Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:46, курсовая работа
Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствуют о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании со стороны государства.
Определенная нормативно-правовая база социального обеспечения стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация, в Москве и других городах были созданы пенсионный фонд, центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.
I.Введение………………………………………………………………………………………...3
II. Теоретическая часть.
Право как система правоотношений………………………………………………………….5
2.1. Правовые термины…………………………………………………………………………..5
2.2. Юридическая сила нормативно-правовых актов…………………………………............6
2.3. Конституционные права граждан пожилого возраста……………………………….. …. 8
2.4. Проблемы пожилых людей…………………………………………………………………10
2.5. Правовое регулирование в области социального обслуживания
людей пожилого и старого возраста в РФ………………………………………………….......12
2.6.. Нормативно-правовые акты, регулирующие оказание
медицинской помощи……………………………………………………………………………15
Ш. Специальная часть.
Современное положение системы правового обеспечения
геронтологической деятельности в России……………………………………….………....17
3.1. Основы нормативно-законодательной базы…………………………………………. …...17
3.2. Социальное обеспечение граждан пожилого и старого возраста………………………..19
3.3. Медико-социальные службы………………………………………………….……………20
IV. Практическая часть.
Примеры конфликтных ситуаций, возникающих при оказании
медицинской помощи людям пожилого и старого возраста……………………………..22.
Заключение……………………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………………………27
Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.
Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.
Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.
Санкция называет поощрительные или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.
Правовые нормы действуют:
- во времени;
- в пространстве;
- по кругу лиц.
Адресатами нормативных
актов могут быть все граждане
или определенные группы
Реализация права представляет собой деятельность, соответствующую выраженной в законе воле. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат. По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.
Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.
Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.
Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.
Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.
Цель права состоит в
удовлетворении жизненных
1.3. Конституционные права граждан пожилого возраста.
Особенность Конституции Российской Федерации в том, что она была принята в период, когда система прав человека уже формировалась. Международные правовые акты, их провозгласившие, явились источником содержания российской Конституции.
В соответствии с международными актами Конституция РФ устанавливает, что для возникновения прав человека достаточно самого факта его рождения (ст.2 и 17).
К общеправовым нормам- принципам относятся прежде всего нормы главы 1 Конституции РФ об основах конституционного строя, определяющие понятие и наименование Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч.1ст.1), о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностях государства по отношению к ним (ст.2).
Система правового обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.
Статья 39.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и
3. Поощряются добровольное
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану
здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государст
2. В Российской Федерации
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.
2.4.Проблемы пожилых людей.
Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого правовая незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.
Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении продолжительности жизни.
Средняя продолжительность жизни - величина переменная, свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения и является обобщенным критерием, определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки.
Проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка.
Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.
Повышенная социальная
уязвимость пожилых граждан
связана также и с
Проблемой пожилых людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.
В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще всего заканчивается женским одиночеством.
Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей людей отличается иногда раздражи-тельностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но нужно помнить что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.
Наступление зрелости и старости - неизбежный процесс, но объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации - являются продуктами социальной среды.
Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства.
В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, поэтому становится очевидным, что проблема правового обеспечения пожилых людей имеет общегосударственное значение.
По данным ООН в 1950г. в мире было 214 миллионов людей старше 60 лет: по прогнозам в 2000г. их уже будет 590 миллионов, а в 2005г. - 1100 миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз, тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза. 16 В связи с этим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем же прогнозам в 2005г. 25% населения станет старше 50 лет.
В качестве основной
цели правового обеспечения пожилых
Анализируя накопленный опыт работы по правовому обеспечению лиц пожилого возраста в последние годы можно констатировать следующее.
Принимаемые Правительством России в течение ряда лет меры, позволили сформировать устойчивую, гарантированную систему имеющую целенаправленный, адресный характер.
В современных социально-
Основные меры, осуществляемые Правительством, находят отражение в разрабатываемых внедряемых Программах социальной защиты лиц пожилого возраста.
Особое внимание в 2004 году уделялось материальной поддержке пенсионеров. Повышение "социальной нормы" (дважды в течение года) способствовало приближению пенсий к прожиточному минимуму.
Правовой механизм
социального обеспечения и
Государственный уровень правового обеспечения гарантирует предоставление медицинской помощи и услуг, законодательно установленных пенсий, льгот в соответствии с установленными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.
2.5. Правовое регулирование в области социального обслуживания людей пожилого и старого возраста в РФ.
Социальное обслуживание граждан пожилого возрастов - представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах, (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Информация о работе Правовое обеспечение геронтологической деятельности в РФ