Правовое обеспечение геронтологической деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствуют о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании со стороны государства.
Определенная нормативно-правовая база социального обеспечения стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация, в Москве и других городах были созданы пенсионный фонд, центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………………………………...3
II. Теоретическая часть.
Право как система правоотношений………………………………………………………….5
2.1. Правовые термины…………………………………………………………………………..5
2.2. Юридическая сила нормативно-правовых актов…………………………………............6
2.3. Конституционные права граждан пожилого возраста……………………………….. …. 8
2.4. Проблемы пожилых людей…………………………………………………………………10
2.5. Правовое регулирование в области социального обслуживания
людей пожилого и старого возраста в РФ………………………………………………….......12
2.6.. Нормативно-правовые акты, регулирующие оказание
медицинской помощи……………………………………………………………………………15
Ш. Специальная часть.
Современное положение системы правового обеспечения
геронтологической деятельности в России……………………………………….………....17
3.1. Основы нормативно-законодательной базы…………………………………………. …...17
3.2. Социальное обеспечение граждан пожилого и старого возраста………………………..19
3.3. Медико-социальные службы………………………………………………….……………20
IV. Практическая часть.
Примеры конфликтных ситуаций, возникающих при оказании
медицинской помощи людям пожилого и старого возраста……………………………..22.

Заключение……………………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учереждение.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года(в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ,от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

В настоящем Федеральном законе, в статье 3,  применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от  форм собственности, предоставляющие  социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной  жизненной ситуации, которому в  связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги - действия  по оказанию отдельным категориям  граждан в соответствии с законодательством  Российской Федерации, клиенту социальной  службы помощи, предусмотренной  настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая  жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

 В статье 5 Федерального закона. перечисляются основные  принципы социального обслуживания.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления  социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной  ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Приказом Минсоцзащиты РФ от 15.09.1995 N 218 утвержден Порядок и условия зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому.

  Социальное обслуживание на дому (Ст.9)

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

2. Одиноким гражданам  и гражданам, частично утратившим  способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

       Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

      Таким образом, создание  системы социальной защиты, соответствующей  потребностям населения – одна из важнейших задач государства с социально- ориентированной  рыночной экономикой, однако, необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон – представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.

     Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" (ВВС РСФСР, 1990, N 27, ст. 351), Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" (ВВС РФ, 1993, N 9, ст. 328 - с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах" (СЗ РФ, 1995, N 3, ст. 168), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1929), Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" (ВВС РФ, 1991, N 18, ст. 565 - с последующими изменениями и дополнениями.), Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (СЗ РФ, 1995, N 32, ст. 3198), Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4563), Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 146), Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (СЗ РФ, 1996, N 14, ст. 1401).

 Положения перечисленных федеральных  законов конкретизированы в целом  ряде подзаконных нормативных  актов.

 

 

2.6. Правовые нормы, регулирующие   оказание медицинской помощи.

 

Россия, вступает во многие виды правоотношений: междунородно-правовые, государственно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые. Чтобы быть субъектом права, надо обладать правосубъективностью, т.е. быть правоспособным, дееспособным и деликтоспособным. Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

   Закрепляя особый статус пожилых людей. Принципы ООН по существу представляют собой одновременно свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на медицинскую помощь. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества возможностей. Принципы ООН носят рекомендательный характер, но они могут и должны стать основополагающими для организации  работы с пожилыми людьми России, где доля граждан старшего поколения в составе населения составляет 20.5%, городах – 16.4%; в сельской местности – 23.3%.

    Уже не одно столетие  люди пытаются понять, почему совершаются правонарушения. Особенно всех беспокоили и беспокоят наиболее опасные из них – преступления. Упрощенный подход сменился глубоким осмыслением, помимо причин правонарушений стали выделять условия и поводы. Причинами правонарушений являются деформации в сознании людей ( неуважительное отношение к личности). Различного рода деформации, дефекты в сознании врача возникают  из многочисленных неправильно разрешенных конкретных жизненных ситуаций, которые  человек  наблюдал или в которых участвовал. Поводом совершения правонарушений  могут явиться отрицательные обстоятельства ситуативного характера, провацирующие правонарушение.

    В ч. 1 ст. 124 УК предусматривается ответственность за неоказание помощи больному без уважительных причин. Под уважительными же причинами принято понимать непреодолимую силу (стихийное бедствие), крайнюю необходимость (например, должен был оказать помощь другому тяжелобольному), болезнь самого медицинского работника, отсутствие инструментов, лекарств и т. п. Ссылка медицинского работника на нерабочее время, на нахождение его в отпуске не считается уважительной причиной и соответственно не исключает уголовной ответственности.

     С субъективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 124 УК, совершается с прямым умыслом; виновный осознает, что не оказывает помощь больному, и желает уклониться от выполнения своих обязанностей, хотя имел возможность оказать такую помощь.

Причинение средней тяжести вреда здоровью больного в результате неоказания ему помощи должно быть обусловлено неосторожностью со стороны виновного.

3. Субъектом преступления являются  медицинские работники, обязанные  оказывать помощь больным. Это  врачи, фельдшеры, медсестры, акушеры. Не имеет значения, работают эти  лица или находятся на пенсии.

Статья 124. Неоказание помощи больному.

Объективная сторона данного преступления может быть выражена в бездеятельности - в неоказании помощи больному без уважительных причин

1. Неоказание помощи больному  без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного

если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, -

Статья 125. Оставление в опасности.

 

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, -

. Объектом данного преступления  является жизнь и здоровье  человека, который лишен возможности  проявить заботу о себе, принять меры к самосохранению.

2. С объективной стороны данное  преступление выражается в бездействии  лица. Рассматриваемое преступление  может быть совершено в результате  бездействия, которое заключается  в невыполнении обязанностей  по оказанию помощи лицу, которое по тем или иным причинам оказалось в опасном для жизни или здоровья положении (это бездействие - невмешательство). Оконченным данное преступление следует считать с момента оставления в опасности потерпевшего, независимо от реального наступления опасных для жизни потерпевшего последствий. Уголовная ответственность по ст. 125 УК наступает и в тех случаях, когда оказание помощи не может предотвратить наступление последствий (например, смерть). Сам факт уклонения от оказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни или здоровья положении, обуславливает привлечение виновного к уголовной ответственности.

Законодатель предусматривает некоторые причины, которые обусловили беспомощное состояние потерпевшего. Это малолетство, старость, болезнь и иная беспомощность, вызванная стихийными бедствиями, физиологическими и патологическими процессами, происходящими в организме человека, различные действия людей, в том числе преступные.

Одним из действенных правовых средств сдерживания правонарушений является юридическая ответственность.  

Юридическая  ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние.  Выделяют девять видов юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная, гражданская, финансовая, семейная, конституционная, процессуальная.

Видами государственного принуждения признаются меры предупреждения, пресечения, правовосстановительные меры.

Разграничение  юридической ответственности важно потому, что позволяет выбрать наиболее целесообразное и эффективное средство государственного реагирования  для защиты интересов личности, государства, общества.

 

Ш.  Современное положение системы  правового обеспечения   геронтологической деятельности в России.

 

3.1. Основы нормативно-законодательной  базы.

Правовое обеспечение людей пожилого возраста в  России осуществляется на основании  нормативно - правовых актов:                    

       Федеральный закон  «Об основах социального обслуживания населения российской Федерации» Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ,от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

   Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

     Постановление Правительства  РФ   от 29 октября 2002 г. N 781

«О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии,    с подпунктом 10 пункта 1 статьи28   ФЗ «О  трудовых пенсиях в   РФ» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

 В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что при  досрочном назначении указанным  ниже лицам трудовой пенсии  по старости в соответствии  с подпунктами 7, 8 и 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации:

Информация о работе Правовое обеспечение геронтологической деятельности в РФ