Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:11, дипломная работа
Подростковый период рассматривается как относительно новое маркирование этапа жизненного пути, возникшее в индустриальных обществах в связи с необходимостью получения образования и профессиональных навыков. Социальное конструирование возраста явно просматривается на изменении понятий «ребенок» и «подросток» в постсоветский период.
1. Подростки на пути к родительству……………………………………………………………………………………….….3стр.
1.1. Социальная зрелость и сексуальное поведение подростков…………….……………………..….3стр.
1.2. Практики материнства несовершеннолетних…………………………………………………………….….4стр.
1.3. Подростковая сексуальность как общественная……………………………………………………….…..6стр.
2. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт?...................8стр.
3. Проблемы раннего материнства………………………………………………………………………………………..….11стр.
4. Ранние дети становятся ранними родителям…………………………………………………………………...….12стр.
5. Проблема раннего материнства: актуальность и пути решения………………………………………....13стр.
5.1. Статистические данные………………………………………………………………………………………………..…13стр.
5.2. Основные предпосылки и причины подростковой Беременности и раннего материнства……………………………………………………………………………………………………………...13стр.
5.3. Негативные последствия подростковой беременности………………………………..…14стр.
5.4. Направление деятельности по профилактике подростковой беременности и раннего материнства…………………………………………………………………………………………….…14стр.
5.5.Краткосрочные результаты………………………………………………………………………………..16стр.
5.6. Долгосрочный результат…………………………………………………………………………………….16стр.
6. РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО………………………………………………………………………………………………17стр.
7.Сексуальное и репродуктивное поведение подростков России………………………………23стр.
8. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работ…………………………………………………………………………………………………………..32стр.
9. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков…….33стр.
9.1.ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………………33стр.
10. Феномен несовершеннолетнего материнства: мнение специалистов сферы
образования и социальной защиты……………………………………………………………………………….36стр.
11. Социальные риски малолетнего материнства и их политизация в
современных условиях……………………………………………………………………………………………………47стр.
Литература……………………………………………………………………………………………………………….………53стр.
На вопрос, можно ли повлиять на снижение числа беременностей среди девочек-подростков, 88% ответили утвердительно, 10% − отрицательно и 2% − при определенны хусловиях. Большинство (75%) тех, кто сказал «да» настроены вполне либерально и предлагают, просвещение по вопросам контрацепции, и преподавании основ знаний о репродуктивном здоровье. «Необходима 100%-ная информированность о противозачаточных средствах, раннее посещение гинеколога, уроки-лекции для девушек в школах, поликлиниках» (Подмосковье). «Санитарное просвещение в области репродуктивного здоровья, создание молодежных медицинских, кризисных, медико-педагогических центров» (Чувашия). Консерваторы предлагают запреты или отвлекающие меры (18%), например: «Целомудренное воспитание – дать понятие чистоты брачных отношений, никаких отношений до брака! Все это заложено в нравственном законе человека, в заповедях» (Брянск); «Если всячески пресекать пропаганду свободных
сексуальных отношений, ввести определенную форму одежды в учебных заведениях, в том числе и обуви, серег и т.п., и ввести в школах профориентацию, чтобы поставить перед подростками цель» (Владимир). «Увеличить количество участковых и повысить их ответственность за существование притонов» (Краснодар); «Можно, если родители будут находиться больше времени с детьми, заниматься вместе с ними общим делом, спортом, ходить в походы, театр» (Подмосковье).
Подростковый
возраст – это исторически
наиболее поздний и крайне чувствительный
к социальным аспектам период онтогенеза.
Подростничество как переходный
период на пути к взрослости (transition
to adulthood) нельзя считать окончательно
сложившимся в культурно-
Патологизирующий подход3. «Проблема – в психологическом неблагополучии девушки».
Раннее материнство
объясняется эгоистической
Традиционалистский подход. «Проблема – в семье, в уходе от семейных ценностей».
Согласно этой точке зрения, раннее материнство является результатом распада института
традиционной семьи и следующим звеном в цепи межпоколенных нарушений. Семья, а не общество (например, не школа), должна заниматься профилактикой ранних беременностей и половым просвещением. Иногда делается акцент на пропаганде воздержания, ограничения доступа подростков как к контрацепции, так и к абортам. Поддерживается идея передачи юными матерями детей на усыновление в благополучные полные семьи. Такой подход ведет к наиболее явной форме стигматизации.
Оппозиционный подход. «Проблема – в системе социального обеспечения, не оказывающей должной поддержки подросткам». При таком подходе обращается внимание на связь раннего материнства с бедностью или расой; отстаивается многообразие форм семьи и возможность девушки решать, оставить ли ей ребенка; декларируется необходимость поддерживать юную мать в ее решении; признается необходимость бороться с социальной изоляцией юных матерей. Доминирующие в обществе представления о «хорошей матери», принадлежащей к среднему классу, могут иметь негативные психологические последствия для молодых женщин, живущих в иных условиях.
Всего лишь 3% научных и популярных статей о раннем материнстве содержат прямую речь самих юных матерей (Канада, 1980–1992). В условиях такого «молчания» N. Fraser (1989) говорит о неоднозначности в интерпретации потребностей. Специалисты, работающие с юными матерями, принимают решения на базе научно обоснованных данных, собственного профессионального и личного опыта, гораздо в меньшей степени ориентируясь на представления самой юной матери о ее потребностях и потребностях ее ребенка.
Рассмотрим особенности изучения интересующей нас проблемы подробнее.
Во-первых, большинство исследований – описательные, они сфокусированы на особенностях личности, межличностных отношений, социальной ситуации юных матерей, игнорируя возможности сравнения с «нормальными» популяциями (со взрослыми матерями или с не имеющими детей подростками). Изучение юных матерей как отдельной маргинальной группы в ущерб пониманию их как подростков и как женщин-матерей не позволяет увидеть то общее и существенное, что объединяет их с представительницами социальной нормы. Так, недавние исследования показывают, что повышенная потребность в поддержке со стороны окружающих свойственна женщинам со сформированной психологической готовностью к материнству.
Во-вторых, преобладают исследования матерей-подростков из малообеспеченных семей (в США – это, чаще всего, исследования юных матерей-афроамериканок), что связано с большей доступностью этой группы – они проживают в социальных приютах, обращаются за помощью в органы социальной защиты. Это связано также с имплицитным допущением, что экономическая зависимость связана с личностным неблагополучием.
Как отметил F. Liben (1969), для объяснения причин раннего материнства у девушек из малообеспеченных слоев населения в литературе используются в основном социально-демографические факторы (неполная семья, низкий образовательный уровень, недоступность эффективной контрацепции и др.), а применительно к девушкам из среднего класса – интрапсихические (низкая самооценка, конфликтные отношения с матерью и др.).
Южноафриканские исследователи гораздо чаще, по сравнению с психологами из США и Великобритании, используют социокультурные, а не личностные факторы для объяснения феномена раннего материнства.
Проблеме
социального неравенства как
потенциального источника искажений
в исследованиях раннего
_____________________
независимо от возраста. В то же время многие гендерные исследования делают акцент на том, что путь достижения личностной зрелости для женщины – это вступление в отношения заботы со значимым другим (мужчиной или ребенком) в отличие от типично мужского пути развития, в котором точками отсчета служат образование и карьера.
Представительницы разных социальных классов по-разному трактуют соотношение между материнством и личностной зрелостью. Представительницы среднего класса считают, что им надо достичь зрелости перед тем, как обзаводиться детьми, тогда как для женщин из рабочего класса рождение ребенка и является путем к достижению зрелости (L. Davies et al., 1999) [20]. Это же верно и для многих этнических групп. Этнические различия определяют степень удовлетворенности подростков своим родительством: у юных афроамериканок самооценка оказалась выше, чем у белых девушек, то же оказалось верным для отцов-подростков (M.A. Pirog-Good, 1995). Афроамериканские отцы-подростки воспринимают свое родительство как нормативный культурный опыт (F.P. Rivara, P.J. Sweeney, B.F. Henderson, 1985).
Девушкам, проживающим в условиях
выраженной социальной эксклюзии (нелегальным
мигранткам, обитательницам бедных кварталов
и др.), доступен очень ограниченный
объем образовательных и
В-третьих, нельзя не отметить сфокусированность исследований на юной матери, ее проблемном поведении или психологическом состоянии при изучении как внутриличностных изменений, так и социокультурного контекста. S.F. Hartley (1974) подсчитал, что на одну публикацию, посвященную отцам детей юных матерей, приходятся 25–30 работ, посвященных исключительно юным матерям. Значительного внимания заслуживают и мезосистемные факторы (отношения юных матерей с их матерями, партнерами, сиблингами), и макросистемные факторы (культурно-этнические нормы, социальная и семейная политика). Надо отметить, что с момента создания этого критического обзора появилась масса работ, посвященных сравнению юных матерей с их сверстницами, не имеющими ребенка, и со взрослыми матерями, а также ближайшему социальному окружению юных матерей.
Однако культурно-историческое происхождение феномена подросткового материнства не отменяет реальность психологических, социальных, правовых проблем, возникающих у юных матерей и их детей в ряде конкретных случаев. Ян Хакинг (1999) называет такую позицию «скпетическим» («skeptical») социальным конструкционизмом в отличие от радикального. Он предлагает рассматривать подростковое материнство не только как социальную проблему, но и как уникальный опыт девушек и их детей, как сферу экспертного знания (если помощь все-таки требуется).
Какие проблемы изучения раннего материнства и помощи юным матерям в отечественной практике можно сформулировать в свете вышесказанного? Изучая негативные последствия раннего родительства (а именно они в настоящее время находятся в фокусе внимания российских психологов), мы сталкиваемся с вопросом: что выполняет паталогизирующую функцию – само раннее родительство или негативное отношение к нему ближайшего окружения девушки и широкого социума, стигматизация? Парадокс заключается в том, что крайне сложно описать «типичную» точку зрения на раннее материнство в России, даже если ограничиться анализом только научно-методической литературы. Так, в сборнике «Раннее родительство», вышедшем в 2009 г., можно найти идеи и «правозащитного», и «психологизаторского», и «морализаторского» толка, причем последние преобладают, особенно в статьях по профилактике ранних беременностей. Поскольку подростковое материнство стало объектом исследований и консультативной практики только в 1990-е гг., наблюдается своеобразное смешение подходов, которые в странах Европы и США сменяли друг друга во времени. Наиболее значимой для практики проблемой является осознание консультирующим психологом его собственных установок и ценностей в отношении раннего материнства, а также влияющего на них широкого контекста: социальной политики, экспертного психологического знания, информации из СМИ и др.
3. Проблемы раннего материнства
Ранним материнством принято считать
несовершеннолетних девушек ждущих
ребенка. Так же, данное явление может
называться - подростковой беременностью.
Беременность в подростковом возрасте
всегда нежелательна. Трагичность данных
случаев в том, что зачастую девушки
не готовы не физически, не психологически
к появления малыша. В редких случаях,
молодая мама самостоятельно пришла
к данному решению. Причиной раннего
материнства, в большинстве случаев,
это проблемы среды в котором
воспитывалась молодая мама. Наиболее
распространенной причиной является;
изнасилование, беременность по незнанию,
а так же в следствии дружбы
с плохой компанией. Чаще, раннее материнство
встречается в неблагополучных
семьях, что доказывает прямую зависимость
от морального состояния общества.
Ранее материнство - наверное, не столько
медицинская, сколько социальная проблема.
Как же относится к ней общество?
Какую помощь оно может оказать
юной женщине, оказавшейся в столь
сложной ситуации? Ведь юная мать обычно
не в силах и себя содержать, не
говоря уж о ребенке. К тому же она
нередко сталкивается с осуждением,
чуть ли не враждебностью окружающих,
среди которых подчас оказываются
и ее близкие. А как часто подобное
отношение распространяется и на
ребенка. Если это произошло не стоит
решать данную проблему в одиночку.
Почему сыновья отцов, ставших
родителями в подростковом возрасте,
сами часто становятся ранними родителями?
Этим вопросом задались американские
ученые из Йельской Школы здравоохранения,
США. Ранее было доказано, что у
дочерей рано родивших матерей, имеется
также склонность к раннему материнству.
В настоящее время
Йельская команда исследователей под
руководством кандидатом в доктора Хизер
Сипсма (Heather Sipsma) проанализировала данные
о 1496 юных мужчинах 19 лет и младше, и обнаружила,
что дети родителей-подростков сами рано
становятся родителями: в 1,8 раза чаще,
чем сыновья старших родителей. «Мы часто
не придаем значения отцу.. Нам нужно признать,
что мужчины играют значительную роль
в здоровье и благополучии семьи и детей»,
- сказал автор исследования Трэйс Кершоу
(Trace Kershaw), профессор отдела Эпидемиологии
хронических заболеваний.
Подростковое материнство и отцовство
связано с целым рядом проблем обоих родителей
и их детей. Отцы-подростки обычно менее
образованы и более бедны, чем их ровесники,
отсрочивающие родительство. Также есть
доказательства более низкой родительской
привязанности и родительской поддержки
в этой среде. Дети таких родителей часто
растут в семьях с низким доходом и имеют
высокий риск низкого уровня заботы и
плохого отношения.
«Механизм этого «межгенерационного цикла»
остается невыясненным до конца. Однако
исследование говорит о том, что родители
– весомый фактор в формировании отношения
подростков к жизни, их ценностей и поведения,
– говорит Сипсма. – Предыдущие исследования
показали, что молодежь, имеющая более
заинтересованных родителей, менее склонна
к рискованному сексуальному поведению».
Информация о работе Уровень информированности подростков о раннем материнстве