Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

 

    . безразличие к окружающему миру;

 

    . отсутствие или слабая реакция  на внешние стимулы;

 

    . редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

 

2. Возраст  6 месяцев – 1,5 года:

 

    . боязнь родителей;

 

    . боязнь физического контакта со взрослыми;

 

    . постоянная беспричинная настороженность;

 

    . плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

 

    . испуг или подавленность при  попытке взрослых взять на  руки.

 

3. Возраст  1,5 – 3 года:

 

    . боязнь взрослых;

 

    . редкие проявления радости, плаксивость;

 

    . реакция испуга на плач других  детей;

 

    . крайности в поведении – от  чрезмерной агрессивности до  безучастности.

 

4. Возраст  3 года – 6 лет

 

    . примирение со случившимся, отсутствие  сопротивления;

 

    . пассивная реакция на боль;

 

    . болезненное отношение к замечаниям, критике;

 

    . заискивающее поведение, чрезмерная  уступчивость;

 

    . псевдовзрослое поведение (внешне  копирует поведение взрослых);

 

    . негативизм, агрессивность;

 

    . лживость, воровство;

 

    . жестокость по отношению к  животным;

 

5. Младший  школьный возраст:

 

    . стремление скрыть причину повреждений  и травм;

 

    . одиночество, отсутствие друзей;

 

    . боязнь идти домой после школы;

 

6. Подростковый  возраст:

 

    . побеги из дома;

 

    . суицидальные попытки;

 

    . делинквентное поведение;

 

употребления  алкоголя, наркотиков.

 

Определенные  позиции  насилия  имеет  и  сексуальное  насилие  над  детьми.

Выделение  и  фиксация   специфических   признаков   данных,   имеет   место

сексуального  насилия  над  ребенком  и  приобретает  большое  значение  для

распознавания факта насилия с целью оказания  своевременной  помощи  жертве.

Выше  говорилось, что существует много  причин, по которым  ребенок  не  может

прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения,  возникающие

у матери или других лиц, подтверждаются рядом  позиций признаков.

 

Эти  признаки  подробно  перечислены  в  специально  разработанном  пособии,

предназначенном для медиков и психологов, работающих с  указанной  проблемой

М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28].

 

В пособии  приводится более 30 признаков –  индикаторов. К ним относятся  как:

 

o физические  проявления (разнообразные повреждения  половых органов, травмы,

   расширение   ануса,   потертости,   ранняя    беременность    подростков,

   инфекционные болезни, передающиеся  половым  путем,  проблемы  с   приемом

   пищи, повторяющиеся физические  расстройства, боль в животе, горле,  рвота

   без видимых причин).

 

o поведенческие  проявления определяются в соответствии с возрастом:

 

Возраст 3-4 года:

 

    . чрезмерная мастурбация;

 

    . частая демонстрация гениталий;

 

    . сексуальные  игры  навязчивого   характера,  хотят  сделать   что-нибудь

      маленькой сестре или брату;

 

    . поведение ребенка становится сексуальным;

 

    . периодические ночные кошмары;

 

    . энкопрез и анурез;

 

    . нарушения сна;

 

    . боязнь оставаться наедине с   взрослым,  братом,  сестрой   или  идти  в

      детский сад;

 

    . регрессивное поведение;

 

1. Возраст  4-6 лет:

 

   . чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;

 

    . сексуальные  игры  навязчивого   характера,  хочет  сделать   что-нибудь

      младшей сестре или брату;

 

    . агрессивное сексуальное поведение  с детьми;

 

    . псевдовзрослое поведение;

 

   . некоторая враждебность и агрессивность поведения,  уменьшающаяся при

      взрослении;

 

    . ребенок ни на что не жалуется  во время осмотра (ребенок боится);

 

    . нарушения сна;

 

    . боязнь  оставаться наедине с взрослыми  и сверстниками, нежелание идти в

      детский  сад.

 

    . устраивает  поджоги.

 

    . регрессивное поведение

 

    . соматические жалобы.

 

2. Возраст  6-8 лет:

 

    . сексуальные игры навязчивого  характера со сверстниками;

 

    . усиливающаяся агрессия по отношению  к сверстникам;

 

    . нерегулярное посещение школы  или приходит рано и уходит  поздно;

 

    . внезапное ухудшение успеваемости;

 

    . не может найти друзей и  ему никому не верит;

 

    . не может сконцентрировать внимание.

 

3. Возраст  8-10 лет:

 

    . сексуальные игры навязчивого  характера;

 

    . усиливающаяся агрессия по отношению  к сверстникам;

 

    . нерегулярное посещение школы.

 

Возраст 10-12 лет:

 

    . социальный уход;

 

    . агрессия по отношению к сверстникам;

 

    . нерегулярное посещение школы  и несвоевременный приход и  уход;

 

    . внезапное ухудшение успеваемости;

 

    . никому не верит;

 

    . не может сконцентрировать внимание;

 

    . часто прогуливает школу;

 

    . приходит в школу рано –  уходит очень поздно;

 

    . начальные признаки клинической  депрессии.

 

Возраст 12-18 лет:

 

    . симптомы клинической депрессии;

 

    . нарушения сна;

 

    . суицидальные  наклонности;

 

    . изоляция  от окружающих;

 

    . побеги  из дома;

 

    . промискуитет;

 

    . асоциальное  поведение;

 

    . не участвует  в школьных мероприятиях;

 

    . аддитивное  поведение (никотин, алкоголь, наркотики);

 

    . совершение  преступлений.

 

Наличие у ребенка  симптомов или поведенческих индикаторов,  перечисленных  в

данном разделе, позволяет нам  поставить  один  из  двух  диагнозов:  плохое

обращение  с  ребенком  (педагогическая  запущенность)  или  злоупотребление

ребенком.

 

Существует  концепция фрустрации – агрессии, которая разрабатывалась  многими

зарубежными  авторами[5].  Фрустрация,  стресс,  которые  может   испытывать

взрослый,  могут  сформироваться  у  ребенка,  как  следствие  стереотипного

агрессивного  поведения.  Выделяются  4  фактора,  от  которых зависит сила

агрессивных привычек:

 

частота  и  интенсивность  случаев,  в   которых   индивид   был   атакован,

фрустрирован, раздражен;

 

. частое достижение  успеха агрессией;

 

. культурные и  субкультурные нормы;

 

. темперамент, характеризующийся  импульсивностью,  интенсивностью  реакций,

   высокой  активностью и зависимостью.

 

По  данным  многочисленных  исследований,  в  большинстве  случаев   насилие

происходит с  целью установления власти и контроля над жертвой  (ребенка),  а

не с целью  получения удовлетворения, например  эмоционального,  сексуального

и т.п.

 

Конфликтная природа  позиций  фрустрирующих  факторов  отношения  родителя  к

ребенку оказывает влияние на нормальный процесс  усвоения  норм  и  ожиданий

общества  в целом и ведет к ослаблению связей в семье  и  развитию  нарушения

привязанностей.  В  данном  случае  насилие  над  ребенком   проявляется   в

отсутствии  склонности к приспособлению к социальному  давлению, умению  вести

себя  адекватным  и  ненасильственным  образом  с  людьми  вне  рамок  семьи.

Применение  позиций насилия к такому  ребенку  формирует  у  него  враждебное

отношение к тем, кто слабее, недостаток способности  видеть  глазами  других

(эмпатии), тенденция к импульсивности в  критических ситуациях.

 

 

Заключение

 

В заключение работы  можно  сказать,  что  жестокое  обращение  с  детьми  и

пренебрежение их интересами могут  иметь  различные  виды  и  формы,  но  их

следствием  всегда  являются:  серьезный  ущерб  для  здоровья,  развития и

социализации  ребенка, нередко – угроза его  жизни или даже смерть.

 

Жестокое  обращение  с  детьми  делиться  на  физическое  и  психологическое

насилие.

 

Под физическим насилием понимается, не только нанесение  ребенку  родителями

или лицами, их заменяющими, воспитателями  или  другими  какими-либо  лицами

физических  травм, различных телесных повреждений,  которые  причиняют  ущерб

здоровью  ребенка, нарушают его развитие и  лишают  жизни.  Но  и  физические

наказания,   которые   в   некоторых   семьях  используются   в    качестве

дисциплинарных  мер, начиная от подзатыльников и  шлепков  до  порки  ремнем.

Необходимо  сознавать, что физическое насилие  – это действительно  физическое

нападение  (истязание),  оно   почти,   всегда   сопровождается   словесными

оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением  с  детьми  при

помощи  физического насилия понимаются истязания в виде  избиении,  нанесение

ударов, пощечин,  прижигания  горячими  предметами,  жидкостями,  зажженными

сигаретами, в том числе и  с  использованием  самых  различных  предметов  в

качестве  орудий  изуверства.  Кроме  перечисленного  в  понятие  физического

насилия включается так же  вовлечение  ребенка  в  употребление  наркотиков,

алкоголя,  а  так  же  дачу  ему  отравляющих   веществ   или   "медицинских

препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных,  не  прописанных

врачом). Многие авторы отдельно рассматривают  попытки  убийства  ребенка,  в

том числе  через удушение или утопление.

 

Следует  отметить,  что  абсолютно  все  авторы  рассматривают   сексуальное

насилие или  совращение,  как  отдельную  категорию  жестокого  обращения  с

детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие  в  первую  очередь

оказывает влияние на психику ребенка. Под  сексуальным насилием понимается  –

использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым  или  другим  ребенком

для  удовлетворения   сексуальных   потребностей   или   получения   выгоды.

Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и  анальный

секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами.  К

сексуальному  развращению относятся также  вовлечение ребенка  в  проституцию,

порнобизнес, обнажение перед ребенком половых  органов и  ягодиц,  а  так  же

подглядывание за ним, когда он этого не подозревает:  во  время раздевания,

отправления естественных нужд.

 

С  психологической  точки  зрения  жестокое  обращение  с   детьми   –   это

эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное  или  периодическое

словесное  оскорбление  ребенка,  угрозы  со  стороны  родителей,  опекунов,

учителей, воспитателей, унижение его  человеческого  достоинства,  обвинение

его в  том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни  к  ребенку.

К этому  виду насилия относятся  также  постоянная  ложь,  обман  ребенка  (в

результате  чего он теряет доверие к  взрослому),  а  также  предъявляемые  к

ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

 

Пренебрежение  интересами  и   нуждами   ребенка   –   отсутствие   должного

обеспечения основных нужд и потребностей  ребенка  в  пище,  одежде,  жилье,

воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны  родителей  или  лиц,

их  заменяющих, в силу объективных  причин  (бедность,  психические  болезни,

неопытность) и без таковых. Типичным примером  пренебрежительного  отношения

к детям  является оставление их без  присмотра,  что  приводит  к  несчастным

случаям,  отравлениям  и  другим  опасным  для  жизни  и  здоровья   ребенка

последствиям.

 

Семья занимает важное место в формировании личности ребенка,  поэтому  одним

из  проявлений жестокого обращения  с  детьми  является  отсутствие  любви  к

ребенку в  семье,  в  первую  очередь  это  относится  к  матери.  Так  даже

отсутствие  у женщины любви к ребенку, когда он еще находится  в  материнской

утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во  многом  отражается  на

формировании  плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения,  такие

дети  рождаются раньше срока в  два  раза  чаще  по  сравнению  к  детьми  от

желанной  беременности, они чаще имеют  низкую  массу  тела,  чаще  болеют  в

первые  месяцы жизни, хуже развиваются.

 

Любой  вид  жестокого  обращения  с  детьми  ведет  к  самым   разнообразным

последствиям, но их  все  объединяет  одно  -  ущерб  здоровью  ребенка  или

опасность  для  его  жизни.  Отрицательными   последствиями   для   здоровья

являются:  потеря  или  ухудшение  функции  какого-либо   органа,   развитие

заболевания,  нарушение  физического  или  психического  развития.  Из   100

случаев физического насилия над детьми примерно  1-2  заканчиваются  смертью

жертвы  насилия. Следствиями физического  насилия  являются  синяки,  травмы,

переломы, повреждения внутренних органов: печени,  селезенки,  почек  и  др.

Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но  еще больше  времени и

усилий  требуется для того, чтобы залечить душевные  раны,  психику  ребенка,

Информация о работе Жестокое обращение с детьми