Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

пострадавшего от побоев.

 

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или  и

в том  и другом от своих сверстников. Они  позже  начинают  ходить,  говорить,

реже  смеются, они значительно хуже успевают в школе,  чем  их  одногодки.  У

таких детей часто наблюдаются "дурные привычки":  сосание  пальцев,  кусание

ногтей, раскачивание,  занятие  онанизмом.  Да  и  внешне  дети,  живущие  в

условиях  пренебрежения их интересами, физическими  и эмоциональными  нуждами,

выглядят  по-другому,  чем  дети,  живущие  в  нормальных  условиях:  у  них

припухлые,  "заспанные"   глаза,   бледное   лицо,   всклокоченные   волосы,

неопрятность  в  одежде,  другие  признаки  гигиенической   запущенности   -

педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

 

Практически   все   дети,   пострадавшие   от    жестокого    обращения    и

пренебрежительного  отношения,  пережили  психическую  травму,  в  результате

чего  они развиваются дальше с определенными  личностными,  эмоциональными  и

поведенческими  особенностями,  отрицательно  влияющими  на  их   дальнейшую

жизнь.

 

 

 

Список  литературы

 

1. Альтшулер  Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные  инициативы по защите  детей  от

   насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый  отсчет,

   1997

 

2.  Ананова   Н.  Жертвы  сексуального  злоупотребления:  Психопатологические

   проблемы, возникающие у детей   и  подростков,  переживших  и  совершивших

   сексуальное насилие //  Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997

 

3. Антонов  А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000

 

4. Антонян  Ю.М. Жестокость в нашей жизни  – М.: ИНФРА-М, 1995

 

5. Антонян  Ю.М., Горшкова И.В.,  Зулкарнеева   Р.М.  Проблемы  внутрисемейной

   агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999

 

6. Берковиц  Л. Агрессия: причины, следствия  контроль – СПб.: Прайм, 2001

 

7. Берковская  М.И.,  Брязгунов  И.П.,  Михайлов  А.И.  Оценка  краткосрочной

   терапии стрессовых расстройств  в остром периоде эмоциональной   травмы  //

   из сборника статей: Дети России: насилие и защита  –  М.:  Новый  отсчет,

   1997

 

8. Богачева  О.П., Дубягин Ю.П. Школа  выживания   или  56  способов  защитить

   ребенка от преступления –  М.: Пихта, Дубль-В, 1997

 

9.  Васильев  В.Л.,  Мамайчук  И.   И.   О   некоторых   вопросах   судебно-

   психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы  психологии  №3,

   1993

 

10. Гайдаренко  Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические  последствия  жестокого

   обращения с детьми – М., Психология  и Педагогика, 1994

 

11.  Дети  России:  насилие  и   защита:  Материалы   Всероссийской   научно-

   практической конференции (Москва, 1-3 окт. 1997 г.) – М.: РИПКРО, 1997

 

12. Ениколопов  С.Н. Дети и психология агрессии // журнал  "Школа  здоровья",

   №3, 1995

 

13. Ениколопов  С.Н. Агрессивное поведение у  детей. (По  данным  исследования

   причин и следствий отклонений  в  социальном  поведении:  Особый  ребенок.

   Исследования и опыт помощи) –  М., Речь, 1998

 

14. Захарьева  И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы  насилия и его  профилактики

   среди детей и подростков) –  СПб.: изд-во СПб.  Университета  МВД  России,

   2000

 

15. Ильина  С.В.  Влияние  пережитого  в   детстве  насилия  на  возникновение

   личностных расстройств //  Вопросы  Психологии, №6, 1998

 

16. Каган  В.Е.  Семейные  и половые установки у подростков  //  Вопросы

   психологии 1987, №2

 

17. Клейберг  Ю.А. Психология девиантного поведения  подростков –  М.:  Сфера;

   Юрайт, 2001

 

18. Колосова  С. Агрессия и агрессивность  // Школьный психолог, 2000 г., №25-

   28

 

19. Кон  И.С. Введение в сексологию  – М.: Речь, 1997

 

20. Кон  И.С. Совращение детей и   сексуальное  насилие  //   Педагогика,  №5,

   1998

 

21. Курасова  Н.В.  Сексуальное  насилие   в  семье:  К  вопросам  диагностики

   психологических последствий у детей //  Семейная  психология  и  семейная

   терапия, №1, 1997

 

22. Лубовский Д.В.  Психологический тренинг для  детей  из  трудных  семей  //

   Детский  практический психолог, №7, 1995

 

23. Мельниченко С.А.  Предотвращение жестокости  по  отношению  к  женщине  и

   детям //  Семья в России, №2, 1996

 

24. Меньшикова Е.С.  Жестокое обращение с детьми  и его  возможные  отдаленные

   последствия  // Психологический журнал, №6, 1993

 

25. Минеева О.А.  Работа с семьей в условиях  ПМС-центра по  поводу  жестокого

   обращения  с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц.  Центра "Юго-запад" Москвы] //

    Семейн. психология и семейн. терапия.  №1, 1999

 

26. Моделирование  воспитательных систем: теория –  практике // под ред.  Л.И.

   Новиковой, Н.Л. Селивановой –  М.: Изд-во РОУ, 1995

 

27.   Нагаев   В.В.   Преступления   против    половой    неприкосновенности

   несовершеннолетних: психологическая  экспертиза  и  правовая  защита:  [По

   данным психологических   исследований]  //   Вестник  психосоциальной   и

   коррекционно-реабилитационной работы, №4, 1998

 

28.    Насилие,    агрессия,     жестокость.     Криминально-психологическое

   исследование – М.: ВНИИ Проблем  исследования, 1990

 

29. Ольшанский  Д.В. Психология масс – СПб.: Питер, 2001

 

30. Педагог  в гуманистической воспитательной системе  школы  //  сост.  А.И.

   Григорьева, Л.Г. Егорова  –  Тула: ТОИРО, 1996

 

31. Подростковая  делинквентность  в  России:  пути  преодоления  //  журнал

   "Детский практический психолог", №7, 1995

 

32. Руководство  по предупреждению насилия над детьми  //  под  ред. Асановой

   Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997

 

33. Рутман  А. Оказание медико-психологической   и  правовой  помощи  детям   и

   подросткам,  пострадавшим  от  насилия.   Методические   рекомендации   –

   Ярославль, Филинъ, 1996

 

34. Сафонова  Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение  с детьми – М.:  Психология

   и педагогика, 1993

 

35. Сафронова  Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата   за  жестокость:  проблемы

   профилактики  жестокого  обращения   с   детьми   в   семье  //   Народное

   образование, №5, 1995

 

36. Сборник   тезисов  международной  конференции:  Подростки  и  молодежь  в

   меняющимся обществе (проблемы девиантного  поведения) – М.: Новый  отсчет,

   2001

 

37. Соколова  Е.Т. Проективные методы  исследования  личности  – М.:  изд-во

   МГУ, 1980

 

38.  Франк  Л.  В.  Потерпевшие   от  преступления   и   проблемы   советской

   виктимологии – СПб., Медицина, 1997

 

39. Центров Е.Е.  Криминалистическое учение о  потерпевшем –  М.,  Юридическая

   литература, 1988

 

40. Цымбал  Е.И.  Правовая  защита  детей от  насилия и пренебрежения их

   основными   нуждами   //    Вестник   психосоциальной   и   коррекционно-

   реабилитационной  работы, №2, 1995

 

41. Черепанова Е.  Психологический стресс  – М.: Речь, 1997

 

42. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. Социальные  работники за

   безопасность  в семье – М.: РИК, 1999

 

43. Шакина В.А., Шакин  В.Б.  Что  мы  понимаем  под   насилием  в  семье?  //

   официальный   сайт   Иркутского   Кризисного   центра   –   e-mail:   dv-

   webmaster@projectharmony.ru

 

44. Ярославцева  Н.Д. Посттравматические стрессовые  нарушения  у  детей-жертв

   сексуального  насилия  и   оказание  им  психологической   помощи  //   Мир

   психологии, №2, 1998

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жестокое  обращение с детьми Пренебрежение основными потребностями ребенка

21.05.2010  13:03

 

 

Жестокое  обращение с детьми

Пренебрежение основными потребностями ребенка

Термин  жестокое обращение с детьми использует¬ся  в социологии, психологии, семейном и уголовном праве. В каждом случае в него вкладывается соб¬ственное содержание. Наиболее универсальным является следующее определение.

Жестокое  обращение с ребенком - это такие  дей¬ствия или бездействие родителей, лиц их заменя¬ющих или лиц, на которых возложены обязаннос¬ти по воспитанию ребенка, которые причиняют вред его психическому или физическому здоро¬вью, нарушают развитие либо создают реальную угрозу причинения таких последствий.

Жестокое  обращение с детьми широко распро¬странено  в современном обществе, поэтому  оно должно рассматриваться как социальное явление, а не как следствие психического расстройства или моральной дефектности родителей. Жестокое об¬ращение с детьми обусловлено социальной и пси¬хической незрелостью ребенка, его зависимостью от взрослых, которые превращают ребенка в удоб¬ный объект для отреагирования родителями или лицами, их заменяющими своих отрицательных эмоций, демонстрации власти и контроля.

Основными последствиями жестокого обращения  являются эмоциональные и поведенческие  нару¬шения, включая девиантное поведение; наруше¬ние социализации ребенка; трудности в создании собственной семьи, воспитании детей. Указанные последствия возникают как при физи¬ческом, психологическом или сексуальном наси¬лии, так и при пренебрежении основными потреб¬ностями ребенка.

Физическое  насилие

Физическое  насилие - это преднамеренное нане¬сение ребенку травм, которые вызывают наруше¬ния физического здоровья или  искажают его пси¬хическое развитие. Телесные наказания являются одной  из форм физического насилия.

• При  физическом насилии у ребенка могут быть следующие повреждения:

• Синяки, ссадины, кровоподтеки, раны;

• Ожоги  горячими предметами (сигаретами, утю¬гом) или жидкостями;

• Переломы или другие повреждения костей;

• Сотрясение головного мозга, повреждения внут¬ренних  органов.

Травмы  при физическом насилии имеют  неслу¬чайный характер, о чем свидетельствуют  сле¬дующие признаки:

• Множественность  повреждений;

• Синяки и ссадины по своей форме повторяют  форму предметов, которыми они были нанесены (ремень, палка, кисть руки и др.);

• Различная  давность повреждений (недавние и старые);

• Телесные повреждения сочетаются с признака¬ми  пренебрежения основными потребностями  ребенка (отставание в физическом и  психичес¬ком развитии, запущенный внешний  вид);

• Характер повреждений не соответствует тем объяснениям, которые дают родители ребенка.

 

Психологическое насилие

Психологическое или эмоциональное насилие - это  однократное или постоянное унижение, оскор¬бление или запугивание ребенка, игнорирование либо эмоциональное  отвержение его родителями. Следствием психологического насилия является нарушение психического развития ребенка, его взаимоотношений с окружающими.

К психическому насилию относят:

• Угрозы, которые ребенок воспринимает как  ре¬альные;

• Систематические  оскорбления и унижение достоинства ребенка;

• Однократное  грубое негативное психическое воздействие, которое является для ребенка  психической травмой;

• Открытая демонстрация ребенку неприязни, постоянная, необоснованная критика.

Психологическое насилие приводит к появле¬нию у ребенка следующих нарушений:

• Задержке психического развития;

• Невротических  реакций и психосоматических  расстройств (энурез, тики, заикание, нарушения  сна, кожные заболевания, боли в животе);

• Эмоциональных  расстройств (субдепрессия или депрессия, повышенная тревожность, агрессия и аутоагрессия);

• Суицидальные высказывания и суицидальные попытки;

• Трудности  общения со сверстниками (конфликтность, агрессивность, или чрезмерная уступчивость).

Сексуальное насилие

Под сексуальным  насилием понимается вовлече¬ние ребенка взрослым в совершение сексуальных действий для получения этим лицом сексуального удовлетворения. Сексуальное насилие может со¬вершаться не только с помощью физической силы или угроз, но и путем злоупотребления доверия ребенка, когда он не понимает значения соверша¬емых с ним действий либо не может оказать со¬противления.

О перенесенном сексуальном насилии свиде¬тельствуют следующие признаки:

• Повреждение  в области половых органов, вклю¬чая дефлорацию и зияние анального отверстия;

• Наличие инфекций, передаваемых половым путем;

• Психосоматические  заболевания, включая боли в нижней части живота.

У детей  дошкольного и младшего школьного  возраста заподозрить сексуальное  насилие по¬зволяют следующие поведенческие  нарушения:

• Несвойственная возрасту осведомленность о сексуальных отношениях;

• Игры откровенно сексуального характера;

• Открытая мастурбация.

У подростков о перенесенном сексуальном на¬силии свидетельствуют:

• Немотивированное ухудшение успеваемости;

• Эмоциональные  нарушения (сниженный фон настроения, вспышки агрессии);

• Девиантное поведение (злоупотребление нар¬котиками, уходы из дома);

• Беспорядочные  половые связи.

Пренебрежение основными потребностями ребенка

Пренебрежение основными потребностями ре¬бенка — это отсутствие со стороны родителей или иных лиц, их заменяющих (опекунов, попечителей, воспитателей), заботы о ребенке и его воспита¬нии. Пренебрежение основными потребностями ребенка негативно сказывается на его здоровье и приводит к задержке психического развития. Од¬ной из форм пренебрежения основными потреб¬ностями ребенка является отсутствие надзора со стороны родителей, в случае детей раннего воз¬раста это нередко приводит к несчастным случаям с ребенком.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми