Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов агрессивного поведения
различаются экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и
инструментальная агрессия:
Экспрессивная агрессия – это устрашающе-агрессивное поведение, главной
целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные
намерения, запугать оппонентов. Это не всегда и не обязательно выражается в
непосредственно разрушительных действиях.
Импульсивная агрессия – обычно спровоцированное в результате действия
какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее
агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый
(«импульсный») характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных
«приливов» и «отливов» агрессивного поведения.
Аффективная агрессия – чисто эмоциональный феномен, практически полностью
лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной
формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой
наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. Это то, что
иногда называется «агрессивным ажиотажем» – особое состояние, требующее
немедленных, любой ценой, жертв и разрушений.
Соответственно, общим законам подчиняются и механизмы формирования
агрессивного ребенка в основе, которого лежит стиль воспитания, называемого
исследователями «строгим стилем» воспитания. Колосова С. Агрессия и
агрессивность.» Школьный психолог,2000г.,» [18, №26].
«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на
личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало
отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную
эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том,
что при определенных обстоятельствах применение наказания может
способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с
помощью наказания.
Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и
зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит
к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют
себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание,
напротив, стойко ассоциируется с агрессией.
Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями
детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных
побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий
эффект
наказания проявляется в
В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что
применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает
как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде
наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не
столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает
ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.
Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей
малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими
родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и
жестокости в обществе. Эскалация физического наказания в воспитании имеет
абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. Так
А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова, ссылаясь на П. Лич // Педагог в
гуманистической воспитательной системе школы.,// пишут [30, c.108]: «Ни
одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования
показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их
наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь.
Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему
почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим».
Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых
действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание
воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность
Социальный портрет современной семьи в развитом обществе характеризуется
достаточно устойчивыми тенденциями:[2]
. рост числа семей с 1-2 детьми, когда практически не воспроизводится
репродуктивная функция семьи;
. уменьшением числа ежегодно заключаемых браков (1990 год – 8,9 в
перерасчете на 1000 населения; в 1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);
. увеличение числа разводов (1990 год – 3,8 на 1000 населения; в 1995 –
4,6; 1997 г. – 3,79).
. снижение
суммарного коэффициента рождае
рост доли однодетных семей с 29,7% до 31%.
В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла
доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет.
Социальная динамика современной семьи характеризуется негативными
тенденциями, особенно если смотреть на нее глазами детей, находящихся в
особо трудных жизненных обстоятельствах. Это подтверждается следующими
статистическими данными. Стабильно растет внебрачная рождаемость, которая
достигла 25,3% детей от всех родившихся. Тревожной является социальная
статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое
обращение с ними.
В рамках этих кризисных явлений укорачивается период полноценной и
оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского
авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной
нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой
социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению
ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся
ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические
характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения,
которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную
революции.
В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с
детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на
ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание
(невербальные отношения).
Для здоровой семьи характерна:
. сильная
родительская позиция с
. гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи
с определенными «образцами» отношений и поведения;
. сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые
составляют основу «семейной памяти».
Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга
родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» –
это семья:
. с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;
. семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;
. семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи,
родственниками по материнской и отцовской линиям.
В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно
у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными
причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться
«хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные черты поведения и
вербальных отношений взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисоф
международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе
(проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001[36, с.78]:
. общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота,
юмор, радость от общения;
. в
межличностных отношениях
перекладывание вины;
. активное
нежелание членов семьи
либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны
школы, служб социальной
. по
отношению к семейным
паники;
. часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на
эмоциональном уровне;
. постоянно
проявляется несоответствие
. между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и
другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает
противоречивость чувств и
Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких
семьях
дети переживают тревогу перед
тяготиться домом, стремятся больше проводить время на улице. У детей
отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор
на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса
наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей
против другого.
Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с
застывшими,
уходящими в прошлое
тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или
наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к.
за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить
распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать
к использованию наркотиков для своеобразного «шантажа» и демонстрации своих
ожиданий от взрослых.
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным
поведением членов семьи характерны:
. сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с
криминологической и
. нарастающая
социальная изоляция с
поддерживающих отношений с
Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы
психологического давления:
. разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей;
. заброшенность и насилие;
. чувство вины и стыда за поведение членов семьи.
Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» –
аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными
требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими.
В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов
поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не
встречают отпора.
Большой интерес для исследования агрессивности ребенка как фактора
определяющего жестокость в обращении с ребенком представляют ответы детей
младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?».
Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания.
При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и
частоте) Колосова С. Агрессия и агрессивность// Школьный
психолог,2000г.,[18, №27]:
. первое место заняли запреты (предъявляемые преимущественно матерями),
оберегающие вещи и порядок в доме;
. второе место – запреты, связанные с безопасностью ребенка;
. третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;
. четвертое
место – запреты
внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать
книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).
Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная
идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для семьи»)
оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И
даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к
родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно
нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о