных госучреждений предполагается установить дополнительную оплату труда в размере 30 % месячной тарифной ставки. Также было предложено создать рабочую группу и внести в данный законопроект дополнения и изменения. В частности, эти изменения касаются таких категорий граждан как беременные женщины, инвалиды, ветераны, студенты и некоторые другие, которым, по мнению разработчиков законопроекта, все медицинские услуги должны предоставляться бесплатно.
Однако, несмотря на наличие острой необходимости, новый закон о здравоохранении Саратовской области пока не принят, что связано, в первую очередь, с отсутствием одноименного закона на федеральном уровне.
Таким образом, можно заключить, что формирование правовой базы здравоохранения на федеральном уровне сильно отстает от потребностей субъектов Федерации и органов местного самоуправления, что сдерживает развитие регионального законодательства.
Очень часто подобные ситуации приводят к возникновению правовых коллизий между федеральным и региональным законодательством. Это, в свою очередь, является препятствием для формирования в России общего правового и социального пространства. Причинами возникновения коллизий являются как сложность состава и структуры системы российского законодательства в сфере здравоохранения, так и происходящее в настоящее время реформирование всего российского законодательства, составная часть которого – законодательство в сфере здравоохранения. Конституция РФ закрепляет механизмы разрешения противоречий между законодательными актами РФ и ее субъектов. Данные механизмы существенно различаются в зависимости от того, чьи предметы ведения затрагиваются конфликтующими нормами, а именно:
– если законы субъекта РФ затрагивают предметы исключительного ведения РФ, то действуют нормы федерального закона;
– если законы субъекта РФ затрагивают предметы совместного ведения РФ и ее субъекта, то в случае конфликта между их нормами и нормами федерального закона действуют нормы федерального закона;
– если законы РФ затрагивают предметы исключительного ведения субъектов РФ, то в случае конфликта между их нормами и нормами федерального закона действуют нормы законов субъекта РФ (п. 5–6 ст.76 Конституции РФ).
В то же время до сих пор не определен механизм приведения уже принятых и принимаемых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, хотя о необходимости создания такого действенного механизма говорилось неоднократно.
Чтобы добиться соответствия регионального законодательства федеральному необходимо, и при осуществлении нового федерального правового регулирования, и при внесении необходимых изменений в систему нормативных правовых актов на уровне регионов выявлять те причины, которые вызывают или могут вызвать двойственность мнений по решению одного вопроса.[113] Решению возникшей проблемы могло бы также способствовать внесение законопроекта, а также принятие закона, отражающего ответственность должностных лиц за несоблюдение Конституции РФ.
Информация о работе Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации