Судебная медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 16:49, реферат

Описание работы

Кислород используется в организме человека для осуществления большей части окислительно-восстановительных реакций. С помощью этих реакций вырабатывается энергия, необходимая для обеспечения жизненно важных процессов. Таким образом, без кислорода жизнь невозможна.
Кислород поступает в организм человека из воздуха, среднее содержание кислорода в воздухе, необходимое для нормального

Файлы: 1 файл

Медицина К.Р.docx

— 185.36 Кб (Скачать файл)

При различных механизмах транспортной травмы судебными медиками могут быть выявлены и исследованы  самые разнообразные повреждения. Вот некоторые из них.

При ударе бампером или  иными выступающими частями автомобиля по ногам человека возникают значительные кровоизлияния в мягкие ткани, в  частности в мышечную ткань, и  так называемый бампер-перелом. (рис. 11-1, рис. 11-2) При ударе человека автомобилем, движущимся со скоростью 50-60 км в час и более, тело после удара отбрасывается со значительным ускорением, вследствие этого наблюдается даже потеря обуви жертвой. Падение на поверхность дороги и скользящее движение по ней вызывает образование множественных следов скольжения на одежде и поверхностных тканях тела. Следы скольжения хорошо отображаются и на подошвах обуви, по ним можно даже определить, в каком положение были ноги в момент удара транспортного средства по телу жертвы. Например, если в момент удара человек стоял на месте, то следы скольжения будут на обеих подошвах почти на всей их поверхности. Если же он бежал, и в момент удара поднял одну из ног, то следы скольжения будут только на опорной ноге.

Удар по голове жертвы движущимся транспортом, или удар головой о  твердую поверхность при падении  вызывают оскольчатые переломы черепа.

При неожиданном ударе  автомобилем непосредственно по телу жертвы или автомобилем по автомобилю у жертв происшествия возникают повреждения шейного отдела позвоночника от резкого его сгибания или разгибания, (рис. 11-3).

При так называемом переезде автотранспорта через тело жертвы возникает  комплекс повреждений, характерный  для этого механизма травмирования. Во-первых, образуются кровоизлияния, отображающие рисунок протектора колес, во-вторых, образуются отслоения кожи и иных тканей в виде карманов, заполненных кровью, в-третьих, возникают следы волочения тела в виде обширных ссадин. При перекатывании колеса через грудную или брюшную область имеют место разрывы и раздавливания внутренних органов. При таком же воздействии на голову остаются: значительная ее деформация, оскольчатые переломы костей черепа и раздавливание мозга.

Травма водителя внутри салона автомобиля при ударе о преграду характеризуется комплексом повреждений, возникающих от действия рулевого колеса, панели приборов и лобового стекла в виде ушибов и сдавлений грудной клетки и живота, сопровождающихся переломами ребер, разрывами внутренних органов. От лобового стекла повреждения в виде кровоподтеков, ран и ссадин локализуются на лице и голове.

При различных механизмах автотравмы возникают комплексы повреждений, в той или иной степени характерные для конкретного механизма.

Лабораторные методы исследования при автотравме в принципе аналогичны тем, которые используются при других видах повреждений от тупых орудий. Необходимость тех или иных исследовании определяется как следователем при консультации с судебным медиком, так и судебным медиком в ходе исследования трупа в морге.

Решить все вопросы, возникающие  при расследовании автотравмы без использования лабораторных методов исследования, практически невозможно.

Дорожно-транспортное происшествие, чаще всего бывает несчастным случаем. Но иногда, такого рода происшествия могут  быть самоубийствами и убийствами. Разобраться, к какому роду относится  насильственная смерть, в каждом конкретном случае обязанность следствия. Судебный медик может оказать лишь посильное  содействие в этом вопросе. В частности, достаточно легко можно отличить автотравму, причиненную мертвому человеку, от прижизненной, что важно в случаях, когда производится сокрытие убийства путем подкладывания тела жертвы под движущийся транспорт. В каждом конкретном случае, когда возникает необходимость дифференцировать несчастный случай от убийства или самоубийства, следствию необходимо консультироваться с судебными медиками. Анализ материалов дела с позиций дифференциации рода смерти при участии судебного медика может быть более эффективным, нежели без него. Сходные ситуации могут возникнуть и при других видах транспортной травмы, возможности судебного медика и в этих случаях будут аналогичны описанным выше.

Постановка вопросов перед  судебным медиком при расследовании  дорожно-транспортных происшествий во многом аналогична тому, как это  делается в случаях других видов  тупой травмы. Однако имеются и  определенные особенности. А именно, при дифференцировании различных  вариантов механизма получения  автотравмы лучше ставить перед судебным медиком вопрос таким образом, чтобы он выбирал на основе своих познаний один из механизмов травмирования как наиболее вероятный, а другие варианты отклонил. Например, традиционный вопрос: "Каков механизм причинения повреждений, имеющихся на трупе?", лучше заменить вопросом: "При каком механизме взаимодействия транспортного средства и тела жертвы возникли обнаруженные на трупе повреждения: при ударе передней частью автомобиля с последующим отбрасыванием тела в сторону или при ударе и дальнейшем переезде колесами?" Следователь или дознаватель могут по материалам осмотра места происшествия и показаниям свидетелей выдвинуть несколько вариантов версии о механизме происшествия, а судебный медик поможет дифференцировать их с учетом повреждений на теле и одежде жертвы, а также с учетом данных, полученных им при осмотре транспортного средства. При дорожно-транспортных происшествиях часто возникает необходимость комплексного исследования одних и тех же вещественных доказательств специалистами разных экспертных направлений. Поэтому в таких делах, в случае необходимости, целесообразно назначать комплексные экспертизы, в частности комплексную медико-автотехническую или медико-криминалистическую.

Как уже говорилось, многообразие видов транспортных средств порождает  многообразие видов транспортной травмы, которая напрямую зависит от свойств  повреждающего фактора. Остановимся  на особенностях некоторых других транспортных травм.

Мотоциклетная травма

При мотоциклетной травме выделяются несколько наиболее часто  встречающихся механизмов возникновения  повреждений: травма водителя и пассажиров при наезде на преграду, травма пешехода от наезда на него мотоцикла, падение  с мотоцикла, наезд автотранспорта на мотоциклиста и некоторые другие.

При всех видах мотоциклетной  травмы преобладают повреждения, возникающие  от первичных ударов. К ним относятся  кровоподтеки, ушибленные и рваные раны, разрывы внутренних органов, переломы ребер и конечностей, разного  рода переломы позвоночника, а также  тяжелые повреждения черепа и  головного мозга, если не использовался  защитный шлем. Их дополняют повреждения, возникающие от последующего скольжения, повторных ударов, переездов колесами автотранспорта и волочения.

Рельсовая травма

Механизм повреждения  тела человека рельсовым транспортом  может быть разным и зависит от многих условий. Отличительной чертой рельсового транспорта является движение тяжелых механизмов по специальной  колее известной всем конструкции. Эти условия и определяют особенности  рельсовой травмы.

Применительно к рельсовой  травме можно выделить несколько  механизмов травмирования человека. Часть из них не носит специфический характер и в значительной мере сходна с таковыми при других видах транспортной травмы, например, падение из движущегося рельсового транспорта, травма внутри транспортного средства при ударе о преграду и другие. Однако есть механизм травмирования, который сугубо специфичен для этого вида транспортной травмы - это травма от перекатывания железнодорожного колеса через тело человека, лежащего на рельсах.

При такого рода механизме травмирования возникают особенные повреждения: полоса давления на коже от колеса; полоса обтирания и осаднения по краям полосы давления; отчленения конечностей и головы; расчленение тела. При волочении тела движущимся транспортом возникают множественные обширные повреждения.

При ударе частями движущегося  рельсового транспорта большое значение имеет громадная масса травмирующего  орудия и его большая скорость. Последствия такого воздействия  на тело человека будет куда значительнее, чем при других транспортных травмах.

При осмотре места происшествия следует уделить достаточное  внимание наряду с другими действиями осмотру железнодорожного полотна  на большом расстоянии от трупа как по ходу транспорта, так и против хода. Иногда волочение трупа или его частей может происходить на расстоянии нескольких сотен метров и даже более.

Авиационная травма

Авиационная травма очень  разнообразна, под ней понимают комплекс повреждений, получаемый жертвами от внутренних или наружных частей самолета при  его движении, а также при взрывах  и пожарах на воздушных суднах.

Наиболее частыми вариантами авиационной травмы, с которой  приходится сталкиваться судебным медикам, являются травмы членов экипажа и  пассажиров внутри воздушного судна  при его разрушении вследствие аварийного столкновения с землей. Повреждениям, возникающим в таких условиях, могут предшествовать повреждения, получаемые на значительной высоте от разгерметизации или взрывного  разрушения воздушного судна.

При авиакатастрофах необходимо устанавливать ряд обстоятельств.

По некотором направлениям помощь судебных медиков может быть особенна полезна, и более того - работа вообще не может быть проведена без участия последних. К задачам, входящим в компетенцию судебных медиков, в первую очередь относятся задачи по установлению причины смерти каждой из жертв катастрофы, если, конечно, это возможно. Кроме того, без судебных медиков не могут быть решены задачи по установлению следов взаимоотображения тел жертв и участков преград, о которые они травмировались в ходе катастрофы.

По судебно-медицинским  данным наиболее частой причиной смерти при авиакатастрофах являются множественные  грубые механические повреждения тела.

Важное значение имеет осмотр места катастрофы. В ходе осмотра первостепенной задачей является задача фиксации взаиморасположения частей воздушного судна и частей тел пострадавших. Наличие множества расчлененных и в значительной мере поврежденных тел выдвигает на передний план задачу обнаружения, фиксации и сбора информации о погибших с целью установления их личности. Важное значение имеет при некоторых вариантах катастроф обнаружение и оценка наличия у пострадавших повреждений нехарактерных для авиатравмы, например огнестрельных ранений, колото-резаных ран и других, особенно применительно к членам экипажа воздушного судна. Обнаружение таковых может помочь в решении важных для следствия задач установления причин авиакатастрофы.

При возникновении у лиц, расследующих авиакатастрофу, версий о случившемся, о них необходимо ставить в известность судебных медиков, которые по результатам  своих исследований могут дать данные для исключения или подтверждения  версии. Целесообразно в рабочие  группы по расследованию причин авиакатастроф  включать постоянно одних и тех  же судебных медиков, которые, таким  образом, могут накапливать опыт, полезный для дальнейшей работы. Работающих в группе медиков необходимо приглашать на все рабочие совещания, в ходе которых они могут помочь в  решении самых разных вопросов.

Воднотранспортная травма

Специфичные варианты воднотранспортной  травмы возникают от действия частей движущегося водного транспорта на тело жертвы, находящейся в воде. Некоторые варианты воднотранспортной  травмы сходны по условиям возникновения  с другими видами транспортной травмы, мы не будем на них останавливаться.

Большая часть повреждений  от действия частей движущегося водного  транспорта на теле жертв напоминают по своему внешнему виду массивные  рубленые раны, причиненные не очень  острыми рубящими предметами. В зависимости  от того, какой из частей транспортного  средства они причинены (подводными крыльями, полостями винта или  иными), такие раны могут быть более  или менее обширными, одиночными или множественными, (рис. 11-4).

При воздействии частей водного  транспорта на тело мертвого человека судебный медик достаточно легко  может это определить, если труп не находится в состоянии сильно выраженного гнилостного изменения.

Непосредственной причиной смерти после травматизации водным транспортом может быть не смерть от кровопотери или иной причины, связанной с механическим повреждением, а утопление в воде, что достаточно легко устанавливается при судебно-медицинском исследовании трупа.

Кроме описанных видов  транспортного травматизма в  практической работе могут быть встречены  и другие. Увеличение разнообразия традиционных транспортных средств, появление  совершенно новых видов транспорта, изменение условий его эксплуатации, влекут за собой увеличение разнообразия механизмов транспортного травматизма. Однако общие принципы работы судебных медиков при транспортной травме остаются актуальными для любых  новых случаев. Травматизация редкими и новыми видами транспорта не является преградой для судебно-медицинского исследования жертв таких происшествий.

Глава 12. ПОВРЕЖДЕНИЯ ОТ ОСТРЫХ ОРУДИЙ

В судебной медицине под  острыми орудиями понимают такие, травмирующая часть которых имеет острый конец или острый край.

Некоторые орудия, например ножи, имеют и острый конец, и заточенный край - лезвие.

Среди острых орудий выделяют несколько групп, эта несложная  классификация строится на основании  механизма действия этих орудий:

1) колющие; 

2) режущие; 

3) колюще-режущие; 

4) рубящие; 

5) пилящие; 

6) комбинированного действия.

В судебно-медицинских монографиях  можно встретить и другие варианты классифицирования острых орудий травмы.

В зависимости от устройства травмирующей части острых орудий и  механизма их действия возникают  разнообразные повреждения тканей тела человека.

Повреждения от колющих орудий

Информация о работе Судебная медицина