Правовое обеспечение геронтологической деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствуют о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании со стороны государства.
Определенная нормативно-правовая база социального обеспечения стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация, в Москве и других городах были созданы пенсионный фонд, центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………………………………...3
II. Теоретическая часть.
Право как система правоотношений………………………………………………………….5
2.1. Правовые термины…………………………………………………………………………..5
2.2. Юридическая сила нормативно-правовых актов…………………………………............6
2.3. Конституционные права граждан пожилого возраста……………………………….. …. 8
2.4. Проблемы пожилых людей…………………………………………………………………10
2.5. Правовое регулирование в области социального обслуживания
людей пожилого и старого возраста в РФ………………………………………………….......12
2.6.. Нормативно-правовые акты, регулирующие оказание
медицинской помощи……………………………………………………………………………15
Ш. Специальная часть.
Современное положение системы правового обеспечения
геронтологической деятельности в России……………………………………….………....17
3.1. Основы нормативно-законодательной базы…………………………………………. …...17
3.2. Социальное обеспечение граждан пожилого и старого возраста………………………..19
3.3. Медико-социальные службы………………………………………………….……………20
IV. Практическая часть.
Примеры конфликтных ситуаций, возникающих при оказании
медицинской помощи людям пожилого и старого возраста……………………………..22.

Заключение……………………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учереждение.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

        Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

      По своей структуре  каждая норма включает в себя три элемента: диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма действует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.

    Правовые нормы действуют:

- во времени;

- в пространстве;

- по кругу лиц.

    Адресатами нормативных  актов могут быть все граждане  или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные  их категории.

   Реализация права представляет собой деятельность, соответствующую выраженной в законе воле. Ее можно рассматривать как процесс и как конечный результат. По разным основаниям выделяются разные формы реализации правовых норм. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы: соблюдение, исполнение, использование и применение права.

Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.

Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение.

Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

   Цель права состоит в  удовлетворении жизненных потребностей  людей. Поэтому должно устанавливаться  принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.

 

1.3. Конституционные права граждан пожилого возраста.

Особенность Конституции Российской Федерации в том, что она была принята в период, когда система прав человека уже формировалась. Международные правовые акты, их провозгласившие, явились источником содержания российской Конституции.

В соответствии с международными актами Конституция  РФ устанавливает, что для возникновения прав человека достаточно самого факта   его рождения (ст.2 и 17).

К общеправовым нормам- принципам относятся прежде всего нормы главы 1 Конституции РФ об основах  конституционного строя, определяющие понятие и наименование Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч.1ст.1), о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и обязанностях государства по отношению к ним (ст.2).

 

 

Система  правового обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

Статья 39.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные  пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное  страхование, создание дополнительных  форм социального обеспечения и благотворительность.

        Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану  здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются  федеральные программы охраны  и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию  государственной, муниципальной, частной  систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами  фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.Проблемы  пожилых  людей.

 

Старость, как период жизни людей вбирает в себя  многие  коренные проблемы как биолого-медицинской сферы,  так и вопросы социального и личного быта общества и  каждой  индивидуальности.  В этот  период  перед пожилыми людьми возникает много проблем,  так как пожилые люди относятся к категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с  дефектами и физического состояния, вызванного  заболеваниями  с пониженной двигательной активностью. Кроме этого правовая незащищенность пожилых людей связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. 

Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы пожилого населения страны,  что напрямую сказалось на  сокращении продолжительности жизни.

  Средняя продолжительность жизни - величина переменная,  свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на предотвращение смертности и укрепление здоровья населения и  является обобщенным критерием,  определяющим как присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния здравоохранения, достижений науки.

     Проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического  процесса. Все  это  ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии,  изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса,  лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором -  пессимистической оценкой будущего,  бесперспективным существованием.  При этом,  чем глубже самоанализ, тем сложнее и болезненнее психическая перестройка.

     Главная трудность  заключается  в  изменении статуса пожилых людей и максимального продления их независимой и активной жизни в старости,  вызванное  прежде  всего прекращением или ограничением трудовой деятельности,  пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-бытовой,  так и в психологической адаптации к новым условиям.

     Повышенная социальная  уязвимость  пожилых  граждан  связана также и с экономическими  факторами: небольшими размерами  получаемых пенсий,  низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому.

   Проблемой пожилых людей является постепенное разрушение традиционных семейных устоев,  что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение.  Очень  часто  пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу справляться со своими  недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье,  то сейчас ее все чаще берут на  себя  государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

     В условиях нашей  страны,  когда  средняя  продолжительность  жизни  женщин  примерно на 12 лет  больше,  чем у мужчин,  пожилая  семья, чаще всего заканчивается  женским одиночеством.

     Хронические заболевания снижают  возможности  самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими,  даже с детьми и внуками. Психика пожилых и  старых  людей  людей  отличается  иногда раздражи-тельностью, обидчивостью,  возможны старческие депрессии, ведущие порой к  самоубийству,  уходу из дома.  Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего,  одинокие - но нужно помнить  что  помощь нужна не только пожилому человеку, но и его семье.

     Наступление зрелости  и  старости  - неизбежный процесс,  но объективное положение,  а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации - являются продуктами социальной среды.

     Сегодня каждый пятый  житель России - пенсионер по  возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства. 

В  России около 23%  населения являются пожилыми и старыми людьми,  и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются,  поэтому становится очевидным, что проблема правового обеспечения   пожилых людей имеет общегосударственное  значение.

     По данным ООН в 1950г. в мире было 214 миллионов людей старше 60 лет:  по прогнозам в 2000г. их уже будет 590 миллионов, а в 2005г. - 1100 миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за  эти  годы  в 5 раз,  тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза. 16 В связи с этим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем же прогнозам в 2005г. 25% населения  станет старше 50 лет.

    В качестве основной  цели  правового обеспечения пожилых людей это прежде всего   оказание  своевременной и квалифицированной медицинской помощи.

     Анализируя накопленный  опыт  работы по  правовому обеспечению    лиц пожилого возраста  в последние годы можно констатировать следующее.

     Принимаемые Правительством  России в течение ряда лет  меры,    позволили сформировать  устойчивую, гарантированную систему имеющую  целенаправленный,  адресный характер.

     В современных социально-экономических  условиях, к сожалению, постоянно  снижается  жизненный  уровень «экономически неактивной части населения»,  а в  России это  почти  каждый  третий житель (только в органах социальной защиты на учете состоит 3,5 млн. получателей пенсий и пособий). Проводимая Правительством    политика позволяет сохранять в  стране необходимую стабильность.

     Основные меры,  осуществляемые Правительством,  находят     отражение в  разрабатываемых  внедряемых   Программах  социальной защиты лиц пожилого возраста. 

       Особое внимание  в  2004 году уделялось материальной  поддержке пенсионеров. Повышение "социальной  нормы" (дважды в течение года) способствовало приближению  пенсий  к прожиточному минимуму. 

      Правовой  механизм  социального обеспечения и защиты  пожилых людей реализуется на  государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.

 Государственный уровень  правового  обеспечения     гарантирует  предоставление медицинской помощи и услуг, законодательно установленных пенсий, льгот в соответствии с установленными нормативами.  На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы  дополнительного  повышения уровня обеспечения сверх государственного.  

 

2.5. Правовое регулирование в области социального обслуживания  людей пожилого и старого возраста в РФ.

   

Социальное обслуживание граждан пожилого возрастов - представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах, (уход, организация питания, содействие в получении  медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого  возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

    Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Информация о работе Правовое обеспечение геронтологической деятельности в РФ