Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:49, реферат
Кислород используется в организме человека для осуществления большей части окислительно-восстановительных реакций. С помощью этих реакций вырабатывается энергия, необходимая для обеспечения жизненно важных процессов. Таким образом, без кислорода жизнь невозможна.
Кислород поступает в организм человека из воздуха, среднее содержание кислорода в воздухе, необходимое для нормального
Иногда для ответа на некоторые
вопросы следователя по поводу повреждений
эксперт может рекомендовать
провести следственный эксперимент. Особенно
хорошие результаты дают следственные
эксперименты по воспроизведению
Повреждения при падении с высоты
Травма при падении с высоты представляет собой одну из разновидностей тупой травмы, отличающуюся характером травмирующей поверхности и механизмом ее воздействия на человека, (рис. 10-9).
Следует различать несколько
вариантов падения с высоты. А
именно, падение может заканчиваться
одиночным ударом о плоскость
или в ходе падения тело жертвы
последовательно ударяется
При падении с высоты образуются повреждения, каждое из которых в отдельности не имеет каких-либо специфических отличий, однако их совокупность вместе с данными по осмотру места происшествия, позволяет определить характер травмы и механизм ее развития.
Комплекс повреждений, возникающих при падении с высоты, характеризуется наличием множественных повреждений внутренних органов и костей тела, при этом, как правило, эти повреждения не сопровождаются нарушением целостности кожи в виде ран, они носят закрытый характер. Повреждения располагаются больше на той части тела, которая контактировала с травмирующей поверхностью.
При падении с высоты характер травмы в значительной степени будет зависеть от того, на какую часть тела пришелся первичный удар. Например, при падении на голову возникает тяжелейшая черепно-мозговая травма. Голова деформируется вследствие множественных переломов костей черепа, в той или иной степени разрушается вещество мозга, возникают обширные кровоизлияния. Наблюдается перелом шейных позвонков, так называемые непрямые переломы ребер и грудины. При падении на выпрямленные ноги будут обнаружены раны и перелом костей на стопах, разрывы капсул голеностопных суставов, переломы в области таза, разрывы связок в области тазобедренных суставов, компрессионные переломы поясничных и грудных позвонков, разрывы и отрывы внутренних органов брюшной и грудной полостей.
Большое влияние на характер травмы оказывают свойства поверхности, на которую упал человек. Естественно, при падении на мягкую почву характер и степень выраженности повреждений будут меньшими, чем при падении на твердую поверхность, например асфальт.
Уменьшаются объем и степень тяжести повреждений при ударе частями тела, одетыми в толстую плотную одежду.
При множественных ударах тела о промежуточные травмирующие предметы (карнизы, выступы, строительные леса и т.п.) в дополнение к комплексу повреждений от основного удара можно обнаружить повреждения располагающиеся вне этого комплекса. При таком механизме травмирования могут возникнуть значительные ссадины и рваные-ушибленные раны с осадненными краями, нехарактерные для простого удара о плоскость.
Конечно, при обнаружении факта падения человека с высоты следствие в первую очередь интересуют ответы на три "условных" вопроса: "Сам человек это сделал?", "Помог ли ему кто-нибудь?", "Или он случайно упал?". К сожалению, судебная медицина не во всех случаях может помочь в решении этих вопросов. Если человека просто подтолкнули в спину и он разбился, то судебный медик не поможет следователю. Если же человека перед падением избили или он активно сопротивлялся попыткам выбросить его с высоты, то могут быть обнаружены соответствующие этим фактам повреждения, которые можно дифференцировать от повреждений, полученных при падении на плоскость. Однако обнаружение повреждений, признаков борьбы и самообороны не свидетельствует на сто процентов об убийстве. Большую информацию в таких случаях дают криминалистические исследования следов на месте, с которого предположительно упал человек.
Падение с высоты собственного роста
В судебно-медицинской практике нередки случаи исследования трупов людей, получивших травму при падении с высоты собственного роста. Такое падение может быть самопроизвольным, например человек поскальзывается на обледенелой поверхности, или возникать от толчка или удара, тогда его называют падением с ускорением.
Для жизни человека особенно опасны падения, сопровождающиеся ударами головой о твердую ровную или выступающую поверхность. При моделировании самопроизвольных падений и падений с ускорениями отмечено дифференцирование повреждений от ударов в область головы по местоположению. При падении с ускорением повреждения, в значительной части случаев, располагаются в теменно-затылочной области, а при самопроизвольном - в затылочной области. Однако в практике на траекторию падения влияют очень многие факторы, поэтому однозначной зависимости между наличием ускорения и локализацией повреждений не отмечается.
На характер переломов, возникающих на костях черепа при падении с высоты роста, влияют, кроме указанных, еще несколько факторов, которые учитывает судебный медик. К ним относятся масса и длина тела, тип строения черепа, толщина костей и некоторые другие.
При такого рода травмах возникают и другие повреждения, среди них важнейшие - кровоизлияния в мозг и ушибы головного мозга, они наиболее опасны и зачастую являются непосредственной причиной смерти.
Установление механизма
причинения повреждений при таком
виде травмы достаточно сложное дело.
В большинстве случаев судебные
медики не могут категорично установить
наличие или отсутствие ускорения
тела при его падении с высоты
своего собственного роста. Их выводы
будут носить вероятный характер.
Поэтому следователю
Во всех случаях расследования обстоятельств травмирования человека тупыми предметами (и в случаях ударов по голове, и при падении с высоты и при падении с высоты собственного роста) большую роль в установлении истины может сыграть метод моделирования ситуации как на разного рода манекенах, так и с использованием современных компьютерных технологий.
Глава 11. ПОВРЕЖДЕНИЯ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В судебно-медицинской практике довольно часто приходится исследовать травматические последствия смертельного и несмертельного воздействия на человека различных видов транспортных средств. Такого рода повреждения относятся к тупой травме, однако имеют значительные характерные особенности, поэтому рассматриваются отдельно от остальных видов тупой травмы.
Выделяются несколько видов транспортной травмы: автомобильная: мотоциклетная; рельсовая; авиационная; от водного транспорта и др.
Автомобильная травма
Наиболее распространена в практике автомобильная травма. На ее примере рассмотрим судебно-медицинские возможности решения вопросов, возникающих в ходе расследования такого рода происшествий.
Автомобильная травма классифицируется
разными исследователями по-
1. Травма от наезда автомобиля на человека (основной компонент - удар какими-либо частями автомобиля по телу человека).
2. Переезд колесами автомобиля
(основной отличительный
3. Выпадение человека из движущегося автомобиля.
4. Травма внутри автомобиля.
5. Сдавление тела между частями автомобиля и другими предметами.
6. Комбинация перечисленных видов травмы.
Многообразие автомобильной травмы определяется многообразием факторов, которые влияют на механизм возникновения этой травмы. Отметим лишь основные из них:
1. Скорость движения автомобиля.
2. Форма травмирующей поверхности.
3. Размеры транспортного средства.
4. Положение тела жертвы в момент травмы.
5. Наличие элементов, смягчающих
удар или иное воздействие
повреждающего фактора (
6. Рост, вес и другие особенности жертвы.
Влияние перечисленных факторов на характер повреждений, возникающих в результате травматизации, проявляется во взаимодействии их друг с другом.
Повреждения, возникающие от действия автомобилей, можно разделить на две большие группы: повреждения в той или иной степени характерные для автомобильной травмы определенного вида и повреждения, встречающиеся при любом виде механического воздействия на тело человека. К первой группе относятся, например, следы-повреждения от действия протектора, бампер-перелом и другие им подобные.
Главное событие большинства видов автомобильных травм - это взаимодействие частей транспортного средства и тела жертвы. Установление всех фактических обстоятельств этого события является одной из основных задач следствия.
Контакт травмирующего и травмируемого объектов определяется по характеру взаимоотображений. На теле жертвы исследуются повреждения и следы-наложения. В частности, судебный медик при осмотре трупа на месте происшествия, но в большей мере при исследовании трупа в морге, изучает характер повреждений на одежде и теле жертвы происшествия, при вскрытии полостей тела выявляет повреждения органов и тканей тела. Большую информационную нагрузку несут следы-наложения на теле и одежде жертвы, например, наложение частиц лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и другого позволяет иногда идентифицировать транспортное средство. Исследование следов-наложений на теле жертвы дорожно-транспортных происшествий целесообразно проводить совместными усилиями судебных медиков и криминалистов. На предполагаемом или известном транспортном средстве обнаруживаются повреждения, которые могли остаться от воздействия тела жертвы и следы-наложения, состоящие из волокон одежды и тканей биологического характера, отделившихся от тела жертвы.
Грамотное сравнительное
и сопоставительное изучение повреждений
на жертве и транспортном средстве
позволяет в большинстве
Более сложная задача стоит перед следствием в случаях, когда транспортное средство, совершившее дорожно-транспортное происшествие, скрылось с места происшествия. В такой ситуации перед судебным медиком должна быть поставлена задача диагностирования обстоятельств происшедшего, включая определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам-наложениям на теле жертвы.
Большое значение для решения
вопросов, связанных с установлением
механизма дорожно-
Первое действие - это
фиксация обстановки места происшествия.
Как правило, она осуществляется
без участия судебного медика,
поэтому главная задача сотрудников
правоохранительных органов, как можно
объективнее и четче
Второе важное действие - исследование тела жертвы, осуществляется судебным медиком в морге, при этом очень важно дать медику максимально полную информацию о месте происшествия и иных обстоятельствах. Хорошо вооружить его несколькими версиями о том, что произошло, такие версии, как правило, уже имеются у следствия или дознания по окончании осмотра места происшествия. Изучая труп и повреждения на нем применительно к конкретным версиям судебный медик может четко исключить или подтвердить следственные версии. При сложных дорожно-транспортных происшествиях версионная постановка задач перед судебным медиком предпочтительнее.
Третья составляющая - осмотр
транспортного средства, предполагаемого
в качестве участника происшествия.
Это действие практически всегда
может быть проведено с участием
судебного медика. Целесообразнее будет
привлечь к осмотру медика, проводившего
исследование трупа в морге. Он сможет
лучше увязать характер повреждений
и следов-наложений на трупе с
характером повреждений и следов-
Качественное проведение всех трех действий позволит достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия транспортного средства и тела жертвы.