Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:11, дипломная работа
Подростковый период рассматривается как относительно новое маркирование этапа жизненного пути, возникшее в индустриальных обществах в связи с необходимостью получения образования и профессиональных навыков. Социальное конструирование возраста явно просматривается на изменении понятий «ребенок» и «подросток» в постсоветский период.
1. Подростки на пути к родительству……………………………………………………………………………………….….3стр.
1.1. Социальная зрелость и сексуальное поведение подростков…………….……………………..….3стр.
1.2. Практики материнства несовершеннолетних…………………………………………………………….….4стр.
1.3. Подростковая сексуальность как общественная……………………………………………………….…..6стр.
2. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт?...................8стр.
3. Проблемы раннего материнства………………………………………………………………………………………..….11стр.
4. Ранние дети становятся ранними родителям…………………………………………………………………...….12стр.
5. Проблема раннего материнства: актуальность и пути решения………………………………………....13стр.
5.1. Статистические данные………………………………………………………………………………………………..…13стр.
5.2. Основные предпосылки и причины подростковой Беременности и раннего материнства……………………………………………………………………………………………………………...13стр.
5.3. Негативные последствия подростковой беременности………………………………..…14стр.
5.4. Направление деятельности по профилактике подростковой беременности и раннего материнства…………………………………………………………………………………………….…14стр.
5.5.Краткосрочные результаты………………………………………………………………………………..16стр.
5.6. Долгосрочный результат…………………………………………………………………………………….16стр.
6. РАННЕЕ МАТЕРИНСТВО………………………………………………………………………………………………17стр.
7.Сексуальное и репродуктивное поведение подростков России………………………………23стр.
8. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работ…………………………………………………………………………………………………………..32стр.
9. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков…….33стр.
9.1.ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН…………………33стр.
10. Феномен несовершеннолетнего материнства: мнение специалистов сферы
образования и социальной защиты……………………………………………………………………………….36стр.
11. Социальные риски малолетнего материнства и их политизация в
современных условиях……………………………………………………………………………………………………47стр.
Литература……………………………………………………………………………………………………………….………53стр.
В качестве основных причин ранней рождаемости в настоящее время специалисты указали изменение социальных норм в сексуальной сфере (56 %), трансформацию брачно-семейных отношений (41 %), отсутствие государственной системы образования по вопросам полового просвещения (39 %).
Специалисты социальной защиты сошлись во мнении по данному вопросу. Большая часть участников фокус-группы утверждала, что всему виной неправильное половое воспитание ребенка в семье. Как правило, в центры попадают несовершеннолетние дети из семей, находящихся в социально опасном положении. Родители в таких семьях не занимаются нравственным воспитанием детей. И кроме того, были выявлены случаи, когда родители способствовали сексуальному развращению своих детей, вовлечению их в занятие коммерческой секс-работой. «Одна девочка постоянно поступала в наш центр. Родители от нее отказывались. Так как ее биологические родители научили ее жить с мужчинами, они торговали ею. Она пила, курила, убегала из приюта. Она заявляла нам, что ей необходимо заниматься сексом с мужчинами, она хочет этого, а в центре не с кем и негде». В связи с этим у таких детей формируется искаженное представление о нормах полового поведения, как заметили специалисты: «Они “хвалятся” своим сексуальным опытом, и это в 14—16 лет! У многих детей повышенный интерес к противоположному полу, не соответствующий нормам морали. В основном виноваты в этом дурная наследственность и среда, под влиянием которой оказываются дети». Специалисты считают, что у данных подростков проявляются гормональные и психические нарушения, и они не знают, как необходимо строить реабилитационную работу с девушками.
Специалисты также обеспокоены тем, что у многих детей повышенный интерес к вопросам сексуальных взаимоотношений. В качестве причины ранней сексуальной активности подростков называют доступность информации по этой теме в СМИ и раннее половое созревание. В исследовании С. В. Скутневой пропаганду в СМИ сексуальной вседозволенности респонденты также относят к одной из основных причин ранней рождаемости [4, с. 117].
Несмотря на то что в молодежной среде добрачные сексуальные отношения стали нормой, с точки зрения старшего поколения они нежелательны и осуждаемы [3, с. 102]. 64 % от общего количества респондентов осуждают вступление девушки в половую жизнь до брака и 57 % склонны полагать, что юноше также следует воздерживаться от раннего сексуального дебюта.
Респонденты чаще всего отрицательно относятся к таким явлениям, как отказ несовершеннолетней матери от ребенка (81 %), прерывание беременности несовершеннолетней девушкой (52 %). Важно отметить, что 34 % респондентов осуждают рождение ребенка несовершеннолетней девушкой.
Два респондента отметили, что в настоящее время существует негативный настрой общества к юным мамам: «часто молодая мама переживает осуждение общества», необходима «защита от негативно настроенных слоев общества».
Специалисты сферы социальной защиты крайне отрицательно настроены к раннему сексуальному дебюту подростков, беременности и абортам девушек. «Я считаю, что распущенность в сексуальном плане подростков недопустима. Это противоречит нормам морали и вредит репродуктивному здоровью подростков. Я против и ранних браков».
Большинство специалистов относят несовершеннолетнее материнство к девиантному поведению. «Ранняя беременность калечит детские судьбы, потому что это еще дети, не сформировавшиеся полностью как морально, так и физически. По моим наблюдениям, многие дети у таких мам рано или поздно оказываются в детских домах, социально-реабилитационных центрах или, в лучшем случае, воспитываются у ближайших родственников, в патронатных семьях, приемных и т. д. Судьба этих детей покалечена, часто они встают на путь, который не соответствует моральным нормам жизни».
Интересен тот факт, что в случае,
когда специалисты оказывают
помощь юным мамам, они меняют свой
негативный настрой к девушкам на
снисходительный или
В своем диссертационном
В то же время мы не можем однозначно говорить о существующей стигматизации несовершеннолетних матерей. По данным исследования С. В. Скутневой, несмотря на убежденность в том, что юные мамы страдают от негативного настроя общества, девушки не сталкивались со случаями осуждения себя и своего ребенка [4, с. 116—117].
Как показало наше исследование, существуют
определенные стереотипы относительно
несовершеннолетнего
Т. М. Резер считает, что беременность и аборты несовершеннолетних девушек — медико-социальная проблема [3, с. 102].
Специалисты согласились с тезисом
о том, что в настоящее время
несовершеннолетнее материнство относят
к категории «социальная
Сегодня юные мамы не выделяются в отдельную категорию социально незащищенных, для них не предусмотрены дополнительные выплаты и социальные пособия. Как полагает Т. А. Гурко, несмотря на то что число рождений не так велико, потребности в дополнительной помощи несовершеннолетним мамам необходимо учитывать при разработке программ социальной политики [2, с. 86]. По данным опроса, проведенного Т. А. Гурко, 76 % учителей высказывались за дополнительную материальную поддержку незамужним несовершеннолетним мамам [2, с. 90]. Большинство опрашиваемых специалистов в нашем исследовании (81 %) согласились с тем, что отсутствуют дополнительные меры социальной поддержки несовершеннолетних мам, хотя существует необходимость помогать им и поддерживать. В связи с этим многие респонденты (74 %) согласились с тем, что без дополнительной материальной помощи у несовершеннолетней матери не будет необходимых материальных средств на воспитание ребенка.
Лишь 10 % специалистов высказали опасение, что дополнительная государственная помощь может сформировать иждивенческий настрой у юных мам и, кроме того, возможен рост количества подростковых беременностей, обусловленный получением дополнительных льгот и пособий.
В ходе проведения фокус-группы большинство участников согласились с необходимостью дополнительной помощи данной категории граждан: «У нас в государстве нет такой системы, которая не только “подачку” ей какую-то дала в виде пеленок, а чтобы действительно помогла человеку при этом остаться человеком и стать хорошей матерью». Если девушка сирота, то она не сможет самостоятельно справиться со своей трудной жизненной ситуацией:«Материальная помощь очень важна, если у девушки нет родителей, нет поддержки».
Специалисты также говорят о том, что девушкам необходима еще и психологическая помощь. На открытый вопрос по поводу причин важности оказания помощи юным мамам респонденты дали такие ответы:
1) «они сами еще дети, а надо воспитывать
ребенка»; «это тоже дети, им необходима
помощь, как любому ребенку»; «несовершеннолетние
мамы — тоже дети, им тяжело справляться
со своими трудностями»;«
2) «чтобы исключить отказы от детей»; «чтобы воспитанием ребенка занималась несовершеннолетняя мать»;«чтобы ребенок вырос с мамой»; «чтобы ребенок не остался сиротой» и др. (6 % респондентов);
3) «из-за отсутствия у них знаний о материнстве»; «чтобы смогла правильно воспитать ребенка»;«из-за психологической неготовности к материнству» и др. (7 % респондентов);
4) для социальной адаптации: «материальная
и моральная поддержка»; «психологическая
поддержка»; «маме несовершеннолетней
откуда-то надо брать средства для своего
ребенка»; «в силу молодого возраста нуждается
в поддержке» (13 % респондентов)
В качестве недостатков в существующей системе оказания социальной помощи, поддержки юным мамам называется следующее: «маленькие пособия»; «бюрократизм, недоступность пособий и льгот»; «мало центров, куда можно обратиться за помощью»; «недостаток информированности»; «нет помощи с оформлением в детский сад ребенка»; «кадры этим занимаются некомпетентные».
На вопрос о том, какие меры предпримут специалисты в рамках своей компетенции, если узнают о подростковой беременности в учреждении, 13 % респондентов ответили, что будут беседовать с родителями, проведут индивидуальное консультирование; 10 % отправят школьницу к специалистам — медицинскому работнику, социальному педагогу, психологу. Чуть меньше, 9 % респондентов, думают, что лучше всего помочь девочке окончить школу, получить аттестат либо перевести ее на другую форму обучения. 6 % учителей полагают, что им сначала необходимо разобраться в ситуации, побеседовать с девушкой, родителями, специалистами, а лишь потом предпринимать какие-либо действия.
В качестве возможных технологий социальной работы с несовершеннолетними мамами в образовательном учреждении были названы: беседы, лекции специалистов, классные часы, психологическая помощь, поддержка со стороны социального педагога, совместная работа школ, семьи, общества. Предлагались также специальные меры для поддержки юных мам: создание центров, отделений, где они могли бы проживать со своими детьми, учиться и работать; внедрение зарубежных технологий.
В ответах на вопрос, где юная мама в вашем городе может получить необходимую помощь, респонденты не были единодушны. По мнению 16 % опрашиваемых, социальная защита в силах разрешить трудную жизненную ситуацию маленьких мам. Лишь несколько специалистов ответили, что данные проблемы помогут решить в органах опеки, школе, в центрах помощи семье и детям, центрах социальной реабилитации несовершеннолетних. 15 % ответили, что не знают, где молодая мама с ребенком сможет проконсультироваться по всем необходимым вопросам.
В ходе нашего исследования подтвердилось, что социальная работа с несовершеннолетними мамами находится на стадии своего становления.
В процессе дискуссии специалисты из государственных центров так и не ответили на вопрос, какую помощь юная мама может получить на базе их учреждения: «Если у нас в центре появится такая девушка, то мы не сможем оказать никакой помощи». Хотя одно из основных направлений работы данных центров — помощь несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальный педагог из областного центра рассказала, что к ним поступила шестнадцатилетняя мама и им пришлось разлучить ее с ребенком. «Сейчас она оказалась у нас, потому что ее забрали от какого-то дяди, мать пьяница, ее сейчас лишают родительских прав и она, как говорят, не может находиться в нашем учреждении, мы ее оторвали от ребенка. Но вот сейчас нашли бабушку. Чисто формально хотят избавиться от мамы. На бабушку оформляют опеку, чтобы она забрала и маму, и ребенка к себе. Опека говорит, что вот и все, отвертитесь от нее. После оформления необходимых документов она опять уйдет жить к дяде. Ее отдадут бабушке, и все, замкнутый круг. Пока еще не продумана эта система».
Остальные участники также сошлись
во мнении, что большинство центров
не работают с юными мамами, не сформированы
технологии социальной работы с этой
категорией, нет необходимых условий
для проживания молодой мамы и
ее ребенка на базе данных государственных
учреждений. В качестве примера специалисты
указывали положительный опыт разработанных
программ оказания помощи несовершеннолетним
мамам в крупных городах
Респонденты считают необходимым внедрение данных технологий в работу центров дополнительной государственной помощи юным мамам: «Мы приходим к тому, что государственной политики в этом плане нет. На сегодняшний день должны быть какие-то центры, где действительно должны оказывать помощь юным мамам. Именно не подачкой, не милостыней».
Вместе с тем специалисты считают себя некомпетентными в таких вопросах, не осведомленными, как поступать в ситуациях, когда будет выявлена подростковая беременность: «У нас как — “не дай Бог она родит”, если девушка забеременела. Если такой случай произойдет, то ее постараются спихнуть куда-нибудь домой, “в глушь”. В такой ситуации посчитают, что мы что-то совершили незаконное. Но вина не наша. Ну как мы можем не доглядеть?».
Стоит отметить, что были выявлены случаи давления на подростка, чтобы она сделала аборт: «Я вам скажу, что у нас сделали: с девочкой провели психологическую обработку и она сделала аборт. Ее уговорили, подготовили так, чтобы это было ее решение, оно исходило от нее. Ей рассказали обо всех последствиях. Она сознательно сделала, без переживаний».
Респондентам было предложено ответить на «открытый вопрос» анкеты и описать случаи работы с несовершеннолетними мамами. Всего было указано 25 случаев.
Описанные специалистами случаи подросткового материнства подтверждают тот факт, что семьи по своей структуре различны. 60 % семей респонденты охарактеризовали как «асоциальные», «неблагополучные», «социально опасные». В 9 семьях родители злоупотребляют алкоголем, нигде не работают либо имеют временную работу с небольшим заработком, не занимаются воспитанием ребенка, не оказывают ему должного внимания.
Стоит отметить, что во всех приведенных
примерах девушки не отказались от
ребенка. Даже в случае, когда девушка
родила ребенка с ограниченными
возможностями.Лишь две девушки, хотя
и забрали ребенка из роддома,
но, по словам специалистов, вероятно,
откажутся от него в дальнейшем.
В первом случае учителя опасаются
того, что ребенок останется
Информация о работе Уровень информированности подростков о раннем материнстве