Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и
алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда – семья,
ближайшее окружение, но и макросреда – общество, его институты, в том числе
и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного
выборочного опроса (Ф.С. Махов, 1982) спиртные напитки употребляли примерно
75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но
чем раньше
ребёнок приобщается к
него потребность в нём.
Особенность
заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах,
подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах
стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход
подавленным желаниям и импульсам. Процесс формирования отношений к алкоголю
или, короче, алкогольной установке состоит в том, что знак отношения может
быть «впечатан» разными способами одновременно порознь, в сочетаниях. К
таким способам можно отнести поведенческий аспект установки, когда даже
простая имитация движений (наполнения бокалов, произнесения тостов и др.)
включает целый ассоциативный ряд, фиксирующий положительный знак. Данный
процесс может протекать совсем неосознанно.
Закономерности пьянства
a) Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство
тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-
напряжённых, конфликтных
b) Выпивка связана со
одних случаях они являются ритуалом, а в других выступает как
антинормативное поведение.
c) Основной мотив пьянства – желание чувствовать себя и казаться
сильнее; пьяные стараются
агрессивно, нарушая нормы поведения.
d) Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте – стремление
личности преодолеть тяготящее его чувство зависимости.
Что способствует
погасить
характерное состояние
избыточного самоконтроля и застенчивости.
Важную роль играют также
нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка – признак мужественности и
взрослости, средство инициации посвящения в сан пьющего. Именно групповая
выпивка является психологическим рубежом посвящения в члены группы.
Стиль алкоголизации принятой в компании, начинает восприниматься как
естественный, нормальный, окончательно формируя психологическую готовность
к некритическому восприятию алкогольных обычаев. Алкоголь становится нормой
поведения. Со временем обнаруживается жёсткая структура группы с
тенденциями асоциальной деятельности.
Лидирующая часть группы – лица, состоящая на учёте в милиции, в
инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый
новый член группы обречён на прохождение «обязательной программы»
начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в
медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями. [14]
Завершая очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую
ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может
выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают
особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической
способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных
установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.
Наркотизм (употребление наркотиков)-
Чрезвычайно серьёзная
современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп
общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих
группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно
характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных
явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно
жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации
некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих
жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления
сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это
последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств,
которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном
случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию
благополучия и эмоционального комфорта. Дальнейшему злоупотреблению
наркотиком весьма способствуют индивидуальные биологические предпосылки
будущего наркомана.
Конечно само по себе употребление наркотика не обязательно делает
человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании (А.Е. Личко, 1983)
. Единичное или редкое
. Многократное их употребление,
но без признаков
психической зависимости;
. Наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость,
поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет
физической зависимости и
мучительных ощущений абстиненции;
. Наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость;
. Наркомания III стадии – полная
психическая и физическая
Первые две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся
ко второму уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска
зависит от возраста, и от характера наркотического средства.
Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим
экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений. По наблюдениям
врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к
наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что за гранью
запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или
напитка.
Вместе с тем это групповое явление, до 90% наркоманов начинают
употреблять наркотики в
[4]
Помимо вреда для здоровья
наркотизм почти неизбежно
подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем
он
и сам начинает совершать всё
более серьёзные
Противоправное поведение
агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому.
Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде
отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в
семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически
слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.
В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у
юношей, у девушек – значительно реже. Агрессия к юношей обычно отличается в
следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам;
в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений
внутри молодёжной группы с помощью физической силы.
Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над
ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и
денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного
защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой
и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и
физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто
имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит
демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении
тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), стычки
на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного
имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением
взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки
наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать хулиганов
к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку
нравится дразнить таких взрослых. Причём даже возможное впоследствии
наказание
он расценивает как
знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях
во всём винят взрослых.
Агрессия нередко бывает
отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодёжной
группой. Непосредственный толчок к нему обычно делают сильные эмоции,
захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше, такие
эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у
школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное «лихое»,
«храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого,
пьяного или престарелого человека.
Агрессивность может
между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству
подростковыми группами обычно идёт из-за территориальных «сфер влияния»,
клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать.
Наконец, агрессивность при регулировании отношений в группе. Она
связана с установлением или сохранением определённого «порядка» в
конкретном молодёжном объединении и направлена против «предателей и
смутьянов», в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при
возникновении или распаде определённой неформальной группы. [11]
Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и
пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей.
Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки,
избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности
экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них –
своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.
Подростковые акты вандализма, как правило, совершаются сообща, в
группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная
моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные
действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент
действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит,
сами подростки ничем не могут объяснить.
Негативное явление - присвоение подростками чужих вещей, вызвано их
недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо
отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства
правонарушителей подростков не связано с направленностью на личное
обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке,
хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могут
раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают себя ворами
и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.
Свои особенности имеет
В тех семьях, где нет возможности иметь дорогие игрушки, косметику, модные
предметы женского туалета, обнаруживаются потребности в кражах. Таковые
совершаются также и при совместном проживании в общежитии.
В последние годы заметно возросли более серьёзные, сознательно
организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом).
Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют денег, которых у
подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков
на воровство.
Большое распространение
побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или
под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь