Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

 

Среди наиболее важных для нашего понимания  вариантов агрессивного  поведения

различаются   экспрессивная,   импульсивная,   аффективная,   враждебная   и

инструментальная  агрессия:

 

Экспрессивная  агрессия  –  это  устрашающе-агрессивное  поведение,  главной

целью которого является выразить и обозначить свои потенциально  агрессивные

намерения, запугать оппонентов. Это не всегда и не обязательно выражается  в

непосредственно разрушительных действиях.

 

Импульсивная  агрессия  –  обычно  спровоцированное  в  результате  действия

какого-то фактора, мгновенно  возникающее  и  достаточно  быстро  проходящее

агрессивное   поведение.   Такая   агрессия   может    носить    прерывистый

(«импульсный») характер, возникая как  бы  «волнами»,  в  виде  своеобразных

«приливов»  и «отливов» агрессивного поведения.

 

Аффективная агрессия – чисто эмоциональный  феномен,  практически  полностью

лишенный  действенного  компонента.  Этим  она  отличается  от  экспрессивной

формы  агрессии.  Аффективная  агрессия,  как  правило,  представляет  собой

наиболее  впечатляющий, но и самый бессмысленный  вид агрессии.  Это  то,  что

иногда  называется «агрессивным  ажиотажем»  –  особое  состояние,  требующее

немедленных, любой ценой, жертв и разрушений.

 

Соответственно,  общим  законам   подчиняются   и   механизмы   формирования

агрессивного  ребенка в основе, которого лежит  стиль воспитания,  называемого

исследователями  «строгим  стилем»  воспитания.  Колосова  С.   Агрессия   и

агрессивность.»  Школьный психолог,2000г.,» [18, №26].

 

«Строгий  стиль» воспитания в  качестве  основного  средства  воздействия  на

личность  подразумевает  наказание.  Проблеме  наказания  посвящено   немало

отечественных  исследований,  которые  обращают  внимание  на  недостаточную

эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о  том,

что   при   определенных   обстоятельствах   применение   наказания    может

способствовать  обучению  агрессии,  которую  взрослый  пытается  подавить  с

помощью наказания.

 

Влияние наказания  на  человеческое  поведение  чрезвычайно  неоднозначно  и

зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание  приводит

к снижению агрессии у тех мальчиков, которые  почти полностью  идентифицируют

себя  со  своими  отцами.  При  отсутствии  такой  идентификации  наказание,

напротив, стойко ассоциируется с агрессией.

 

Выявлена  тесная  связь  между  родительским  воздействием  и   проявлениями

детской  враждебности.   Наказание   способствует   проявлению   агрессивных

побуждений  за пределами той ситуации, где  оно имело  место,  а  сдерживающий

эффект  наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.

 

В настоящее  время,  подавляющее  большинство  исследователей  признает,  что

применяемое по отношению к детям наказание (особенно  физическое)  выступает

как модель  агрессивного  поведения.  Во  многих  случаях  агрессия  в  виде

наказания не  осуждается  окружающими.  В  результате  оно  способствует  не

столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и  побуждает

ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных  агрессивных действий.

 

Агрессивность   и   жестокость   в   воспитании   детей   формирует    людей

малообразованных, не  умеющих  трудиться,  создавать  семью,  быть  хорошими

родителями, гражданами своей  страны,  ведет  к  воспроизводству  насилия  и

жестокости в  обществе. Эскалация физического  наказания  в  воспитании  имеет

абсолютно противоположный  результат  относительно  преследуемой  цели.  Так

А.И.  Григорьева  и Л.Г.  Егорова,  ссылаясь  на  П. Лич   //   Педагог   в

гуманистической воспитательной системе  школы.,//  пишут  [30,  c.108]:  «Ни

одного доброго  слова нельзя сказать про физические  наказания.  Исследования

показали,  что  дети,  которых  отшлепали,  совсем  не  помнят,  за  что  их

наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью,  а  вовсе  не  раскаиваясь.

Часто  взрослый,  наказывая,  только   унижает   ребенка.   Вы   даете   ему

почувствовать себя беспомощным  и  никчемным,  неспособным  быть  «хорошим».

Надо  дать ребенку понять, каковы  результаты  его  собственных  опрометчивых

действий,  о  которых  ему  приходится  жалеть.   Любое   другое   наказание

воспринимается  ребенком как месть, как желание  утвердиться за его счет».

 

 

Глава 2. Жестокое обращение в семье  и школе

 

 

2.1 Вербальные  и невербальные отношения в  семье и психологическая

заброшенность

 

Социальный  портрет современной семьи  в  развитом  обществе  характеризуется

достаточно  устойчивыми тенденциями:[2]

 

. рост  числа семей с  1-2  детьми,  когда  практически  не  воспроизводится

   репродуктивная функция семьи;

 

.  уменьшением   числа  ежегодно  заключаемых  браков  (1990  год  –  8,9  в

   перерасчете на 1000 населения; в  1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);

 

. увеличение  числа разводов (1990 год – 3,8 на  1000  населения;  в  1995 –

   4,6; 1997 г. – 3,79).

 

. снижение  суммарного коэффициента рождаемости сократился с 2,0 до  1,28  и

   рост доли однодетных семей  с 29,7% до 31%.

 

В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год  в 1,14 раза  возросла

доля  неполных семей с одним родителем  с детьми до 18 лет.

 

Социальная   динамика   современной   семьи   характеризуется    негативными

тенденциями, особенно если смотреть на  нее  глазами  детей,  находящихся  в

особо  трудных  жизненных  обстоятельствах.  Это  подтверждается  следующими

статистическими данными. Стабильно растет  внебрачная  рождаемость,  которая

достигла 25,3% детей  от  всех  родившихся.  Тревожной  является  социальная

статистика,  констатирующая  эмоциональную  депривацию  детей   и   жестокое

обращение с ними.

 

В  рамках  этих  кризисных  явлений  укорачивается  период   полноценной   и

оптимальной   семейной   социализации,   ослабляется   роль    родительского

авторитета, нарушаются  ценности  устойчивой  полной  семьи  как  социальной

нормы.  В  целом  это  приводит  к   тому,   что   семья   утрачивает   свой

социализирующий потенциал по  выхаживанию  и  воспитанию  детей.  По  мнению

ведущих как  отечественных,  так  и  зарубежных  специалистов,  занимающихся

ключевыми   проблемами   сохранения   семьи,    описанные    социологические

характеристики  отражают  новые  формы  вербального   семейного   поведения,

которые включают  в  себя:  сексуальную,  контрацептивную  и  бракоразводную

революции.

 

В основе  динамики  семьи,  как  основного  фактора  жестокого  обращения  с

детьми,  необходимо  выделить  два  взаимосвязанных  типа   воздействия   на

ребенка: семейные отношения (вербальные  отношения)  и  семейное  воспитание

(невербальные  отношения).

 

Для здоровой семьи характерна:

 

. сильная  родительская позиция с четкими  семейными правилами;

 

. гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи

   с определенными «образцами»  отношений и поведения;

 

.  сохранные,  эмоционально  теплые  связи   между   поколениями,   которые

   составляют основу «семейной  памяти».

 

Опору  семьи  создают  взаимно  солидарные  и  поддерживающие   друг   друга

родители. Они же обеспечивают и чувство  безопасности для детей.

 

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны  «запутанные  отношения» –

это семья:

 

. с  отцом (отчимом), который находится  на периферии семейного поля;

 

. семья  с разъединенными, конфликтно существующими  родителями;

 

.  семья   с  хронической  неприязнью  между   отдельными   членами   семьи,

   родственниками по материнской  и отцовской линиям.

 

В таких  семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем.  Постоянно,  особенно

у женщин,  встречаются  психосоматические,  т.е.  связанные  с  психогенными

причинами  нарушения  со  стороны  здоровья,   поэтому   могут   наблюдаться

«хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные  черты  поведения  и

вербальных  отношений  взрослых  и  детей  в  такой  семье.  Сборник  тезисоф

международной  конференции:  Подростки  и  молодеж  в  меняющимся   обществе

(проблемы  девиантного поведения) – М.: Новый  отсчет, 2001[36, с.78]:

 

. общение  между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют  забота,

   юмор, радость от общения;

 

. в  межличностных отношениях доминируют  разъединение,  неприязнь,  взаимное

   перекладывание вины;

 

. активное  нежелание членов семьи обсуждать  внутрисемейные проблемы с   кем-

  либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со  стороны

   школы, служб социальной защиты, просто соседей;

 

. по  отношению к семейным проблемам  легко  возникают  состояния   тревоги  и

   паники;

 

.  часто   наблюдается   тенденция   разрешать   возникающие   проблемы   на

   эмоциональном уровне;

 

. постоянно  проявляется несоответствие между  словами и действиями;

 

. между  одними посланиями со стороны   родителей  типа:  «Я  тебя  люблю»  и

   другими –  отталкивающими:  «Уйди,  надоел, не  мешайся»,  что вызывает

   противоречивость чувств и реакций  со стороны ребенка.

 

Во  многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В  таких

семьях  дети переживают тревогу перед неопределенностью  будущего,  они  могут

тяготиться  домом,  стремятся  больше  проводить  время  на  улице.  У  детей

отмечается  заниженная самооценка, так как они  часто проецируют причину  ссор

на  себя.  С  началом  наркотизации   при   углублении   семейного   кризиса

наркотизирующийся ребенок может начинать  выступать  с  одним  из  родителей

против  другого.

 

Для  распавшейся  семьи  характерно  соединение  неприязненных  отношений  с

застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая  ситуация  утяжеляется  в

тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя  или

наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный  круг  отношений,  т.к.

за  этим  может  стоять   неосознаваемое   ребенком   желание   восстановить

распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки  могут  прибегать

к использованию  наркотиков для своеобразного «шантажа»  и демонстрации  своих

ожиданий  от взрослых.

 

Для  асоциальной  семьи  с  наркологическими  проблемами  и   противоправным

поведением  членов семьи характерны:

 

.   сочетание   затяжных,   конфликтных    внутрисемейных    отношений    с

   криминологической и наркологической  отягощенностью;

 

. нарастающая  социальная изоляция с выключением  семьи из доверительных  или

   поддерживающих отношений с другими  семьями в доме, микрорайоне.

 

Дети,   проживающие   в   такой   семье,    испытывают    различные    формы

психологического  давления:

 

. разъединенность  и эмоциональное отвержение со  стороны родителей;

 

. заброшенность  и насилие;

 

. чувство  вины и стыда за поведение  членов семьи.

 

Они вынуждены  соизмерять свое  поведение  с  «двойным  стандартом  правил» –

аморальным  как  нормой  поведения   внутри   своей   семьи   и   моральными

требованиями, правилами поведения вне семьи  – в школе, в общении с  другими.

В такой  ситуации дети стремятся  перенести  стиль  внутрисемейных  «образцов

поведения»  на свои взаимоотношения с  окружающими,  навязать  его,  если  не

встречают отпора.

 

Большой  интерес  для  исследования  агрессивности   ребенка   как   фактора

определяющего жестокость в обращении с ребенком  представляют  ответы  детей

младшего  дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать  дома?».

Эти ответы определенным образом характеризуют  стиль  семейного  воспитания.

При их анализе  было  выделено  четыре  группы  запретов  (по  значимости  и

частоте)     Колосова    С.    Агрессия    и    агрессивность//     Школьный

психолог,2000г.,[18, №27]:

 

. первое  место заняли  запреты  (предъявляемые   преимущественно  матерями),

   оберегающие вещи и порядок  в доме;

 

. второе  место – запреты, связанные с безопасностью ребенка;

 

. третье  место – охрана покоя взрослых  и особенно отцов;

 

.  четвертое   место  –  запреты  нравственного   характера,  касающиеся  как

   внутрисемейных отношений, так  и  правил  поведения  (например,  не  рвать

   книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).

 

Формирующаяся  под  воздействием  тоталитарного  сознания  взрослых  двойная

идентификация ребенка (когда есть разделение «я для  себя» и «я  для  семьи»)

оказывается мощной основой для внутреннего  отчуждения ребенка  от  семьи.  И

даже  при  сохранении  высокой   эмоциональной   привязанности   ребенка   к

родителям,  им  крайне  трудно   транслировать   свои   ценности   (особенно

нравственные  и духовные) следующим поколениям.  По  существу,  речь  идет  о

Информация о работе Жестокое обращение с детьми