Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
пострадавшего от побоев.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и
в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить,
реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У
таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание
ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в
условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами,
выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них
припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы,
неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности -
педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и
пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате
чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и
поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую
жизнь.
Список литературы
1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от
насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,
1997
2. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические
проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших
сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997
3. Антонов А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000
4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995
5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной
агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001
7. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной
терапии стрессовых
из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,
1997
8. Богачева
О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания
ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997
9. Васильев В.Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно-
психологической экспертизы
1993
10. Гайдаренко
Н.В., Ярославцева Н.Д.
обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994
11. Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-
практической конференции (
12. Ениколопов
С.Н. Дети и психология
№3, 1995
13. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования
причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок.
Исследования и опыт помощи) – М., Речь, 1998
14. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики
среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России,
2000
15. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение
личностных расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998
16. Каган В.Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопросы
психологии 1987, №2
17. Клейберг
Ю.А. Психология девиантного
Юрайт, 2001
18. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-
28
19. Кон И.С. Введение в сексологию – М.: Речь, 1997
20. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, №5,
1998
21. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье: К вопросам диагностики
психологических последствий у детей // Семейная психология и семейная
терапия, №1, 1997
22. Лубовский Д.В. Психологический тренинг для детей из трудных семей //
Детский практический психолог, №7, 1995
23. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и
детям // Семья в России, №2, 1996
24. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные
последствия // Психологический журнал, №6, 1993
25. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого
обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра "Юго-запад" Москвы] //
Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999
26. Моделирование воспитательных систем: теория – практике // под ред. Л.И.
Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд-во РОУ, 1995
27. Нагаев В.В. Преступления против половой неприкосновенности
несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита: [По
данным психологических исследований] // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной
28. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое
исследование – М.: ВНИИ Проблем исследования, 1990
29. Ольшанский Д.В. Психология масс – СПб.: Питер, 2001
30. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // сост. А.И.
Григорьева, Л.Г. Егорова – Тула: ТОИРО, 1996
31. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал
"Детский практический
32. Руководство по предупреждению насилия над детьми // под ред. Асановой
Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997
33. Рутман
А. Оказание медико-
подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации –
Ярославль, Филинъ, 1996
34. Сафонова
Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое
и педагогика, 1993
35. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы
профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное
образование, №5, 1995
36. Сборник
тезисов международной
меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет,
2001
37. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности – М.: изд-во
МГУ, 1980
38. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской
виктимологии – СПб., Медицина, 1997
39. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем – М., Юридическая
литература, 1988
40. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их
основными нуждами // Вестник психосоциальной и коррекционно-
реабилитационной работы, №2, 1995
41. Черепанова Е. Психологический стресс – М.: Речь, 1997
42. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. Социальные работники за
безопасность в семье – М.: РИК, 1999
43. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье? //
официальный сайт Иркутского Кризисного центра – e-mail: dv-
webmaster@projectharmony.ru
44. Ярославцева
Н.Д. Посттравматические
сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир
психологии, №2, 1998
Жестокое обращение с детьми Пренебрежение основными потребностями ребенка
21.05.2010 13:03
Жестокое обращение с детьми
Пренебрежение
основными потребностями
Термин жестокое обращение с детьми использует¬ся в социологии, психологии, семейном и уголовном праве. В каждом случае в него вкладывается соб¬ственное содержание. Наиболее универсальным является следующее определение.
Жестокое
обращение с ребенком - это такие
дей¬ствия или бездействие
Жестокое обращение с детьми широко распро¬странено в современном обществе, поэтому оно должно рассматриваться как социальное явление, а не как следствие психического расстройства или моральной дефектности родителей. Жестокое об¬ращение с детьми обусловлено социальной и пси¬хической незрелостью ребенка, его зависимостью от взрослых, которые превращают ребенка в удоб¬ный объект для отреагирования родителями или лицами, их заменяющими своих отрицательных эмоций, демонстрации власти и контроля.
Основными
последствиями жестокого
Физическое насилие
Физическое насилие - это преднамеренное нане¬сение ребенку травм, которые вызывают наруше¬ния физического здоровья или искажают его пси¬хическое развитие. Телесные наказания являются одной из форм физического насилия.
• При физическом насилии у ребенка могут быть следующие повреждения:
• Синяки, ссадины, кровоподтеки, раны;
• Ожоги горячими предметами (сигаретами, утю¬гом) или жидкостями;
• Переломы или другие повреждения костей;
• Сотрясение головного мозга, повреждения внут¬ренних органов.
Травмы при физическом насилии имеют неслу¬чайный характер, о чем свидетельствуют сле¬дующие признаки:
• Множественность повреждений;
• Синяки и ссадины по своей форме повторяют форму предметов, которыми они были нанесены (ремень, палка, кисть руки и др.);
• Различная давность повреждений (недавние и старые);
• Телесные
повреждения сочетаются с признака¬ми
пренебрежения основными
• Характер повреждений не соответствует тем объяснениям, которые дают родители ребенка.
Психологическое насилие
Психологическое или эмоциональное насилие - это однократное или постоянное унижение, оскор¬бление или запугивание ребенка, игнорирование либо эмоциональное отвержение его родителями. Следствием психологического насилия является нарушение психического развития ребенка, его взаимоотношений с окружающими.
К психическому насилию относят:
• Угрозы, которые ребенок воспринимает как ре¬альные;
• Систематические оскорбления и унижение достоинства ребенка;
• Однократное грубое негативное психическое воздействие, которое является для ребенка психической травмой;
• Открытая демонстрация ребенку неприязни, постоянная, необоснованная критика.
Психологическое насилие приводит к появле¬нию у ребенка следующих нарушений:
• Задержке психического развития;
• Невротических реакций и психосоматических расстройств (энурез, тики, заикание, нарушения сна, кожные заболевания, боли в животе);
• Эмоциональных расстройств (субдепрессия или депрессия, повышенная тревожность, агрессия и аутоагрессия);
• Суицидальные высказывания и суицидальные попытки;
• Трудности общения со сверстниками (конфликтность, агрессивность, или чрезмерная уступчивость).
Сексуальное насилие
Под сексуальным насилием понимается вовлече¬ние ребенка взрослым в совершение сексуальных действий для получения этим лицом сексуального удовлетворения. Сексуальное насилие может со¬вершаться не только с помощью физической силы или угроз, но и путем злоупотребления доверия ребенка, когда он не понимает значения соверша¬емых с ним действий либо не может оказать со¬противления.
О перенесенном
сексуальном насилии свиде¬
• Повреждение в области половых органов, вклю¬чая дефлорацию и зияние анального отверстия;
• Наличие инфекций, передаваемых половым путем;
• Психосоматические заболевания, включая боли в нижней части живота.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста заподозрить сексуальное насилие по¬зволяют следующие поведенческие нарушения:
• Несвойственная возрасту осведомленность о сексуальных отношениях;
• Игры откровенно сексуального характера;
• Открытая мастурбация.
У подростков о перенесенном сексуальном на¬силии свидетельствуют:
• Немотивированное ухудшение успеваемости;
• Эмоциональные нарушения (сниженный фон настроения, вспышки агрессии);
• Девиантное поведение (злоупотребление нар¬котиками, уходы из дома);
• Беспорядочные половые связи.
Пренебрежение
основными потребностями
Пренебрежение
основными потребностями ре¬