Уровень информированности подростков о раннем материнстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:11, дипломная работа

Описание работы

Подростковый период рассматривается как относительно новое маркирование этапа жизненного пути, возникшее в индустриальных обществах в связи с необходимостью получения образования и профессиональных навыков. Социальное конструирование возраста явно просматривается на изменении понятий «ребенок» и «подросток» в постсоветский период.

Содержание работы

1. Подростки на пути к родительству……………………………………………………………………………………….….3стр.
1.1. Социальная зрелость и сексуальное поведение подростков…………….……………………..….3стр.
1.2. Практики материнства несовершеннолетних…………………………………………………………….….4стр.
1.3. Подростковая сексуальность как общественная……………………………………………………….…..6стр.
2. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт?...................8стр.
3. Проблемы раннего материнства………………………………………………………………………………………..….11стр.
4. Ранние дети становятся ранними родителям…………………………………………………………………...….12стр.
5. Проблема раннего материнства: актуальность и пути решения………………………………………....13стр.
5.1. Статистические данные………………………………………………………………………………………………..…13стр.
5.2. Основные предпосылки и причины подростковой Беременности и раннего материнства……………………………………………………………………………………………………………...13стр.
5.3. Негативные последствия подростковой беременности………………………………..…14стр.
5.4. Направление деятельности по профилактике подростковой беременности и раннего материнства…………………………………………………………………………………………….…14стр.
5.5.Краткосрочные результаты………………………………………………………………………………..16стр.
5.6. Долгосрочный результат…………………………………………………………………………………….16стр.
6. РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО………………………………………………………………………………………………17стр.
7.Сексуальное и репродуктивное поведение подростков России………………………………23стр.
8. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работ…………………………………………………………………………………………………………..32стр.
9. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков…….33стр.
9.1.ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………………33стр.
10. Феномен несовершеннолетнего материнства: мнение специалистов сферы
образования и социальной защиты……………………………………………………………………………….36стр.
11. Социальные риски малолетнего материнства и их политизация в
современных условиях……………………………………………………………………………………………………47стр.
Литература……………………………………………………………………………………………………………….………53стр.

Файлы: 1 файл

уровень информированности подростков о раннем материнстве.docx

— 192.16 Кб (Скачать файл)

Как следует из таблицы, в  ряде случаев рост венерической заболеваемости в наибольшей степени затронул младшие  возрастные группы. В частности, заболеваемость сифилисом увеличилась во всех возрастных группах населения, но наиболее интенсивно - среди детей и подростков. С 1991 по 1996 год рост первичной заболеваемости составил среди девочек 0-14 лет - 56,5 раз, девушек-подростков - 42,3 раза, взрослых женщин - 37,9 раз. После 1997 года регистрируется некоторое снижение числа заболеваний  сифилисом для обоих полов. 
Ситуация с другими, кроме сифилиса, ЗППП складывается весьма противоречиво. Опережающими темпами растет регистрация распространенности хламидийной, уреаплазменной и вирус-герпесной инфекций. Однако этот рост может быть отчасти объяснен улучшением регистрации заболеваний, которая стала налаживаться лишь в последние годы; диагностические возможности до сих пор сильно ограничены, а в силу этого истинная их распространенность в России неизвестна.

Гонорея регистрировалась всегда, и тенденция к росту ее распространенности отмечалась уже давно. Так, за 80-е  годы число выявленных больных с  впервые установленным диагнозом  среди 15-17-летних юношей и девушек  выросло более чем в 2 раза, а  у 18-19 летних - в 1,4 раза в расчете  на 100000 лиц. Однако с середины 1990-х  годов регистрируемая заболеваемость гонореей снижалась, а в 1999 - вновь  немного возросла (особенно среди  юношей). Известные соотношения между  распространенностью сифилиса и  распространенностью гонореи в  России нарушены. В данном случае мы снова сталкиваемся с проблемами регистрации, за которыми скрывается неизвестный  истинный уровень и динамика распространенности патологии. Гонорея, как известно, в  общем случае легче, чем сифилис, поддается лечению, в том числе  и самолечению. Возможность избавиться от такой болезни, как гонорея, минуя  систему государственного здравоохранения  и, соответственно регистрацию, в современных  условиях несоизмеримо возросла в сравнении  с советским периодом монопольного господства официального здравоохранения.

Пик роста распространенности ЗППП, вероятно, пройден в 1997-1998 гг. Последует  ли за этим период стабилизации на высоком  уровне или тенденция будет переломлена  в позитивную сторону, пока не ясно. Дальнейшее развитие ситуации будет  зависеть от активности и степени  заинтересованности всех сторон: общества в целом, семьи, пациентов, медиков  и лиц, принимающих решения.

Самым серьезным ЗППП является, конечно, СПИД. Еще недавно ситуация с заболеваемостью ВИЧ/СПИД в  России была относительно благополучной. Первый случай инфицирования ВИЧ  в России был отмечен в 1987 году. В течение 10 лет Россия относилась к числу стран с низким уровнем  распространения ВИЧ-инфекции, в  период с 1987 по 1996 год в стране было зарегистрировано всего 1062 случая, при  этом заражение происходило в  основном половым путем. Новый этап эпидемии ВИЧ/СПИДа в России начался  в середине 1996 года, когда в ряде городов возникла вспышка ВИЧ-инфекции среди внутривенных потребителей наркотиков. Вирус стал распространяться очень  высокими темпами, хотя быстрый рост показателя может быть отчасти связан и с улучшением выявляемости заболевших. В 1997 году было выявлено ВИЧ-инфицированных в 2,8 раза больше, чем в 1996, а в 1999 - в 4,4 раза больше, чем в 1998. В начале 2001 года общее число зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции достигло 86 тысяч, за 2000 год оно почти утроилось. 75 процентов новых случаев заражения  приходится на молодежь от 15 до 29 лет.

8.Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы

Несовершеннолетнее материнство  как социальная проблема в современном  российском обществе практически не признается и депроблематизируется на публичных аренах.

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы», утвержденная Указом Президента РФ № 761 от 01.06.2012 г.,определяет основные направления  и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации. В соответствии с данным документом, Правительством отмечена проблема несовершеннолетнего  материнства. Этот шаг является первым и должен способствовать конструированию этого явления как социальной проблемы в социуме.

Вместе с тем, как на федеральном, так и на региональном уровне нет  разработанных планов оказания помощи несовершеннолетним матерям. В целях  совершенствования социальной работы с этими клиентами необходимо разработать ряд документов (законопроектов, рекомендаций, инструкций и т.д.), где  будет описан механизм заявленных в  Стратегии мероприятий и даны четкие инструкции по организации оказания помощи несовершеннолетним матерям в регионах.

Социальная работа с несовершеннолетними  матерями, их родительскими семьями  и социальным окружением в России находится на стадии своего становления. Со стороны государства они получают некоторые виды помощи, но она недостаточна и не скоординирована. Статус несовершеннолетней матери как клиента социальной работы законодательно не определен. Юные матери в трудной жизненной ситуации могут претендовать на получение помощи, но вследствие того, что в правоприменительной практике данные нормы закона не действуют, не имеют возможности в полной мере воспользоваться услугами социальной работы.

Адаптация несовершеннолетних матерей  к взрослой жизни, материнству затруднена по многим причинам: они, как правило, не успевают получить среднее образование, у них нет возможности устроиться на работу.

Юные матери экономически зависимы от своих родителей, ближайшего окружения  и нуждаются в помощи квалифицированных  специалистов социальной сферы, а не только семьи, родственников и близких.

Социологический анализ процесса проблематизации  несовершеннолетнего материнства  позволит выявить не только недостатки существующей системы социальной работы, но и определить ее роль в решении  данной проблемы общества. Для этого  необходимо, во-первых, на основе комплексного анализа несовершеннолетнего материнства в системе социальной работы выявить причины его депроблематизации и деконструирования; во-вторых, осмыслить направленность социальной работы с ними – ориентация ее на социальный контроль или конструирование социальной проблемы; в-третьих, разработать рекомендации по конструированию исследуемой проблемы в системе социальной работы.

 

9.Психологические особенности отношения к материнству

матерей-подростков

9.1.ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ  КАК

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Психологический анализ системы субъективных отношений личности

Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание отечественных  и зарубежных ученых, явилась проблема целостной личности. В отечественной  психологии принято определение  личности как системы субъективных отношений (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн). Важнейшей характеристикой цельности  личности является система ее сознательных жизненных субъективных отношений. Отношение является одной из ключевых категорий современной психологии, ценность которой, по мнению В.Н.Мясищева, заключается в необходимом для  психологии объединении объективного с субъективным, внутреннего с  внешним. Отношение есть всегда выражение  личности в целом, оно личностно  и целостно. Представляя психологические  отношения человека как целостную  систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, можно  отметить, что единство системы отношений  лежит в основе личности. Она представляет, по выражению Д.Штерна, "единство в многообразии (unitas multiplex)". Речь идет о том, как личность относится  к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В  данном случае термин "отношение" подразумевает не только и не столько  объективную связь личности с  ее окружением, но, прежде всего, ее субъективную позицию в этом окружении. "Отношение" здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности. Характеризуя личность ее направленностью, уровнем, структурой и динамикой, мы тем же самым характеризуем и ее отношения.

Ключевыми характеристиками понятия "отношение" являются: доминирование  в категории отношения значимой для субъекта направленности на объект, в качестве которого могут выступать  не только материальные вещи, но также  и феномены культуры, духовные ценности, другие люди, сам субъект; заданная субъектом векторизованность.

Л- психического акта; избирательность; предрасположенность и готовность к

определенному образу действия.

Логически целесообразным в исследовании данной стороны изучаемой проблемы будет обращение к основным дескрипторам, определяющим личность как систему  отношений. Большинство современных  исследований, изучающих психологические  отношения человека с различными сторонами действительности, отличает смысловая дифференциация понятий, характеризующих данный психологический феномен, тем не менее, в большинстве случаев своего употребления в психологической литературе эти понятия употребляются как понятия-синонимы.

Понятие "субъективные отношения  личности" близко по содержанию к  понятиям "установка", "личностный смысл" и "аттитюд", но является по отношению к ним родовым.

Понятие "установка", раскрываемое как <ф центральная модификация  личности, согласно определению Д.Н.Узнадзе, "является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя  факторами: потребностью субъекта и  соответствующей объективной ситуацией" (Д.Н.Узнадзе, 1901), подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений; "личностный смысл"- связь отношений  с общественно-выработанными значениями; "аттитюд"- их субъективность. В  деятельностной парадигме субъективное отношение человека к объектам окружения  обозначается термином "личностный смысл". Это обычно устойчивые, скрытые  от сознания глубинные образования, тесно связанные с потребностями  и ценностями человека, обусловленные  его социальной позицией и деятельностью. Объединенные в структуры — "динамические смысловые системы", по Л.С.Выготскому, они обеспечивают направленность личности, обусловливают ее сознание и поведение. Осознать и оценить личностный смысл  какого-то события возможно благодаря  субъективным переживаниям, которые  о нем сигнализируют. Эти переживания  ф А.Н.Леонтьев считал "решением задачи на личностный смысл". Это решение  не возникает само собой, но требует  активности сознания, особой внутренней

Проблема субъективных отношений  личности впервые была поставлена в  отечественной психологии А.Ф.Лазурским  в связи с изучением характера. В статьях 1909—1910 гг. по проблеме способностей, затем в "Программе исследования личности в ее отношениях к среде", "Очерке науки о характерах" (1916) и в книге "Классификация  личностей" (1917, 1924) он разработал представление  о психологических (субъективных) отношениях человека к среде. По мнению Лазурского, высший уровень личности характеризуется  более всего экзопсихикой (отношениями, идеалами), низший -эндопсихикой (нервно-психическими механизмами), а средний - соответствием  экзо- и эндопсихики. Развитие и рост активности делают поведение внутренне  обусловленным, причем поступки человека перестают определяться ситуацией  момента - рамки актуальной ситуации бесконечно расширяются ретроспективно и перспективно.

 

 

 

 

 

10.Феномен несовершеннолетнего  материнства: мнение специалистов  сферы образования и социальной  защиты

В настоящее время несовершеннолетнее материнство — распространенное социальное явление. Проблема юного  материнства в последние десятилетия  становится все более актуальной в связи со снижением возраста сексуального дебюта, с ростом сексуальной  активности подростков, их низкой контрацептивной  культурой, возрастанием количества беременностей  и родов девушек до 18 лет.

Материнство в возрасте до 18 лет  сопровождается рядом затруднений  жизнедеятельности, разрешение которых  зависит как от самих девушек  и их семей, так и от общества.

Адаптация несовершеннолетних мам  к новым условиям затруднена по многим причинам. Девушки, как правило, не успевают получить среднее образование, у  них нет возможности устроиться на работу. Кроме того, они экономически зависимы от своих родителей, ближайшего окружения. В случае, если девушка  и ее семья оказались в трудной  жизненной ситуации, необходимую  им помощь должны оказать в государственных  учреждениях социального обслуживания. В то же время социальная работа с данной категорией граждан находится  на стадии своего становления.

По мнению Т. И. Греченковой, до последнего времени мамы, не достигшие совершеннолетия, не выступали в качестве объекта специального внимания государственных органов по поддержке и реабилитации [1, с. 158]. Как правило, субъектами социальной работы с данной категорией граждан являются образовательные учреждения и государственные органы социальной защиты.

С целью изучения существующих возможностей социальной работы с несовершеннолетними  мамами в рамках образовательных  и государственных учреждений социальной защиты автором было проведено социологическое  исследование. Вопросы мотивационных  установок девушек в сфере  сексуальных отношений и сценарии сексуальности молодежи неоднократно анализировались в социологических  исследованиях, поэтому мы не ставили  цель изучить данный аспект. В исследовании принимали участие слушатели квалификационных курсов ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (НИРО): педагоги и специалисты сферы социальной защиты г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

В анкетировании принимали участие 250 специалистов, работающих с детьми и молодежью: заместители по воспитательной работе, социальные педагоги, учителя, воспитатели социальных приютов.

Второй метод, использованный в  исследовании, — фокус-группа с участием 10 специалистов сферы социальной защиты (социальных педагогов государственных  центров реабилитации и помощи семье  и детям Нижнего Новгорода  и Нижегородской области). Основные вопросы: причины роста подростковых беременностей, существующие технологии социальной работы с данной категорией, потребность юных мам в дополнительной социально-правовой защите, возможность  профилактики в рамках программ полового воспитания. Группа была составлена с  таким учетом, чтобы выявить отношение  к феномену несовершеннолетнего  материнства.

Согласно данным анонимного анкетирования, работали с мамами-подростками 39 % респондентов, 13 % — неоднократно. Участники фокус-группы также оказывали помощь данной категории граждан.

Информация о работе Уровень информированности подростков о раннем материнстве