Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 09:46, курсовая работа
Целью курсовой работы явилось рассмотрение методов информационной работы аптечных организаций.
В соответствии с поставленной целью нами были решены следующие задачи:
• Изучение задач организации информационной работы аптечных организаций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ В АПТЕКАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 5
1.1. Задачи информации 5
1.2. Выбор товаров аптечного ассортимента для рекламно-информационной поддержки и стимулирования продаж 8
1.3. Методы и формы информационной работы с врачами 11
1.4. Информационно-поисковые системы о лекарственных средствах 13
2. ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ИЗУЧАЕМОЙ АПТЕКЕ 21
2.1. Характеристика аптеки и лечебно-профилактического учреждения – как объекта информационной деятельности аптеки 21
2.2. Порядок организации информационной работы в данной аптеке 23
2.3. Методы и формы информационной работы, проводимой аптекой 27
2.4. Информация о лекарственных средствах для населения 32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 38
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Фармацевтический менеджмент представляет собой процесс управления людьми, финансами, производством с целью достижения основной цели фармации - обеспечение населения эффективными лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, парафармацевтической продукции.
Управление аптеками (аптечными организациями) в рыночных условиях значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано с расширением прав и ответственности аптечных организаций в условиях рыночных отношений, а также с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям окружающей среды. Возникают новые цели и задачи, которые раньше аптеки самостоятельно не решали. Налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления.
Профессиональная информационная работа аптеки в конечном итоге положительно отражается не только на качестве продаж, но и на рентабельности. Ведь лекарство - это лекарственное средство плюс информация о нем. В аптеку, где клиент получил исчерпывающие сведения от грамотного провизора, он, вероятнее всего, придет многократно.
Актуальность выбора темы заключается в том, что все возникающие в связи с выше сказанным проблемы, невозможно решать без современной профессиональной организации информационного пространства аптечной организации.
Целью курсовой работы явилось рассмотрение методов информационной работы аптечных организаций.
В соответствии с поставленной целью нами были решены следующие задачи:
Объектом курсовой работы явилась аптечная сеть "Доктор Столетов".
Предметом курсовой работы выступили методы рекламно-информационной работы аптечных организаций.
При выполнении курсовой работы мы использовали такие методы как: метод научного анализа, сравнительный метод, конкретно исторический метод, метод обработки рядов динамики.
Информационную базу курсовой работы составили данные аптечной сети "Доктор Столетов".
1. СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
РАБОТЫ В АПТЕКАХ НА
1.1. Задачи информации
Информационное обеспечение работы аптечных предприятий является одним из важнейших инструментов не только повышения их конкурентноспособноти, но и необходимым условием самого их существования.
Информационное обеспечение аптечных предприятий включает в себя несколько основных аспектов:
Новые информационные технологии, получившие развитие и широкое применение за последние годы, дают новые формы в организации каждого из перечисленных направлений.
Важнейшей составляющей маркетинговых исследований розничного рынка лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются справочные службы о наличии лекарств в аптеках города. В настоящее время практически каждая аптечная сеть в городе имеет собственную справку, которая дает информацию только по ограниченному кругу аптек. Это повышает привлекательность для самих сетевых аптек, но снижает ценность для населения и специалистов. (2, с. 2)
Учет движения товара реализован многими фирмами и установлен во многих аптеках. К сожалению, при покупке, установке и сопровождении таких систем аптеки очень редко задумываются о соотношении между ценой и покупаемым ею информационным продуктом.
Другим недостатком систем учета движения товара является слабая аналитическая составляющая, что вызвано, в первую очередь, изолированностью локальных аптечных систем от внешнего мира.
Реклама аптечных предприятий является делом сложным и многогранным. Необходимо отметить растущую роль Интернет в общей доле затрат на рекламу. Как бы каждый из нас не относился к рекламе вообще, нельзя не признать что она – двигатель не только торговли, но и всего бизнеса в целом.
Государственная политика в сфере информатизации направлена на соответствие Национальной программы информатизации современному уровню и тенденциям развития информатизации в мире, а также на гармонизацию национальных стандартов в сфере информационных технологий с международными и европейскими.
Основными задачами создания информационного поля в фармации является обеспечение производителей фармацевтической продукции, оптово-посреднических предприятий, аптечных учреждений, медицинских и фармацевтических, научно-педагогических работников, потребителей объективной, оперативной, полной, обоснованной, доказательной и доступной информацией, направленной на качественное медикаментозное обслуживание населения. (5, с. 130)
Приоритетные направления и программные задачи в усовершенствовании информационного поля фармацевтического сектора:
1.2. Выбор товаров аптечного
ассортимента для рекламно-
Несмотря на то, что производитель, дистрибьютор и аптека — операторы одного рынка, стратегия их деятельности различна и интересы не полностью совпадают. Эти различия становятся очевидными уже на первом этапе сотрудничества — при формировании ассортимента. В то время, как производители и дистрибьюторы стремятся представить в каждой аптеке весь перечень своих ассортиментных позиций, аптека в наибольшей степени заинтересована в наличии достаточного количества препаратов, пользующихся стабильно высоким спросом и обеспечивающих основную часть ее прибыли. Поэтому в интересах аптеки — рационально распределять свои оборотные средства, в первую очередь, вкладывая их в закупку товаров, реализация которых приносит максимальный доход. Безусловно, аптечный ассортимент должен формироваться и своевременно пересматриваться с учетом изменений спроса. Поэтому для аптечного учреждения оптимальной является следующая форма сотрудничества с производителями: производитель создает спрос на свою продукцию посредством активной работы медицинских представителей с врачами, проведения масштабных рекламных мероприятий и др., а аптека поддерживает его, включая эти препараты в свой ассортимент. Дистрибьютор, со своей стороны, предоставляет надлежащий сервис, систему отсрочки платежей на новые лекарственные средства. (9, с. 43)
Особой формой сотрудничества производителя, дистрибьютора и аптеки является проведение разнообразных акций по различным группам лекарственных средств. Смысл проведения акций для производителей и дистрибьюторов заключается в обеспечении закупки аптеками большого количества определенных препаратов. Но задача аптеки во время акции состоит не только в закупке, но и в успешной реализации этого товара, что удается далеко не всегда, так как именно на этом этапе сотрудничество производителей и дистрибьюторов с розничными операторами практически отсутствует. Хотя от оперативной реализации заказанного товара, в конечном счете, зависит, сможет ли аптека выполнить финансовые обязательства перед дистрибьютором, а тот в свою очередь — перед производителем. При этом получение аптекой призов должно зависеть не от предварительной закупки установленного производителем или дистрибьютором объема товара, а от фактических объемов его реализации за определенный период. Кроме того, участие аптеки в акции предусматривает усиленное продвижение определенного препарата, в связи с чем неизбежно возникает вопрос об этичности подобных действий по отношению к потребителям. По моему мнению, профессионализм сотрудников аптеки заключается в индивидуальной работе с клиентом, выявлении и удовлетворении именно его потребностей, поэтому при проведении акций от них зависит очень многое. Аптека заинтересована в расширении круга своих постоянных клиентов, поэтому попытки навязать им акционный товар недопустимы.
Немаловажная сторона сотрудничества компаний-производителей с аптеками относительно продвижения лекарственных препаратов — размещение рекламных материалов в торговых залах.
В некоторых случаях этот вид рекламы практически не имеет альтернатив:
Хорошим дополнительным стимулятором импульсного спроса выступают листовки в "карманах" вдоль прилавка и около витрин, в которых размещен соответствующий товар. Основная часть листовок в других местах (например, как это часто бывает, на столике в "тихом" углу аптеки) неэффективна и большей частью пропадает зря. Полезна и прочая напоминающая реклама: в витринах, на кассовых тарелочках, воблеры и т. п.
Так же, как и для наружных витрин, рекламу производителей в зале аптеки необходимо контролировать во избежание негативных эффектов. В "традиционных" аптеках, куда большинство посетителей приходит за лекарствами, чрезмерная реклама нефармацевтического ассортимента может наносить ущерб посещаемости. Реклама производителей в зале аптеки (например, постеры) играет вспомогательную роль по сравнению с мерчандайзингом и не должна занимать лучшие места, которые целесообразно отдавать под витрины с выкладкой наиболее прибыльных товаров.
Бессистемное, неупорядоченное оформление аптек с использованием многочисленных рекламных материалов приводит к тому, что они перестают быть узнаваемыми и не вызывают заинтересованности потребителей, а аптека теряет свою индивидуальность и превращается в безликую торговую точку.
Следовательно, успешное продвижение лекарственных препаратов в аптеке — результат целого комплекса маркетинговых мероприятий и организационных решений, основанных на плодотворном и конструктивном сотрудничестве с компаниями-производителями и дистрибьюторами, объединенные усилия которых должны быть синергичными. Роль аптеки в этом процессе заключается в привлечении собственных оборотных средств и обеспечении надлежащей организации мест непосредственной продажи лекарственных средств конечному потребителю, включая грамотное представление товара на витринах и качественную профессиональную подготовку провизоров первого стола. (16, с. 130)