Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:26, контрольная работа
Требования к организации приемки
лекарственных препаратов в аптечных организациях
(согласно Приказу МЗ РФ № 80)
3.Перечислить функции, которые могут выполнять только аптеки и аптечные пункты (Приказ МЗ РФ №80)
. Ограничения, действующие при рекламировании лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения (ФЗ « О рекламе», ст.24)
Вопрос 1: Товар, товарная единица, товарная номенклатура, товарный ассортимент. Факторы, формирующие товарный ассортимент.
Классификация товаров в зависимости от интенсивности спроса:
Классификация товаров по признаку комплементарности (степень совместимости товаров в процессе потребления):
Классификация товаров по признаку влияния на спрос:
1.Лидеры
2.Пользующиеся успехом
3.Тактические (товары поддержки)
4.«Локомотивы»
(способствуют спросу на
5.Зазывные (обычно дешевые, но могут быть и уникальные, продающиеся только данным предприятием)
Форма, которую принимает товар определяет каким именно образом товар будет удовлетворять потребность, т.е. товар обладает следующими характеристиками:
качество, дизайн, потребительские свойства, упаковка, марочное название.
Для ЛС потребительские свойства - наличие компонентов действующих веществ, фармакотерапевтическое действие, лекарственные формы, дозировка;
марочное название - патентованное название ЛС;
дизайн характеризует фирменный стиль;
качество подтверждается сертификатами;
Уникальные достоинства товара - это потребительские характеристики товара, отличающие его от аналогичных товаров; имеют очень большое значение для товаров при наличии конкуренции на рынке. Уникальные достоинства товара-это сильная сторона товара. Для ЛС- это возможное специфическое благоприятное действие на организм, малая дозировка, низкая токсичность, минимум побочных действий и др.
Товарная единица (или ассортиментная позиция ) - это конкретный товар с индивидуальными, присущими только ему характеристиками (формой выпуска, ценой и т.д.) Напр.: дротаверина гидрохлорид амп.2,0 №25
Товарная единица - элементарная структурная единица товарной номенклатуры.
Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.
Номенклатура может быть описана в терминах широты, глубины, насыщенности и гармоничности:
Широта товарной номенклатуры – это общее число ассортиментных групп товаров. Напр.: химические реактивы, перевязочные материалы, изделия медицинского назначения.
Глубина товарной номенклатуры - число вариантов предложений отдельного товара в рамках ассортиментной группы. Напр.: многовариантность детских подгузников в зависимости от веса и возраста ребенка.
Насыщенность товарной номенклатуры - это общее число составляющих ее отдельных товаров.
Гармоничность товарной номенклатуры - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения.
Товарный ассортимент-это группы товаров, связанных между собой по схожести функционирования, группам покупателей, диапазону цен и т.д.
Характеристики товарного ассортимента:
Широта ассортимента - количество изделий того или иного назначения (ассортиментные группы товаров). Может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.
Напр.: если в ассортименте аптеки представлены лекарства пяти фармакотерапевтических групп из 100, обращающихся на рынке, то мы можем говорить об узком ассортименте этого учреждения. В этом случае следует изучить статистику заболеваемости в данном регионе и определить, какие фармакотерапевтические группы можно развернуть дополнительно.
Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте).
Кш = Шфакт/Шбазовая
Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.
Полнота ассортимента - отношение фактического количества разновидностей товара к его количеству, предусмотренного прейскурантом или спецификацией (лекарственные формы).
Напр.: если анальгин выпускается в виде порошка ангро, таблеток, ампульных растворов и все эти формы есть в аптеке, то по данной позиции мы можем говорить о полном ассортименте.
Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):
Кп = Пфакт/Пбазовая
Глубина ассортимента - количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций в каждой группе (лекарственные препараты).
Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.
Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций:
Кг =Гфакт/Гбазовая
Глубокий ассортимент
Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями.
Структура ассортимента – количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем ассортименте (доля в процентах)
Устойчивость ассортимента – изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры ассортимента за исследуемый временной период. Характеризуется способностью набора товаров удовлетворять покупательский спрос.
Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.
Гармоничность ассортимента- обеспечивает качественную характеристику ассортимента, так как характеризует степень их близости по назначению и использованию. Напр.: имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы.
Обновление ассортимента - замена имеющихся товаров новыми с лучшими потребительскими свойствами, наиболее полно удовлетворяющих потребности потребителей.
Новый ассортимент позволяет
Факторы, формирующие товарный ассортимент.
Формирование ассортимента – это разработка и установление номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.
Важнейший принцип формирования ассортимента товаров - обеспечение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого клиентами предприятия, которое должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка.
В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной.
Формирование ассортимента в розничных аптечных предприятиях осуществляется с учетом общих факторов, т.е не зависящих от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия и специфических - отражающих конкретные условия работы данного торгового предприятия.
Общие факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в аптеках:
1) Покупательский спрос – это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Спрос на фармацевтическом рынке определяется как количество лекарственных средств, других товаров аптечного ассортимента, фармацевтических услуг (в денежном выражении), которое требуется и может быть назначено или приобретено потребителями (промежуточными и конечными) за определенный период времени по определенной цене.
Виды спроса:
Кроме того, спрос может быть регулярным (например, на но-шпу) и нерегулярным (на ремантадин), растущим (на фамотидин) и падающим (на циметидин), недостаточным (на биологически активные добавки) и чрезмерным (на вакцины во время эпидемии).
Особое место занимает нерациональный спрос – на товары вредные, опасные, аморальные (на сильнодействующие лекарственные средства).
Существенное влияние на спрос по отдельным товарным группам оказывает время года (сезонные товары).
Группы ЛС, на которые увеличивается спрос (по сезонам):
2) Производство товаров
Ассортимент предприятий оптовой торговли и аптек неизбежно формируется под воздействием промышленного ассортимента, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения, однако существует и обратная связь, когда потребительский спрос выступает в качестве стимула производства новых товаров.
Специфические факторы, оказывающие влияние на построение ассортимента товаров в каждой конкретной аптеке: