Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
О пренебрежении
основными потребностями
• Неряшливый вешний вид и санитарно- гигиени¬ческая запущенность;
• Отставание в физическом и психическом развитии;
• Запущенные хронические инфекционные заболевания вследствие несвоевременно обраще¬ния за медицинской помощью;
• Назойливое приставание к взрослым, чтобы привлечь внимание;
• Ограниченный запас знаний об окружающем мире, низкая успеваемость;
• Крайности в общении со сверстниками и взрослыми (подчиняемость, заискивание или агрессивность).
Курсовая работа
Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного
поведения подростков
Челябинск, 2004 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|Введение
|I глава. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков | |
|в психологии
|1.1. Формы проявления нарушений поведения |5 |
|1.2. Психологические
факторы трудновоспитуемости
|II глава. Девиантное
поведение и личность
|2.1. Девиантные
явления в жизни подростка
|2.2. Личная
характеристика «трудного»
|Заключение
|Список
литературы
Введение
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот
период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его
характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в
этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их
поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения
психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь
отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
В этой литературе о
понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных
психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в
воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной
педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно
очевидной в период построения демократического государства. Непростое
экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и
несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам.
Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи
усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к
взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и
агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений
совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост
подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в
других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Подростки участвуют в военизированных формированиях политических
организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются
проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.
Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного»
подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности
происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического
поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений
нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины
появления «трудных» детей и подростков.
Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического
аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков.
Объект – социально-
поведения.
Субъект – подростки с
Задачи:
1. Выявить, как проявляются
2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости
подростков.
3. Выявить, как проявляется
4. Определить, какая связь между
девиантным поведением и
подростка.
Методы:
1. Сбор необходимой литературы.
2. Изучение литературы.
3. Описание.
4. Анализ.
I Проблема
девиантного и делинквентного
поведения подростков в
1.1. Формы
проявления нарушений
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то
нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.
Девиантное
поведение – это система
или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение
первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья,
подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это
поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные
нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны
их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном
порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном
(противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[3]
Делинквентность обычно
асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство,
издевательство над младшими и слабыми , отнимание мелких карманных денег у
малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже
встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее
поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние
кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте
не являются поводом для наказания в соответствии с УК.
Однако подростки могут
причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее
частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют
собой группу риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста,
начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-
вторых,
пограничность и
В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального
контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы,
предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто
социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85%
делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в
семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой.
Росту
делинквентности среди
влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. [7]
Делинквентность далеко не
психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние
варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в
отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая
податливость пагубным влияниям. [6]
Появление социально
называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы,
они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми,
которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью,
демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.
Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство,
прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения
существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в
раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с
большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди
мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков.
Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного
поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко
приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп
друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто
происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и
где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного
семейного окружения.
Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в
очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм,
агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его
характера.[10]
Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению
законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся
необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая
аномалия.
Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к
социальным
и психологическим реалиям
обществом за свой экстремизм. [5]
1.2. Психологические
факторы трудновоспитуемости
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков,
удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов
девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения
которых ещё не найдены действенные средства.
В полной мере к этой
педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий
нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу
психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений
подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко
объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными
средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в
признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений
дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня
психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией
состоянии.
Поэтому предупреждение и
подростков зависит от правильности и полноты определения факторов,
порождающих и обуславливающих девиации.
Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные
отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического
фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные
предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.
Претерпевая качественныё
специальные факторы.
Формирование преступных тенденций большинством авторов принято
рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных причин.
Социальное влияние (Внутрисемейные конфликты, воздействие примера
подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых
ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего