Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

жестокое обращение.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

О пренебрежении  основными потребностями ребенка  свидетельствуют следующие особен¬ности внешнего вида и поведения ребенка:

• Неряшливый вешний вид и санитарно- гигиени¬ческая запущенность;

• Отставание в физическом и психическом развитии;

• Запущенные хронические инфекционные заболевания  вследствие несвоевременно обраще¬ния за медицинской помощью;

• Назойливое приставание к взрослым, чтобы  привлечь внимание;

• Ограниченный запас знаний об окружающем мире, низкая успеваемость;

• Крайности  в общении со сверстниками и взрослыми (подчиняемость, заискивание или  агрессивность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

    Социально-психологический  аспект причин девиантного и  делинквентного

                            поведения подростков

 

 

 

                             Челябинск, 2004 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

|Введение                                                            |3     |

|I глава. Проблема  девиантного и делинквентного  поведения подростков |      |

|в психологии                                                        |      |

|1.1. Формы проявления  нарушений поведения                           |5     |

|1.2. Психологические  факторы трудновоспитуемости подростков         |8     |

|II глава. Девиантное  поведение и личность                           |      |

|2.1. Девиантные  явления в жизни подростка                           |15    |

|2.2. Личная  характеристика «трудного» подростка                     |24    |

|Заключение                                                          |28    |

|Список  литературы                                                   |30    |

 

 

 

Введение

 

   Подростковый возраст – это время становления характера. Именно  в этот

период  влияние среды, ближайшего окружения  оказывается  с  огромной  силой.

Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса  становления  его

характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями  в

этом  процессе. Нередко эмоциональное  развитие детей бывает нарушенным, а  их

поведение  трудным.  В  этой  связи  довольно  часто  возникают   осложнения

психологического  развития.  Большая  часть  этих  осложнений  является  лишь

отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.

    В этой литературе о переходном  возрасте  подростков  часто   фигурирует

понятие «трудный». Проблема  «трудных»  подростков  –  одна  из  центральных

психолого-педагогических  проблем.  Ведь  если  бы  не  было  трудностей   в

воспитании  подрастающего поколения, то  потребность  общества  в  возрастной

педагогической  психологии и частных методиках  просто отпала бы.

    Большая общественная важность  обсуждаемой проблемы становится  особенно

очевидной  в  период  построения  демократического  государства.   Непростое

экономическое  положение   страны,   крушение   прежнего   мировоззрения   и

несформированность  нового приводит к  трудностям  и  внутренним  конфликтам.

Особенно  трудно  в  этот  период  подрастающему  поколению.  Среди  молодежи

усилился  нигилизм, демонстративное и вызывающее  поведение  по  отношению  к

взрослым  поведение, чаще и в крайних формах стали  провялятся  жестокость  и

агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70%  преступлений

совершается  лицами  до  30  лет.  Среди  них  выделяются  подростки.   Рост

подростковой  преступности  увеличивается  темпами  роста  правонарушений  в

других  группах. Причем появляются все новые  виды  отклоняющегося  поведения.

Подростки   участвуют   в   военизированных    формированиях    политических

организаций  экстремистов,  в  рэкете,  сотрудничают  с  мафией,  занимаются

проституцией  и сутенерством, совершают экономические  преступления.

    Корректирование  отклоняющегося   поведения   современного   «трудного»

подростка  возможно.   Необходимо   разбираться   не   только   в   сущности

происходящих  общественных процессов, но  и  знать  норму  и  патологического

поведения, психологические  факторы  трудновоспитуемости,  формы  проявлений

нарушения  поведения  возрастные  особенности  психики,   основные   причины

появления «трудных» детей и подростков.

    Целью  данной  работы  является   рассмотрение   социо-психологического

аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.

    Объект – социально-психологические  причины девиантного и делинквентного

поведения.

    Субъект – подростки с отклоняющимся  поведением.

    Задачи:

        1. Выявить, как проявляются нарушения  поведения у подростков.

        2.   Определить   психологические    факторы    трудновоспитуемости

           подростков.

        3. Выявить, как проявляется девиация  в жизни подростка.

        4. Определить, какая связь между  девиантным поведением и  личностью

           подростка.

 

    Методы:

        1. Сбор необходимой литературы.

        2. Изучение литературы.

        3. Описание.

        4. Анализ.

 

I Проблема  девиантного и делинквентного  поведения подростков в психологии.

 

1.1. Формы  проявления нарушений поведения.

 

    Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение  с  какой-то

нормой,  проблемное  поведение  часто  называют  девиантным,  отклоняющимся.

Девиантное  поведение – это система поступков, отклоняющихся от  общепринятой

или подразумеваемой  нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

    Девиантное поведение  подразделяется  на  две  большие  категории.  Во-

первых,  это  поведение,  отклоняющееся  от  норм   психического   здоровья,

подразумевающее наличие явной или  скрытой  психопатологии. Во-вторых,  это

поведение  антисоциальное,  нарушающее  какие-то  социальные  и   культурные

нормы, особенно правовые. Когда такие  поступки  сравнительно  незначительны

их  называют правонарушениями, а когда  серьёзны и  наказываются  в  уголовном

порядке   –   преступлениями.   Соответственно   говорят   о   делинквентном

(противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[3]

    Делинквентность обычно начинается  со школьных прогулов и   приобщения  к

асоциальной  группе  сверстников.  За  этим  следует   мелкое   хулиганство,

издевательство  над младшими и слабыми , отнимание  мелких карманных  денег  у

малышей,  угон  (с  целью  покататься)  велосипедов   и   мотоциклов.   Реже

встречаются  мошенничество  и  мелкие   спекулятивные   сделки,   вызывающее

поведение в общественных местах.  К  этому  могут  присоединиться  «домашние

кражи»  небольших сумм денег. Все эти  действия в несовершеннолетнем  возрасте

не  являются поводом для наказания  в соответствии с УК.

    Однако подростки могут проявлять  большую делинквентную активность и тем

причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит  наиболее

частой  причиной для разбирательств в комиссиях  по делам несовершеннолетних.

    Юношеский возраст вообще и  ранняя  юность  в  особенности   представляют

собой группу риска.

    Во-первых,  сказываются  внутренние  трудности  переходного   возраста,

начиная с психогормональных процессов  и кончая перестройкой Я-концепции. Во-

вторых, пограничность и неопределённость социального  положения  подростков.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой  механизмов  социального

контроля: детские формы контроля  уже  не  действуют,  а  взрослые  способы,

предполагающие  дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или  не окрепли.

    Подростковая делинквентность   в  подавляющем  большинстве имеет чисто

социальные  причины-недостатки  воспитания  прежде  всего.  От  30  до   85%

делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или  в

семье деформированной – с недавно  появившимся  отчимом,  реже,  с  мачехой.

Росту делинквентности среди подростков  сопутствуют  социальные  потрясения,

влекущие  безотцовщину и лишающие семейной опеки. [7]

    Делинквентность далеко не всегда  связана  с  аномалиями  характера,  с

психопатологиями. Однако при некоторых из  этих  аномалий,  включая крайние

варианты  нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость  в

отношении неблагоприятного воздействия непосредственного  окружения,  большая

податливость  пагубным влияниям. [6]

    Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии,

называемом  социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти  формы,

они почти  всегда  характеризуются  плохими  отношениями  с  другими  детьми,

которые  проявляются  в  драках,  ссорах,  или,  например,   агрессивностью,

демонстративным неповиновением, разрушительными  действиями  или  лживостью.

Они также  могут включать антиобщественные поступки,  такие,  как  воровство,

прогулы  школы  и  поджоги.  Между  этими   различными   формами   поведения

существуют важные связи. Они проявляются в том,  что те  дети,  которые в

раннем  школьном возрасте были агрессивными и  задиристыми,  став  старше,  с

большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

    Синдром  социальной  дезадаптации  гораздо   чаще   встречается   среди

мальчиков. Что отчётливо проявляется в  случаях  антиобщественных  поступков.

Подросткам с  так называемыми  социализированными  формами  антиобщественного

поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более  того, они  легко

приспосабливаются к социальным нормам,  внутри  тех  антиобщественных  групп

друзей  чем  родственников,  к  которым  принадлежат.   Такие   дети   часто

происходят из больших  семей, где применяются неадекватные меры воспитания  и

где  антиобщественные  формы  поведения  усваиваются  из   непосредственного

семейного окружения.

    Наоборот, плохо  социализированный,  агрессивный   ребёнок  находится  в

очень плохих отношениях с другими детьми  и  со  своей  семьёй.  Негативизм,

агрессивность,  дерзость  и  мстительность  –   вот   основные   черты   его

характера.[10]

    Все формы  отклоняющего  поведения   закономерно  приводят  к   нарушению

законодательных норм. Выход за  рамки  социальных  правил,  сопровождающийся

необычайной  жестокостью,  всегда  подозрителен  как  возможная  психическая

аномалия.

    Девиантные и делинквентные   формы  поведения  –  это   приспособление  к

социальным  и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и  осуждаемое

обществом за свой экстремизм. [5]

 

1.2. Психологические  факторы трудновоспитуемости подростков.

 

    Многие  причины,  порождающие   нарушение  норм  поведения   подростков,

удаётся выявить и  своевременно  устранить.  Вместе  с  тем  среди  факторов

девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и  устранения

которых ещё не найдены действенные средства.

    В полной мере к этой категории  могут  быть отнесены факторы   психолого-

педагогического характера. Так, всё чаще  при  выяснении  причин  и  условий

нарушения подростками норм и  правил  поведения   мы  обращаемся  к  анализу

психологического  климата  семьи,  эмоционально-  психологических  отношений

подростка  со  сверстниками  и  взрослыми.  Отклоняющее  поведение   нередко

объясняют тем, что  ребёнок,  подросток  или  юноша  не  может  правомерными

средствами  удовлетворить  свои  социально-психологические   потребности   в

признании,   доверии,   самоутверждении.   Значительная   часть    нарушений

дисциплины   совершается   подростками   в   состоянии   сниженного   уровня

психологической деятельности или в пограничном  между  нормой  и  патологией

состоянии.

    Поэтому предупреждение и преодоление  трудностей в  воспитании  учащихся

подростков  зависит  от  правильности  и   полноты   определения   факторов,

порождающих и обуславливающих девиации.

       Отечественные  психологи   и  многие  современные  зарубежные  учёные

отрицают  решающее  влияние  на  поведение  «трудных»  детей   генетического

фактора, наследственной отягощённости  их  сознания  и  действий.  Природные

предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.

    Претерпевая качественныё изменения,  действуют они  не  прямо,  а  через

специальные факторы.

    Формирование  преступных   тенденций   большинством   авторов   принято

рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных  причин.

Социальное   влияние   (Внутрисемейные   конфликты,   воздействие    примера

подростковых  групп,  информационный   климат,   преобладание   определённых

ценностей в обществе и  т.д.) выступает в качестве  патогенного внешнего

Информация о работе Жестокое обращение с детьми