Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:10, реферат
Вегетативная или автономная нервная система является неотъемлемой частью целостной нервной системы. Контролируется она корой большого мозга. Её функция, как и у других отделов нервной системы, осуществляется по типу рефлексов. вегетативная нервная система имеет центральные отделы, состоящие из комплекса нервных клеток и волокон, заложенных в головном и спинном мозге, и ᴨȇриферические отделы, представленные большим количеством вегетативных узлов, нервов и нервных сплетений.
Общая физиологическая характеристика вегетативной нервной системы человека
Рефлекторна деятельность вегетативной нервной системы
Роль гипоталамуса, ретикулярной формации, мозжечка, подкорковых ядер в формировании вегетативных рефлексов
Роль больших полушарий головного мозга в функционировании вегетативной нервной системы
Особенности функционирования вегетативной нервной системы при интенсивных нагрузках
Влияние вегетативной нервной системы на обмен веществ, функционирование внутренних органов и кровообращение при физических нагрузках
Физиологические основы поведения
Высшая нервная деятельность
Физиологические основы психических функций человека
Физиологические методы исследования психических функций.
Физиология целенаправленной деятельности
Список использованной литературы
Симпатическая нервная
система в организме выполняет
адаптационно-трофическую
Благодаря тому, что вегетативная нервная система принимает активное участие в регуляции гомеостаза в организме, ее устойчивые вегетативно - соматические показатели отражают слаженность в работе организма. В связи с этим резко выраженное увеличение отношение ЧСС к частоте дыхания (ЧД) - свидетельствует о нарастании ᴨȇренапряжения. А чем ближе соотношение ЧСС: ЧД к уровню покоя, тем более согласованно работают системы дыхания и кровообращения.
Физиологические
основы поведения
Врожденные формы поведения (безусловнные
рефлексы и инстинкты), их значение для
приспособительной деятельности. Достижения
этологии в исследовании врожденных форм
поведения организма. Биологические мотивации.
Высшая нервная деятельность
Объективные методы изучения высшей нервной
деятельности (И.П.Павлов).
Условный рефлекс как форма приспособления
животных и человека к изменяющимся условиям
существования. Закономерности образования
и проявления условных рефлексов. Стадии
выработки условных рефлексов (генерализация
и концентрация). Классификация условных
рефлексов.
Физиологические механизмы образования
условных рефлексов, их структурно-функциональная
основа. Развитие представления И.П.Павлова
о механизмах формирования временных
связей.
Явления торможения в высшей нервной деятельности.
Виды торможения: безусловное (внешнее-
гаснущий и постоянный тормоз: запредельное
торможение) и условное (внутреннее) торможение
(угасательное, дифференцировочное, условный
тормоз, запаздывание). Современное представление
о механизмах торможения.
Аналитико-синтетическая деятельность
коры больших полушарий. Динамический
стереотип, его физиологическая сущность,
значение для обучения и приобретения
трудовых навыков.
Архитектура целостного поведенческого
акта с точки зрения теории функциональной
системы П.К.Анохина. Результат действия
как центральное звено приспособительной
деятельности. Операционная архитектоника
функциональной системы поведенческого
акта.
Афферентный синтез. Компоненты афферентного
синтеза: доминирующая мотивация, память,
обстановочная и пусковая афферентация.
Мотивации. Классификация мотиваций, механизм
их возникновения. Роль гипоталамуса и
коры больших полушарий в формировании
мотиваций.
Память. Современное представление о механизмах
кратковременной и долговременной памяти.
Роль различных отделов мозга в процессах
запоминания и воспроизведения информации.
Принятие решения. Акцептор результата
действия. Программа действия. Формирование
соматических и вегетативных компонентов
приспособительной деятельности, достижение
определенного результата действия, обратная
афферентация о результате действия, ее
сравнение с параметрами акцептора результатов
действия.
Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной
деятельности животных и человека. Классификация
и характеристика типов высшей нервной
деятельности. Методы определения типов
высшей нервной деятельности. Понятие
о генотипе и фенотипе. Роль воспитания
в формировании типологических свойств
высшей нервной деятельности.
Закон силовых отношений и его изменения
при различных функциональных состояниях
организма. Фазовые явления в коре больших
полушарий. Уравнительная, парадоксальная,
ультрапарадоксальная и тормозная фаза.
Экспериментальные неврозы. Методы получения
экспериментальных неврозов (И.П.Павлов).
Нарушения высшей нервной деятельности
при их формировании. Значение учения
И.П.Павлова об экспериментальных неврозах
для клиники.
Эмоции, их биологическая роль. Положительные
и отрицательные эмоции. Теории эмоций.
Роль подкорковых образований мозга и
коры больших полушарий в формировании
эмоциональных состояний. Вегетативные
и моторные компоненты эмоций. Нарушения
высшей нервной деятельности, соматических
и вегетативных проявлений при эмоциональных
напряжениях.
Сон. Физиологические фазы сна. Активный
и пассивный сон (И.П.Павлов) "Медленный"
и "быстрый" сон. Теории сна. Взаимодействие
коры больших полушарий, гипоталамических
отделов мозга и ретикулярной формации
в механизмах сна и бодрствования (П.К.Анохин).
Физиологические основы гипнотических
состояний. Сновидения.
Учение о высшей нервной деятельности
- естественно-научная основа материалистической
теории познания. Критика современных
идеалистических представлений о механизмах
поведения. Значение учения о высшей нервной
деятельности для теории и практики медицины,
педагогики, психологии и философии.
Особенности высшей нервной деятельности
человека и отличие ее от высшей нервной
деятельности животных. Учение И.П.Павлова
о первой и второй сигнальных системах.
Физиологические
основы психических функций человека
Особенности психических функций человека
(внимание, восприятие, память, эмоции,
мышление, сознание, речь) Адаптивная роль
психических функций человека.
Личностные особенности психических функций
человека (способности, типологические
особенности, темперамент, характер, социальные
установки, направленность мотиваций).
Значение функционального состояния центральной
нервной системы для осуществления психических
функций. Критика антропоморфизма и современных
теорий биологизации человека.
Физиологические методы исследования
психических функций.
Внимание. Значение работ И.П.Павлова и
А.А.Ухтомского для понимания физиологических
механизмов внимания. Внешнее и внутреннее
торможение и их роль в концентрации внимания.
Физиологические корреляты внимания.
Восприятие. Современные представления
об особенностях восприятия у человека.
Эмоции. Классификация эмоций. Роль эмоций
в целенаправленной деятельности человека.
Эмоциональное напряжение (эмоциональный
стресс). Роль эмоциональных напряжений
в возникновении неврозов, развитии гипертензивных
состояний и других психосоматических
заболеваний у человека.
Речь. Функции речи. Функциональная асимметрия
коры больших полушарий, связанная с развитием
речи у человека. Физиологические методы
исследования речи у человека, ее нарушения.
Биомеханика формирования речевых звуков.
Внушение, самовнушение, психотерапия.
Мышление. Развитие абстрактного мышления
у человека. Роль мозговых структур в процессе
мышления. Физиологические подходы к изучению
процесса мышления.
Возрастные изменения высших психических
функций.
Роль учения о высшей нервной деятельности
в формировании диалектико-материалистического
подхода к проблеме сознания.
Физиология целенаправленной
деятельности
Целенаправленная деятельность как поведение,
ведущее к достижению организмом конечного
полезного приспособительного результата.
Социальная деятельность человека, обусловленная
высшими психическими процессами. Труд
и психические функции.
Физиологические основы трудовой деятельности.
Труд как целенаправленная деятельность
человека. Системный подход к изучению
физического и умственного труда.
Особенности изменения вегетативных функций
организма при разных видах трудовой и
спортивной деятельности. Влияние физического
труда на силу, выносливость и работоспособность
мышц.
Физическая тренировка. Ее влияние на
работоспособность человека.
Функциональная система опоры и движения,
осуществляющая сохранение позы и перемещения
организма и его частей в пространстве
в связи с различными формами поведения.
Скелет и сочленения, мышцы, их функциональные
характеристики.
Равновесие тела, функциональная система
контроля за положением тела в пространстве.
Принципы организации двигательного поведения
человека. Взаимоотношения двигательной
сферы и ее вегетативного обеспечения.
Позный и локальный компоненты двигательного
поведения, принцип дифференцировки функций
конечностей, комплементарности парных
органов в организации целенаправленного
поведения.
Особенности умственного труда. Нервные,
вегетативные и эндокринные изменения
при умственном труде. Роль эмоций в процессе
умственной деятельности.
Особенности трудовой деятельности человека
в условиях современного производства
(гипокинезии, локальная нагрузка, монотонность
работы, эмоциональное напряжение). Влияние
гипокинезии на функции двигательного
аппарата, нервную систему, обменные и
гемодинамические процессы и психическую
деятельность человека.
Физиологическая характеристика труда
с нервно-эмоциональным и умственным напряжением.
Влияние на основные физиологические
функции стрессовых состояний, возникающих
при психически напряженной спортивной
и трудовой деятельности.
Работоспособность и утомление в процессе
целенаправленной деятельности организма.
Физическая и умственная работоспособность,
факторы на нее влияющие, методы оценки
ее изменения в процессе труда.
Роль афферентной импульсации, гуморальных
факторов, функционального состояния
центральной нервной системы в механизме
развития утомления. Общность и различие
природы двигательного и умственного
утомления. Усталость как субъективное
выражение процессах утомления.
Активный отдых и его механизмы. Различная
скорость восстановления элементов функциональной
системы в процессе отдыха. Периоды отдыха:
восстановление и упрочение восстановления.
Оптимальные режимы деятельности и отдыха
как основа длительной высокой работоспособности
организма.
Методы оценки уровня функционирования
и функционального резерва различных
систем организма человека.
Возрастные изменения двигательной активности
и работоспособности.
Список использованной литературы.
Казахстанско-Российский Медицинский Университет
Кафедра: Нормальной
физиологии с курсом валеологии
Выполнила:
студентка группы 209 А ОМ
Брюшинина Евгения
Проверила:
Курилова Д.И
Алматы 2013