Основные понятия, используемые в Федеральном Законе «Об обращении лекарственных средств»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Требования к организации приемки
лекарственных препаратов в аптечных организациях
(согласно Приказу МЗ РФ № 80)
3.Перечислить функции, которые могут выполнять только аптеки и аптечные пункты (Приказ МЗ РФ №80)
. Ограничения, действующие при рекламировании лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения (ФЗ « О рекламе», ст.24)
Вопрос 1: Товар, товарная единица, товарная номенклатура, товарный ассортимент. Факторы, формирующие товарный ассортимент.

Файлы: 1 файл

к.р.по маркетингу3курс.docx

— 91.19 Кб (Скачать файл)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация товаров в зависимости от интенсивности спроса:

  1. Товары повседневного спроса (основные, импульсивной покупки, экстренного приобретения);
  2. Товары особого спроса (эксклюзивного спроса) с уникальными свойствами, приобретение которых требует дополнительных усилий и затрат со стороны покупателей;
  3. Товары предварительного выбора, приобретение которых связано с предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара путем сравнения по качеству, оформлению, цене, фирме-производителю, стране;
  4. Товары пассивного спроса (у потребителей очень мало информации, а также почти отсутствует реклама);

 

Классификация товаров по признаку комплементарности (степень совместимости товаров в процессе потребления):

 

  1. Взаимозаменяемые (товары-аналоги)
  2. Взаимодополняющие (разнородные товары, но применяемые в комплексе)

 

 

Классификация товаров по признаку влияния на спрос:

1.Лидеры

2.Пользующиеся успехом

3.Тактические  (товары поддержки)

4.«Локомотивы» (способствуют спросу на сопутствующие  товары)

5.Зазывные (обычно дешевые, но могут быть и уникальные, продающиеся только данным предприятием)

 

Форма, которую принимает товар определяет каким именно образом товар будет удовлетворять потребность, т.е. товар обладает следующими характеристиками:

качество, дизайн, потребительские свойства, упаковка, марочное название.

 

Для ЛС потребительские свойства - наличие компонентов действующих веществ, фармакотерапевтическое действие, лекарственные формы, дозировка;

марочное название - патентованное название ЛС;

дизайн характеризует фирменный стиль;

качество подтверждается сертификатами;

 

Уникальные  достоинства товара - это потребительские характеристики товара, отличающие его от аналогичных товаров;  имеют очень большое значение для товаров при наличии конкуренции на рынке. Уникальные достоинства товара-это сильная сторона товара. Для ЛС- это возможное специфическое благоприятное действие на организм, малая дозировка, низкая токсичность, минимум побочных действий и др.

 

 

Товарная единица (или ассортиментная позиция ) - это конкретный товар с индивидуальными, присущими только ему характеристиками (формой выпуска, ценой и т.д.) Напр.: дротаверина гидрохлорид амп.2,0 №25

Товарная  единица - элементарная структурная единица товарной номенклатуры.

 

Товарная  номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.

Номенклатура может быть описана в терминах широты, глубины, насыщенности и гармоничности:

Широта товарной номенклатуры – это общее число ассортиментных групп товаров. Напр.: химические реактивы, перевязочные материалы, изделия медицинского назначения.

Глубина товарной номенклатуры - число вариантов предложений отдельного товара в рамках ассортиментной группы. Напр.: многовариантность детских подгузников в зависимости от веса и возраста ребенка.

Насыщенность  товарной номенклатуры - это общее число составляющих ее отдельных товаров.

Гармоничность товарной номенклатуры - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения.

 

 

Товарный  ассортимент-это группы товаров, связанных между собой по схожести функционирования, группам покупателей, диапазону цен и т.д.

Характеристики  товарного ассортимента:

Широта  ассортимента - количество изделий того или иного назначения (ассортиментные группы товаров). Может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.

Напр.: если в ассортименте аптеки представлены лекарства пяти фармакотерапевтических групп из 100, обращающихся на рынке, то мы можем говорить об узком ассортименте этого учреждения. В этом случае следует изучить статистику заболеваемости в данном регионе и определить, какие фармакотерапевтические группы можно развернуть дополнительно.

Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте).

Кш = Шфакт/Шбазовая

Широкий ассортимент позволяет  ориентироваться на различных потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.

Полнота ассортимента - отношение фактического количества разновидностей товара к его количеству, предусмотренного прейскурантом или спецификацией (лекарственные формы).

Напр.: если анальгин выпускается в виде порошка ангро, таблеток, ампульных растворов и все эти формы есть в аптеке, то по данной позиции мы можем говорить о полном ассортименте.

Коэффициент полноты - отношение числа  ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = Пфакт/Пбазовая

Глубина ассортимента - количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе (лекарственные препараты).

Глубина ассортимента характеризуется  разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.

Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций:

Кг =Гфакт/Гбазовая

Глубокий ассортимент позволяет  удовлетворять потребности различных  потребительских сегментов по одному лекарственному веществу, повышает конкурентоспособность учреждения, дает возможность предлагать диапазон цен и ряд других преимуществ.

 Однако он также увеличивает  расходы на поддержание запасов, выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями.

Структура ассортимента – количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем ассортименте (доля в процентах)

Устойчивость  ассортимента – изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры ассортимента за исследуемый временной период. Характеризуется способностью набора товаров удовлетворять покупательский спрос.

Устойчивость ассортимента свидетельствует  о постоянных предпочтениях промежуточных  и конечных потребителей, которые  могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в  список препаратов, отпускаемых бесплатно  или на льготных условиях.

Гармоничность ассортимента- обеспечивает качественную характеристику ассортимента, так как характеризует степень их близости по назначению и использованию. Напр.: имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы.

Обновление  ассортимента - замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, наиболее полно удовлетворяющих потребности потребителей.

Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем.

 

                 

Факторы, формирующие товарный ассортимент.

Формирование ассортимента – это разработка и установление номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Важнейший принцип формирования ассортимента товаров - обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия, которое должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка.

 В связи с этим ассортимент  товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной.

Формирование ассортимента в розничных  аптечных предприятиях осуществляется с учетом общих факторов, т.е не зависящих от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия и  специфических - отражающих конкретные условия работы данного торгового предприятия.

Общие факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в аптеках:

1) Покупательский спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Спрос на фармацевтическом рынке определяется как количество лекарственных средств, других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг (в денежном выражении), которое требуется и может быть назначено или приобретено потребителями (промежуточными и конечными) за определенный период времени по определенной цене.

Виды спроса:

  • действительный- спрос, который равен числу обращений за товаром.
  • удовлетворенный (реализованный) – это часть спроса, которая равна фактическому потреблению товара, за которым обратился покупатель.
  • неудовлетворенный (нереализованный) - спрос на лекарственные средства, которые поступают в аптечную сеть в недостаточном количестве или неравномерно, равен разнице между действительным и реализованным видами спроса.
  • реальный неудовлетворенный равен числу отказов
  • скрытый неудовлетворенный равен числу замен
  • формирующий – это спрос, в результате которого появляются товары улучшенного качества или новые.
  • импульсивный (ажиотажный) – реакция покупателя или потребителя на совет, рекомендацию или рекламу.

Кроме того, спрос может быть регулярным (например, на но-шпу) и нерегулярным (на ремантадин), растущим (на фамотидин) и падающим (на циметидин), недостаточным (на биологически активные добавки) и чрезмерным (на вакцины во время эпидемии).

 Особое  место занимает нерациональный  спрос – на товары вредные,  опасные, аморальные (на сильнодействующие  лекарственные средства).

Существенное  влияние на спрос по отдельным  товарным группам оказывает время  года (сезонные товары).

Группы  ЛС, на которые увеличивается спрос (по сезонам):

  • осенью и зимой - жаропонижающие и болеутоляющие (51%), витамины ( 5%);
  • весной - витамины и противоаллергические средства (по 36%);
  • летом - перевязка, антисептики (24%), желудочно-кишечные, противомикробные ЛС (24%).

2) Производство товаров

Ассортимент предприятий оптовой торговли и аптек неизбежно формируется под воздействием промышленного ассортимента, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения, однако существует и обратная связь, когда потребительский спрос выступает в качестве стимула производства новых товаров.

Специфические факторы, оказывающие влияние на построение ассортимента товаров в каждой конкретной аптеке:

  • размер аптечного учреждения: если торговая площадь небольшая, то возможности в работе с ассортиментом ограничены, хотя при умелой организации и на небольших площадях можно разместить значительное количество товарных групп;
  • территориальное расположение: если аптека расположена в элитном, отдаленном от центра города районе, то необходимо поддерживать ассортимент выше среднегородского с высокой долей сопутствующих товаров, если в спальном районе, где высока  доля домохозяек и пенсионеров – необходим жесткий контроль ассортимента, чтобы избежать затоваривания;
  • формирование товарного ассортимента аптеки зависит от контингента покупателей, т.е. определяется тем, в какой нише (для мало-, средне- или высоко обеспеченных покупателей) она работает;
  • условия товароснабжения (в первую очередь — наличие стабильных источников);
  • транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.);
  • квалификация сотрудников: широкий ассортимент - это признак профессионализма команды аптечного предприятия.
  • специализация аптеки (фитоаптеки, гомеопатические)

Информация о работе Основные понятия, используемые в Федеральном Законе «Об обращении лекарственных средств»