Контроль качества старшей медсестры в организации ухода и лечения за больными с психическими заболеваниями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить подход к организации контроля качества ухода и лечения больных с психическими заболеваниями в домашних условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить и проанализировать литературные источники по организации контроля качества сестринской помощи больным с психическими заболеваниями.
2. Выяснить отношение родственников к психически больным членам семьи, путем социологического опроса.
3. Для коррекции отношения родственников к уходу и лечению психически больных членов семей провести психообразовательную работу.
4. Провести анализ данных социологического опроса родственников психически больных до и после проведения психообразовательных бесед.

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Теоретические основы организации контроля качества сестринской помощи в учреждениях здравоохранения

Система контроля качества сестринской помощи
5
1.2. Организация контроля качества сестринского ухода и лечения в учреждениях здравоохранения
7
1.3. Роль старшей медицинской сестры отделения в организации контроля качества сестринского ухода и лечения
8
Глава 2. Организация психиатрической помощи в Российской Федерации

2.1. Система психиатрической службы в РФ
10
2.2. Особенности ухода и лечения психически больных в условиях стационара
13
2.3. Роль семьи в амбулаторном лечении и уходе за психически больным
17
Глава 3. Изучение отношения родственников к психически больным членам семей

3.1. Анализ результатов по изучению отношения родственников к психически больным членам семьи
22
3.2 Влияние психообразовательной работы на изменение отношения родственников человека, страдающего психическим расстройством
28
Заключение
30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ПНД.docx

— 168.54 Кб (Скачать файл)

  Диаграмма 7. Причины психических расстройств  

     Следовательно, психическую патологию считают неотвратимой и неизбежной. 

     Всего 1 опрошенный (6,6%) готов открыть своим знакомым, что один из членов его семьи страдает психическим расстройством. Подавляющее большинство - 93,4% (14 человек) - не готовы на такой шаг, считая, что окружающие будут избегать общения с их семьей (66,6% анкетированных), думая, что всем сразу станет известно, что в семье есть больной человек (60%), также боясь, что окружающие будут опасаться их семьи (13,3%).

Диаграмма 8. Можете ли Вы открыть вашим знакомым, что один из членов Вашей семьи страдает психическим заболеванием? Если нет, то почему?

     Вывод - наблюдается страх осуждения со стороны общества, неготовность общества к спокойному отношению к таким больным.

     Все анкетированные люди (100%) утверждают, что психически больные лица подвергаются дискриминации со стороны общества в следующих сферах: образование, устройство на работу, общение со здоровыми людьми, получение прав на вождение автомобиля.

     Преодолением дискриминации психически больных людей, по мнению опрошенных, должно заниматься государство следующими путями (из анкет):

1. «Создание специальных  сообществ, в которых общались  бы психически больные и здоровые  люди» (26,6% опрошенных).

2. «Изменение законодательства» (20%).

3. «Создание специальных обучающих программ с целью воспитания правильного отношения к психическим расстройствам» (13,3%).

     Дискриминацию психически больных людей считают непреодолимой 33,3% опрошенных (5 человек) и один человек (6,6%) не знает, как можно решить данную проблему.

Диаграмма 9. Пути преодоления дискриминации психически больных людей

     Интересным показался факт, что лица, имеющие высшее образование, больше осведомлены о видах психических расстройств, более лояльно относятся к душевно больным людям, могут предложить более конструктивные меры по борьбе с дискриминацией психически больных людей.

     В то же время лица со средним специальным образованием в подавляющем большинстве практически не имеют представлений о психических расстройствах (указывают лишь шизофрению), достаточно настороженно относятся к душевно больным людям и практически не видят путей решения вопроса об ущемлении прав психически больных людей.

     Таким образом, более глубокое понимание переживаний родственников психически больных как базиса формирования того или иного типа отношения к уходу и лечению, а так же готовность родственников психически больных людей самостоятельно преодолеть проблемы может служить мишенью для оказания  целенаправленной психообразовательной работы с семьями.

3.2 Влияние психообразовательной работы на изменение отношения родственников человека, страдающего психическим расстройством

 

     Психообразовательная работа проводилась в форме психокоррекционной беседы с родственниками и предоставление им печатной информации в виде брошюры.

     Брошюра составлена в форме ответов на вопросы и имеет следующие разделы:

1. Что такое психическое  расстройство (заболевание) и что  такое психическое здоровье? - в данном разделе рассматриваются понятия психического здоровья и психического заболевания.

2. Сколько людей страдают психическими расстройствами? - отражена статистика по заболеваемости психической патологией за последние годы.

3. Кто такой психиатр  и почему, если у человека имеются  расстройства психики, необходимо  обращаться к психиатру? - описаны функции врача-психиатра.

4. Что в наибольшей  мере способствует выздоровлению  при наличии психического заболевания? - перечислены факторы, которых следует избегать, чтобы не усугубить течение психического заболевания.

5. Виноваты ли родители  в психических заболеваниях своих  детей? - рассматривается чувство вины за болезнь детей.

6. Что Вы и другие  члены семьи можете сделать, чтобы  помочь своему больному родственнику? - важные советы, которые нужно соблюдать, чтобы вернуть больного человека к обычной жизни.

     После проведения психообразовательной работы среди родственников средним медицинским персоналом, ранее опрошенные лица познакомились с видами психических расстройств, их распространенностью и причинами возникновения.

     Был проведен повторный опрос респондентов с целью выяснить, произошло ли изменение их отношения к душевно больным людям.

     Повторный опрос показал, что опрошенные осведомлены о психических болезнях и причинах их возникновения, стали терпимее относится к душевно больным людям и менее неловко чувствовать себя в их присутствии.

     Так меньшее число опрошенных стали испытывать при общении с душевнобольными людьми: тревогу - в 2 раза (20% против ранее 40%), беспомощность - в 4 раза (6,6% против 26,6% ранее), обреченность больных – в 1,3 раза (53,3% против 73,3%).

     После разъяснительной работы неловкость в присутствии психически больных людей испытывают всего 3 человека (ранее 6), то есть в 2 раза меньше.

Диаграмма 10. Результаты повторного анкетирования

     Несмотря на все разъяснения, родственники так и не готовы рассказать окружающим, что один из членов их семьи психически болен.

     Из повторного анкетирования следует вывод, что средний медицинский персонал может помочь родственникам изменить свое отношение к психически больным членам семей.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Изучив литературные  источники по проблеме контроля  качества сестринской помощи  можно заключить следующее.

     Контроль качества сестринской помощи - это система наблюдения и проверки процесса сестринской деятельности и ее результатов, обеспечивающая достижение ЛПУ высокого уровня эффективности сестринской помощи. Контролю подвергают все составляющие сестринского ухода.

     С точки  зрения общности интересов, преследуемых  в процессе контроля, всех участников  контроля можно объединить в  три группы, представляющие: со стороны производителя медицинских услуг, со стороны потребителя медицинских услуг, со стороны организаций, независимых от потребителей производителей медицинских услуг.

     Для улучшения качества обслуживания пациентов большая часть сестринской деятельности должна быть независимой, самостоятельной, но контролируемой специалистом сестринского дела.

     Работа в психиатрических учреждениях (больницах, полустационарах, диспансерах) предъявляет к персоналу высокие требования и сопряжена с постоянным и значительным напряжением.

     В успехе лечения психически больного в домашних условиях важнейшую роль играет отношение  к нему членов его семьи.

     От ухаживающего требуется определенный минимум знаний, навыков и заботливое отношение к заболевшему.

     Обучение правилам поведения близких и элементам ухода и лечения за психически больными принадлежит участковым медицинским сестрам психоневрологического диспансера.

     Забота о больном со стороны окружающих членов семьи при уходе за больным, стремление и умение понять его играют очень большую роль и оказывают значительное влияние на судьбу больного.

     Одним из основополагающих требований при создании современной системы контроля  за качеством психиатрической помощи является участие в ней потребителей этой помощи - пациентов и членов их семей.    

     В ходе изучения отношения родных к лицам, страдающим психическим заболеваниями мы  разработали специальный опросник и брошюру разъяснительного характера для родственников душевнобольных членов семьи.

     Провели анкетирование родственников пациентов психиатрического отделения до и после проведения психообразовательных бесед силами среднего медицинского персонала. В процессе выполнения работы мы убедились, что психопрофилактическая работа среди родственников психически больных людей эффективна. Родственники стали более осведомленными в области психических расстройств и причинах их возникновения, стали терпимее относится к душевно больным людям и менее неловко чувствовать себя в их присутствии.   Несмотря на это, семьи так и не готовы открыть окружающим, что один из их родственников страдает психическим расстройством, боясь социальной изоляции.

     Таким образом, наша гипотеза о том, что  в организации контроля  за качеством ухода и лечения психически больных людей в домашних условиях  большое значение играет  отношение его ближайшего окружения, нашла подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Вещугина, Т.С. Общественные формы помощи психически больным в

России/ Т.С.  Вещугина // Журнал неврологии и психиатрии.- 1998. -№ 1.–С. 67.

2. Нарушения психического  здоровья: в помощь семье / под  ред. проф. В.С.

Ястребова. - Москва, 2003. - 100 с.

3. Рытик, Э.Г. К вопросу оценки качества консультативной соматологической помощи больным психиатрического стационара/ Э.Г. Рытик // Социальная и клиническая психиатрия. - 1992. - № 2. - С. 48-53.

4. Солохина, Т.А. Теоретические проблемы обеспечения качества психиатрической помощи/ Т.А.  Солохина // Материалы международной конференции «Реформы службы психического здоровья: проблемы и перспективы» (Москва, 21-22 октября 1997 г.). - Москва, 1997. - С. 46-54.

5. Солохина, Т.А. Управление качеством психиатрической помощи (результаты социологического исследования)/ Т.А. Солохина // Психиатрия. - 2003. - № 4. - С. 63-70.

6. Солохина, Т.А. Качество жизни родственников психически больных/ Т.А. Солохина, Л.С.  Шевченко // Журнал неврологии и психиатрии.  - 1998. - № 6. - С. 42-46.

7. Солохина, Т.А. Обеспечение качества медицинской/психиатрической помощи/ Т.А.Солохина, В.С.Ястребов // Журнал неврологии и психиатрии.  - 2003. -  № 5. - С. 74-87.

8. Федорова, Л. А.  Золотой  стандарт качества медицинской  помощи/ Л.

А.Федорова, Н.В.Михайлова //Медицинская газета. -  2001. - № 11. - С.15.

9. Ястребов, В.С. Основные  положения концепции обеспечения  качества психиатрической помощи/ В.С.  Ястребов // Журнал неврологии  и психиатрии.   - 2003. -  № 5. - С. 4-10.

10. Ястребов, В.С. Психическое  здоровье населения накануне  третьего тысячелетия/ В.С. Ястребов // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2001.- № 1. - С. 42-46.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Опросный лист

1. Пол

2. Возраст

3. Образование

4. Как Вы считаете, отличаются  ли внешне психически больные  люди от психически здоровых  людей и в чем именно?

· Нет

· Да, они ____________________________________________

5. Какие эмоции Вы испытываете  при общении с людьми, страдающими  психическими заболеваниями? (возможны  несколько ответов)

· жалость - они трогательные и смешные

· сочувствие - они опасны

· беспомощность - они не способны отвечать за свои

поступки

· тревогу - они безобидны

· желание помочь - эти люди обречены

6. Чувствовали бы Вы  себя неловко в присутствии  психически больного человека?

· Да

· Нет

7. Какие психические болезни  Вы знаете?

____________________________________________________________

8. Как Вы считаете, каковы  причины психических болезней?

_____________________________________________________________

9. Можете ли Вы открыть  вашим знакомым, что один из  членов Вашей семьи страдает  психическим заболеванием? Если  нет, то почему?

· Да

· Нет, потому что ____________________________________

10. Подвергаются ли люди  с психическими заболеваниями  дискриминации со стороны окружающих? Если да, то в чем?

· Нет

· Да, в _____________________________________________

11. Как Вы думаете, как  можно преодолеть ущемление прав  психически больных людей и каким образом?

_______________________________________________________

Приложение 2

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДСТВЕННИКОВ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Что такое психическое расстройство (заболевание) и что такое психическое здоровье?

     Термин «психическое  расстройство» относится к целому  ряду различных состояний. Однако  при всем значительном разнообразии  проявлений указанные расстройства  характеризуются определенным сочетанием  аномальных мыслей, эмоций, поведения  и взаимоотношений с другими. Примерами психических расстройств  могут служить шизофрения, депрессия, тревожное расстройство, умственная  отсталость и еще много других  состояний, отличающихся между собой  по тяжести состояния и длительности  течения. Поэтому понимание того, что же представляет собой  психическое расстройство, является  достаточно трудной задачей.

     В соответствии  с Международной классификацией  болезней под психическим расстройством  подразумевается клинически определенная  группа симптомов или поведенческих  признаков, которые в большинстве  случаев причиняют страдание  и препятствуют личностному функционированию.

     В международном  обществе понятие психического  расстройства рассматривается как  отсутствие психического здоровья. При этом все согласны с  тем, что психическое здоровье - это  не только отсутствие психических  и поведенческих расстройств: в  современном понимании оно включает, среди прочего, субъективное благополучие, независимость, компетентность, самооценку, зависимость в вопросах связи  поколений и самовыражение интеллектуальных  и эмоциональных возможностей. Понимание  того, что такое психическое здоровье - это очень важный момент, поскольку  он представляет собой основу  понимания механизма возникновения  психических расстройств.

Информация о работе Контроль качества старшей медсестры в организации ухода и лечения за больными с психическими заболеваниями