Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной
литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.
Введение 3
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на
ребенка 4
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая
заброшенность 11
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных
семьях 16
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 19
Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 21
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 26
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по
отношению к детям 26
4.2 Анализ позиций насилия 32
Заключение 41
Список литературы 44
и в котором права ребенка
не соблюдаются или попираются.
формировании девиантного поведения могут участвовать и
психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать
односторонней психиатризации
понятия девиантного
связанного с ним
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазов
Б. Н. Психологическая
несовершеннолетних. - Свердловск, 1985
2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997
3. Кон
И. С. Психология ранней
4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980
5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001
6. Личко
А. Е. Типы акцентуаций
у подростков. - М., 1999
7. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983
8. Личность преступника. - М., 1975
9. Можгинский
Ю. Б. Агрессия подростка:
- СПб., 1999
10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987
11. Степанов
В. Г. Психология трудных
12. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией
Татенко В. А. - Киев, 1985
13. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. – М. :Знание, 1978
14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? – М., 1988
План:
I Введение
II Виды неблагополучных семей
1). Алкогольная семья
2). Криминально - аморальная семья
3). Аморально - асоциативная семья
4). Конфликтная семья
5). Педагогически несостоятельная семья
III Ошибки воспитания детей
IV Психологическая помощь детям
из неблагополучных семей
Мы привыкли рассматривать
человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более
пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще
напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных
обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы.
Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но
слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и
глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло
оставаться «частным делом»... Число детей, живущих в неблагополучных
семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.
Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона
ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число
исков
о лишении родительских прав. На
учете в милиции сегодня
родителей,
оказывающих отрицательное
выборочных исследований показывают, что в последнее время большое
распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное.
По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно
часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и
физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами.
Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в
возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприят-ных семей было обнаружено:
детей из таких семей в 7 раз больше супцидных попыток, в 3 раза больше
вероятность
помещения в детский дом или
сходные государственные
в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность
психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного
поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно
дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать
решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют
беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он
жить на улице, ночевать где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не
умереть с голоду? По моему ответ ясен. Очевидно часть проблем может
объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется что сегодня нужна
государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.
Мы говорим о детях из
неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в
неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья? Односложно
ответить невозможно. Ведь все в мире относительно - и благополучие и
неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более
выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын-
трава, ничем их не проймёшь. Стало быть говорить о ребенке из
неблагополучной семьи - значит говорить:
1). Какие бывают неблагополучные семьи
2). Какие бывают дети со своими психологическими и
психопатологическими проблемами, поверженные
чрезмерному регулированию на семейное неблагополучие.
3). Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к
обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы.
4).
Как больной ребенок может
нарушать спокойствие семьи,
родителей раздражение, злость, нетерпеливость и т.д. т.е. превращать
семью в неблагополучную, а последняя в свою очередь может еще больше
усугублять психическое состояние ребенка.
5). Что должны - предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, - ведь он не
виноват, что живет в неблагополучной семье.
Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним
антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о
которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не
менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно,
семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако
в большинстве
случаев понятие неблагоприят-
в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует.
Разные бывают семьи, разные встречают-ся дети, так что только система
отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная
или неблагополучная.
Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым
воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранпирен-
ными
условиями и т.д. Порой неполная
семья более полезна для
неполноценная. Хотя и полная (скажем отец пьяница, терроризирующий семью,
потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее
воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители,
чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют
ребенку, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души
маленького человека.
Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не
задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и
исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня , как вели себя
родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще
какими-нибудь, но в любом случае - несчастливыми. Дефекты воспитания - это
есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни
материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень
благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда
ведет к неблагополучию психичес-кого развития ребенка. Не в смысле
поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле
дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно
характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с
другими людьми, таково и его счастье.
Одним из самых мощных
только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей.
Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и
во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.
Какой бы аспект проблемы
физического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены
говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего
явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще
отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и
попадают в детские дома и т.д.
Подавляющее большинство
приводим, так или иначе имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда
рас-сказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы
трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли.
Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим. Всем миром нужно
бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей.
Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в
силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство -
причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В
подавляющем
числе случаев различные
вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством,
плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся
невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные
дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или
пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым
пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.
Психологические особенности
Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что те - плохие
родители. Поэтому детис стремятся всеми силами скрыть позор семьи. Дети не
могут откровенно говорить о своей семье ни с друзья-ми, ни с учителями.
Привычка к сокрытию обуслав-ливает необходимость игнорировать реальность.
Секретность, увертки, обман становится обычными компонентами жизни. В
результате каждый становит-ся подозрительным и злобным. Уроки выученные в
детстве, подкрепляются тем, что члены семьи никогда не обсуждают честно,
что не происходит. И открытые коммуникации перестают существовать. Секреты
неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше
запутанности вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции,
одиночест-ва.
В алкогольной семье очень часты смерть. Подобно тому как надо
скрывать пьянство, необходимо и ссоры держать в секретности, потому что
произош-ла по их вине. Ссоры как на вербальном уровне, так и сопровождаемые
физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на
ребенка. Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг
друга, спорят, шумят, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль
взаимо-отношений между людьми вообще. «Москаленко»
В алкогольных семьях как
часто не выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это
угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети
никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. И будучи
взрослыми, они продолжа-ют предчувствовать разочарования, не доверяют как в
случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь
постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из
таких семей. Они могут оставаться инфальтильными, незрелыми в отношениях со
сверстниками. «Москаленко» В то же время дети в таких семьях вынуждены
быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себя ответ-ственными за
младших братьев и сестер. Пьющие родители нуждаются в их физической и
эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей,
делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети
становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию
семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они
упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили и они
продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитающую им долю внимания,
детских радостей. Они не понимают легкомыслия, привольности. Такие люди не
умеют наслаждаться жизнью.
Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем
воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть
царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают
через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом,
либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю