Правовое обеспечение геронтологической деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Анализ положения пожилых и старых людей свидетельствуют о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании со стороны государства.
Определенная нормативно-правовая база социального обеспечения стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация, в Москве и других городах были созданы пенсионный фонд, центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Содержание работы

I.Введение………………………………………………………………………………………...3
II. Теоретическая часть.
Право как система правоотношений………………………………………………………….5
2.1. Правовые термины…………………………………………………………………………..5
2.2. Юридическая сила нормативно-правовых актов…………………………………............6
2.3. Конституционные права граждан пожилого возраста……………………………….. …. 8
2.4. Проблемы пожилых людей…………………………………………………………………10
2.5. Правовое регулирование в области социального обслуживания
людей пожилого и старого возраста в РФ………………………………………………….......12
2.6.. Нормативно-правовые акты, регулирующие оказание
медицинской помощи……………………………………………………………………………15
Ш. Специальная часть.
Современное положение системы правового обеспечения
геронтологической деятельности в России……………………………………….………....17
3.1. Основы нормативно-законодательной базы…………………………………………. …...17
3.2. Социальное обеспечение граждан пожилого и старого возраста………………………..19
3.3. Медико-социальные службы………………………………………………….……………20
IV. Практическая часть.
Примеры конфликтных ситуаций, возникающих при оказании
медицинской помощи людям пожилого и старого возраста……………………………..22.

Заключение……………………………………………………………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учереждение.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

а) лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 41, ст. 3958);

б) лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст. 509; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст. 4240);

       Постановление  Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, представленных гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995.

      Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального Закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996г.

     В соответствии с Федеральным законодательством определены формы правового обеспечения и социального обслуживания пенсионеров: на дому, включая медико-социальное; полустационарное в стационарных учреждениях соц. обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др. независимо от их наименования) срочное в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке; социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развития опоры на собственные силы, облегчение адаптаций к меняющимся социально-экономическим условием. (Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан», ст.16) Порядок оплаты всех видов обслуживания регламентируется федеральным законом.

 

 

3.2. Социальное обеспечение  граждан пожилого и старого  возраста. 

 

       В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.1 

Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за  выслугу лет, социальные):

- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным  и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание  престарелых и инвалидов в  специальных учреждениях (домах-интернатах):

- протезно-ортопедическую помощь

- врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

 И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации (см., соответственно: ВВС РФ, 1992, N 5, ст. 180, 1993, N 25, ст. 911, 1993, N 17, ст. 591; САПП, 1994, N 8, ст. 599). Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации. Тарифы страховых взносов в указанные фонды установлены Федеральным законом от 21 декабря 1995 г. N 207-ФЗ (СЗ РФ, 1995, N 52, ст. 5115). Страховые взносы в Пенсионный фонд уплачивают работодатели, как правило, 28 процентов, по отношению к начисленной работникам оплате труда, и граждане в размере 1 процента их заработка

 

3.3.  Медико-социальные  службы.

 

Существующая система медико-социальных служб, включает государственную, муниципальную и негосударственную службу.

             Создание благоприятного правового режима для развития негосударственных форм медико-социального обеспечения, включая благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по улучшению жизни для миллионов пожилых   граждан страны.11 августа 1995 г. принят Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3340), который впервые в нашей стране дал легальное определение благотворительной деятельности, указав, что под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, медицинской помощи и оказанию иной поддержки.

Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами медицинских и социальных услуг.

 Медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым медико-социальным  обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ ст.25.п.3.

    В зависимости от ориентации медико-социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

а) собственно функция медико-социальной помощи;

б) функция консультирования;

в) функция информирования населения ;

г) функция участия..

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

- принципа приоритета государственных начал в организации медико- социальной службы и гарантировании прав граждан на получение оказываемых услуг;

- принципа опоры на общественное участие;

 - принципа территориальности;

- принципа информированности: означающего  право на сбор информации и  сведений, необходимых медико-социальным службам для выполнения их функций.

 В настоящее время управление медико-социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.2

 

  Уважение и цивилизация – понятие одного порядка. Уважения а старым людям выражает теми материальными условием жизни, которая общество может им предоставить – размером пенсии, качеством жилья, условием здравоохранения, комфортные услуги. Но не менее важна духовная сторона жизни–включенности пожилого человека в социум. Материальное обеспечения вне социального общения ведет к деградации личности, к сокращению срока жизни. Социальное общение в решении политических проблем общества, в узком делах собственной семьи, постоянная коммуникация с другими людьми.

 

 

 

IV. Примеры конфликтных ситуаций   возникающих при оказании медицинской помощи людям пожилого и старого возраста. 

 

Гражданка  А.  68 лет,    обратилась в районную поликлинику с жалобами на плохое самочувствие и общее недомогание.

После осмотра было установлено, что у гр. А   тяжелая форма бронхита. Врачом     назначил  курс лечения.  Спустя некоторое время после начала лечения  состояние здоровья пожилой женщины резко ухудшилось.  Члены семьи  обратились за скорой медицинской помощью.

Бригадой врачей скорой помощи был поставлен диагноз «воспаление легких» и больная была госпитализирована в районную больницу.

 После выздоровления гр. А ,   родственники, обратились в суд  с иском к районной поликлинике  о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате неправильно поставленного лечащим врачом диагноза, 

В судебном заседании истица  заявила, что в результате неправильно поставленного диагноза врачом районной поликлиники и применения неправильных методов лечения  ее здоровью был причинен вред, следствием   чего стало срочное медицинское вмешательство и госпитализация. Представитель районной поликлиники в своих возражениях заявил, что диагноз гражданки А  был поставлен правильно, а причиной возникших осложнений стало самолечение. 

  При исследовании судом медицинской  карты  гр.А, ведущейся в районной поликлинике, было установлено, что сведения о ходе лечения были либо не отражены, либо указаны не в полном объеме, что не позволяет сделать вывод о правильности диагноза и применяемых методов лечения. Такие же выводы были сделаны экспертами, которым медицинская карта гр. А. была направлена судом на исследование.

В связи с этим суд счел доводы представителя районной поликлиники несостоятельными и не соответствующими фактическим обстоятельствам. Исковые  требования пожилой женщины были удовлетворены    судом в полном объеме.

    Приведенный случай не  является уникальным или единичным  так как      в медицинских  картах у пожилых и старых  людей, очень часто, в неполном  объеме    отражаются      сведения о диагнозах, назначенных программах лечения и конкретных медицинских манипуляциях.

    Основной причиной является  «пренебрежительное» отношение  сотрудников медицинских учреждений к людям  пожилого и старшего возраста, и составлению и ведению первичной медицинской документации, у указанной категории граждан. 

   Все базовые исходные  формы первичной медицинской  документации утверждены приказом Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (далее - приказ Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030), использование и применение которых является обязательным для каждого медицинского учреждения, независимо от его подчиненности, вида собственности и организационно-правовой формы.

   Приказом Минздрава СССР  от 04.10.80 № 1030 утверждены: лист основных показателей состояния больного, находившегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии (форма № 011/у), медицинская карта больного туберкулезом (форма № 081/у),  медицинская карта стоматологического больного (форма № 043/у), карта профилактических флюорографических обследований (форма № 052/у), выписка из медицинской карты амбулаторного больного (форма № 027/у), а также иные формы первичной учетной документации. Форма медицинской карты амбулаторного больного (форма № 025/у-87) была утверждена

приказом Минздрава СССР от 31.12.87 № 1338 "О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного".

Кроме того, утверждены инструкции о порядке заполнения и ведения форм первичной медицинской документации, в которых подробно указывается, какие сведения и в каком порядке должны вноситься в тот или иной первичный медицинский документ. Так, письмом Минздрава СССР от 20.06.83 № 27-14/70-83 утверждена Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (без документов лабораторий), утвержденных приказом Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030; приказом Минздрава СССР от 31.12.87 № 1338 "О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного" была утверждена Инструкция по ведению новой формы медицинской карты амбулаторного больного № 025/у-87.

Таким образом, ведение первичной медицинской документации в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации является, во-первых, обязательным согласно приказу Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030, и, во-вторых, гарантирует соблюдение интересов медицинского учреждения в случае возникновения спора с пациентом.

    Совершение медицинским учреждением и его сотрудниками  ошибок, а также несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации о здравоохранении порядка составления и ведения первичной медицинской документации значительно усложняет процесс выздоровления   у   пациентов  пожилого и старого возраста.

Информация о работе Правовое обеспечение геронтологической деятельности в РФ