Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:36, курсовая работа
Целью данной работы является обзор особенностей рекламы лекарственных препаратов и БАД.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
Дать определение рекламе и ее роли;
Охарактеризовать процесс рекламы и ее составляющие;
Охараткеризовать функции рекламы лекарственных средств;
Однако, даже отставив в сторону специфическое отношение отдельных фармпроизводителей к закону, наиболее существенный недостаток рекламы медпрепаратов в СМИ заключается в упрощённой подаче проблем со здоровьем, проще говоря, в призывах лечить определённые симптомы, а не заболевания. Именно такой подход эксплуатируется в рекламных слоганах. Предлагая, скажем, средство, устраняющее головную боль, человеку не сообщают, что эта самая боль может быть, например, предвестником инсульта и необходимо уточнить её причину. А рассказывая с экрана телевизора о лекарстве, избавляющем от кашля, потребителя не информируют о том, что причиной кашля могут, помимо простуды, являться и другие, гораздо более опасные заболевания.
Таблица 3
Нарушения в рекламе лекарственных препаратов и БАД в газетах и журналах
ЛС или БАД |
Нарушение |
Российская газета БАД «Бронхолайн» |
Позиционирование как лекарственного средства |
Российская газета БАД «Стелла» |
Использование образа врача, поционирвоание как лекарственного средства |
Газета «Время» БАД «Глицин форте» |
Обращение к несовершеннолетним |
Газета «Аргументы недели» ЛС крем Экзодерил |
Отсутствует указание о наличие противопоказаний и необходимости консультации у врача |
«Комсомольская правда» БАД «Копринол» |
содержит ссылку на конкретный случай излечения людей, улучшения состояния в результате применения таких добавок |
2.4. Анализ рекламы ЛС и БАД находящейся в аптеке
При анализе рекламы расположенной в аптеке для анализа нами были использованы следующие виды рекламных материалов:, рекламные листки и буклеты, мобайлы, шелфтокеры
Рекламный листок - страница стандартного формата с текстом на одной или обеих сторонах, которая сообщает рекламную информацию о конкретном товаре. Располагают непосредственно в месте, где представлен товар или на стендах.
Буклет - небольшой по объему рекламный материал, выполненный в цвете, на хорошей бумаге, с рисунками и фотографиями.
Мобайлы, или подвесные макеты изделия, выполненные в величину, превышающую натуральную. Их располагают наверху, под потолком или на витрине, для того чтобы они хорошо были видны из любой точки и под (над) местом, где расположен товар. Мобайл служит указателем места продажи товара.
Шелфтокеры предназначены для выделения торгового ряда товаров одного бренда — они закрепляются на торце полки.
Всего нами было изучено 5 рекламных листовок, 2 буклета, 1 мобайл и 2 шелфтокера.
При просмотре всех рекламных материалов расположенных в торговом зале нами были найдены следующие нарушения, так в рекламе «Виагры» выполненной в виде шелфтокера отсутствует предупреждающая надпись «Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом». Точно такое наружение имеется в рекламе сиропа «Мукоплант», которая также выполнена в виде шелфтокера.
В аптеке в виде мобайла подвесной модели рекламируются капсулы «Дифлюкан», по ним замечаний нет.
Из лекарственных средств и БАДов в аптеке имеются буклеты на препараты «Дюфалак» и глазные капли «Blink». При просмотре буклетов замечаний нет, в буклете «Дюфалак» перечислены виды лекарственных форм, кратко приведена инструкция по медицинскому применению, а также даны рекомендации по предупреждению запора.
В буклете глазных капель «Blink» также рассмотрены различные виды глазных капель и также коротко приведена инструкция по медицинскому применению.
Рекламные листовки в аптеке представлены на препараты: «Кларитин», «Отривин беби», БАД «Алфавит», «Маалокс Мини», «Гастрокарб», «Смекта». При анализе нарушений не выявлено.
Таблица 4
Нарушения в рекламе лекарственных препаратов и БАД использууемых в оформлении торгового зала
Препарат |
Вид рекламного материала |
Нарушение |
«Виагра» |
Шелфтокер |
Отсутствие указания «Имеются противопоказания. Перед применением проконсультироваться со специалистом» |
«Мукоплант» |
Шелфтокер |
Отсутствие указания «Имеются противопоказания. Перед применением проконсультироваться со специалистом» |
Дифлюкан |
Мобайл |
- |
«Дюфалак» |
Буклет |
- |
«Blink» |
Буклет |
- |
«Кларитин» |
Рекламная листовка |
- |
«Отривин беби» |
Рекламная листовка |
- |
БАД «Алфавит» |
Рекламная листовка |
- |
Маалокс мини» |
Рекламная листовка |
- |
«Гастрокарб» |
Рекламная листовка |
- |
«Смекта» |
Рекламная листовка |
- |
В заключение хочется подчеркнуть важные особенности отечественного законодательства в сфере рекламы лекарственных средств:
- регулирование рекламы ЛС является неотъемлемой частью общего Закона "О рекламе", включает общие нормы закона, специальные нормы, подчиняется государственному контролю со стороны антимонопольного органа;
- российское законодательное регулирование рекламы ЛС в основном гармонизировано с западноевропейским, однако оказалось более либеральным по сравнению с ним;
- рекламное регулирование в нашей стране направлено в первую очередь на ограничение рекламы лекарственных препаратов, предназначенной для населения, содержит основные запретительные нормы и основное обязательное требование о предупреждениях. Регулирование рекламы для специалистов ограничивается общими нормами.
Реклама фармацевтической продукции обладает некоторыми особенностями, это объясняется спецификой объектов, связанных с медициной и здоровьем.
Для проведения исследований нами был применен социологический опрос 100 респондентов в форме очного анкетирования, среди них 12 мужчин и 88 женщин. В результате обработки полученных данных были выявлены следующие закономерности:
а) около 75% человек обращают внимание на рекламу лекарственных средств;
б) большинство респондентов относятся к такой рекламе нейтрально (54%) или положительно (24%);
в) 48% опрошенных купили бы лекарство, основываясь лишь на увиденной рекламе (18% - "да", 30% - "возможно").
Таким образом, можно сказать, что большинство населения в России с большой вероятностью могут оказаться жертвами недобросовестной рекламы лекарственных средств. В связи с этим, рекламодателям и производителям лекарств необходимо тщательно контролировать свою рекламу и с ответственностью относиться к её содержанию и размещению.
При анализе рекламных роликов показанных в начале 2014 г. на ТВ выяснилось, что из анализируемых 12 препаратов, 6 препаратов (50%) имеют при рекламировании нарушения, из них у 3 препаратов (Черника Форте, Панангин, Колдрекс) нарушение заключается в том, что в рекламе утверждается гарантия излечения, в рекламе «Астроцина» в препарате для рекламы использован не специалист, в препарате «Гелеликс» на протяжении всей рекламы ни разу не появилась надпись о необходимости консультации с врачом и имеющихся противопоказаниях, а вот в препарате «Гептралайт» использован такой мелкий шрифт, что невозможно сразу понять, что это БАД, а не лекарство.
При анализе газет и журналов выявлено довольно много нарушений закона "О Рекламе". Это позиционирование БАД как ЛС, использование образа врача, обращение к несовершеннолетним, содержание ссылки на конкретных случай излечения. Но имеются и и вполне достойная. Так, например, реклама средства "Анаферон", средства «Терафлекс»
При просмотре всех рекламных материалов расположенных в торговом зале аптеки были найдены следующие нарушения, так в рекламе «Виагры» выполненной в виде шелфтокера отсутствует предупреждающая надпись «Имеются противопоказания. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом». Точно такое наружение имеется в рекламе сиропа «Мукоплант», которая также выполнена в виде шелфтокера. При анализе других рекламных материалов аптеке нарушений выявлено не было.
Информация о работе Особенности рекламы лекарственных средств и БАДов