Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:18, лекция
Существуют три основные формы бактерий – шаровидная, палочковидная и спиралевидная, большая группа нитчатых бактерий объединяет преимущественно водные бактерии и не содержит патогенных видов. Палочковидные бактерии имеют строго цилиндрическую или овоидную форму, концы палочек могут быть ровными, закругленными, заостренными. Палочки могут располагаться попарно в виде цепочек, но большинство видов располагается без определенной системы. Длина палочек варьирует от 1 до 8 мкм.
1.Бактерии: строение, характеристика по группам, пищевое значение.
2. Строение бактерий
Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает защитные силы организма, ограничивает возможность заболеваний дыхательных путей, улучшает эластичность сосудов (нормализует проницаемость капилляров). Витамин оказывает благоприятное действие на функции центральной нервной системы, стимулирует деятельность эндокринных желез, способствует лучшему усвоению железа и нормальному кроветворению, препятствует образованию канцерогенов. Большие дозы полезны для больных сахарным диабетом, заядлых курильщиков, женщин, пользующихся противозачаточными препаратами, для пожилых людей с пониженной способностью пищеварительного тракта всасывать витамины.
Недостаток
проявляется в быстрой
Содержится в свежих растениях: шиповнике, кизиле, черной смородине, рябине, облепихе, цитрусовых плодах, красном перце, хрене, петрушке, зеленом луке, укропе, кресс-салате, краснокачанной капусте, картофеле, брюкве, капусте, в овощной ботве. В лекарственных растениях: крапиве, будре, любистоке, в лесных плодах.
Оптимальная потребность в витамине С для взрослого человека 55 - 108 мг, беременных и кормящих женщин - 70-80 мг, детей первого года жизни - 30-40 мг.
Витамин С очень нестойкий. Он разлагается при высокой температуре, при соприкосновении с металлами, при долгом вымачивании овощей переходит в воду, быстро окисляется. При хранении овощей, фруктов и ягод содержание витамина C быстро уменьшается. Уже через 2 - 3 месяца хранения в большинстве растительных продуктов витамин С наполовину разрушается. В свежей и квашенной капусте в зимний период сохраняется больше витамина С, чем в других овощах и фруктах - до 35%. Еще больше разрушается при кулинарной обработке, особенно при жарении и варке - до 90%. Например, при варке очищенного картофеля, погруженного в холодную воду, теряется 30% - 50% витамина, погруженного в горячую, - 25% - 30%, при варке в супе - 50%. Для большего сохранения витамина С овощи для варки следует погружать в кипящую воду. Витамин С легко переходит в воду, поэтому варка картофеля в кожуре сокращает потери витамина С вдвое по сравнению с варкой очищенного картофеля.
Человек, в отличие от подавляющего большинства животных, не способен синтезировать витамин С, и все необходимое количество его получает с пищей, главным образом с овощами, фруктами и ягодами. В организме витамин не накапливается. Витамин С из естественных источников действует много эффективней, чем синтетический.
Ниацин входит в состав ферментов, участвующих в клеточном дыхании и обмене белков, регулирующих высшую нервную деятельность и функции органов пищеварения. Используется для профилактики и лечения пеллагры, заболеваний желудочно-кишечного тракта, вяло заживающих ран и язв, атеросклероза.
При передозировке или при повышенной чувствительности могут возникать покраснение лица и верхней половины туловища, головокружение, чувство прилива к голове, крапивница. При быстром внутривенном введении возможно сильное понижение артериального давления.
Основными источниками витамина РР служат мясо, печень, почки, яйца, молоко. Содержится витамин PP также в хлебных изделиях из муки грубого помола, в крупах (особенно гречневой), бобовых, присутствует в грибах.
Суточная потребность в витамине РР взрослого человека составляет 14-18 мг; беременных и кормящих - 19-21 мг; детей первого года жизни - 5-7 мг. Витамин РР может синтезироваться в организме человека из незаменимой аминокислоты триптофана, входящей в состав белков.
Витамин РР относительно устойчив к тепловой обработке. Необходимо учитывать, что в зерновых продуктах, особенно в кукурузе, большая часть ниацина находится в связанной форме (ниацитин), эта часть витамина становится доступной только после интенсивной тепловой обработки. В бобовых и продуктах животного происхождения связанная форма отсутствует.
Методы определения качества продовольственных товаров.
В зависимости
от средств анализа и измерения
показатели качества определяют органолептическим,
инструментальным (лабораторным), а
также экспертным, измерительным, регистрационным,
расчетным или социологическим
методами.
Органолептический метод — это метод определения показателей
качества продукции на основе анализа
восприятий органов чувств — зрения, обоняния,
слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность
такой оценки зависят от квалификации,
навыков и способностей работника, а также
от условий проведения анализа. Достоинства
органолептического метода: дешевый, быстрый,
доступный, а недостатком является субъективность
(неточность). В определении качества пищевых
продуктов важную роль играет зрение (зрительные
ощущения). Оценка осуществляется
в определенной последовательности и
при соблюдении необходимых условий. Сначала
осматривают товар снаружи и проверяют
сопроводительные документы. При оценке
товара определяют сначала внешний вид,
форму, цвет, блеск, прозрачность и другие
свойства. Внешний вид характеризует общее
зрительное впечатление о продукте, а
цвет — впечатление, вызванное отраженными
световыми лучами видимого света. После
этого определяют запах, консистенцию
и, наконец, оценивают вкус (сочность, крошливость,
вкусность). Цвет (окраску) продукта определяют
по эталонам (жареный кофе), по цветовой
шкале (чай) или по специальным прописям
(вино). Блеск характеризуется способностью
продукта отражать большую часть лучей
и зависит от гладкости его поверхности
(например, блеск или люстр крахмальных
зерен). Прозрачность определяют у жидких
продуктов (вино, соки), при этом оценивают
степень прохождения света через слой
жидкости определенной толщины, отмечают
содержание осадка или мути. Визуально
определяют также наличие на поверхности
продукта плесени или слизи, характер
рисунка поверхности или разреза, наличие
посторонних включений, признаков брожения
и т. п.
С помощью обоняния определяют
такие свойства товара, как запах, аромат,
букет. Запах определяется при возбуждении
рецепторов обоняния, расположенных в
самой верхней части носовой полости.
Поскольку ротовая полость сообщается
с носовой, то обонятельное ощущение часто
сливается с вкусовым. Интенсивность запаха
зависит от количества выделяемых из продукта
летучих веществ и от его химической природы.
Для лучшего восприятия запаха создают
условия, способствующие испарению пахучих
веществ, например увеличивают поверхность
или повышают температуру продукта. Так,
запах растительного масла определяют
после растирания его по тыльной стороне
ладони, а запах муки и крупы — после согревания
их в ладони дыханием; запах муки устанавливают
и после некоторого настаивания ее в теплой
воде. При определении запаха продуктов
с плотной консистенцией (мяса, рыбы) применяют
«пробу иглой» или «пробу на нож». При
этом деревянную иглу или подогретый нож
вводят глубоко в те части продукта, которые
наиболее подвержены порче, и после извлечения
быстро определяют запах.
Осязательными
(тактильными) ощущениями определяют консистенцию,
температуру, особенности физической
структуры продукта, степень его измельчения
и некоторые другие свойства. Консистенцию
проверяют прикосновением к продукту
рукой, легким прощупыванием продукта
указательным и большим пальцами, а также
приложением усилий — нажатием, надавливанием,
прокалыванием, разрезанием (фарш, желе,
мясо, джем), размазыванием (паштет, повидло,
джем), разжевыванием (хруст капусты, огурцов,
сухарей), постукиванием мороженных товаров.
С помощью осязания можно получить представление
об упругости охлажденных мяса и рыбы
или клейковины пшеничного теста, о пропеченности
мякиша хлеба, степени измельчения муки.
При оценке консистенции учитывают нежность,
сочность, упругость, твердость, рассыпчатость,
крошливость, мягкость, однородность,
присутствие твердых частиц (например,
крупинок в паштете или песка в томатопродуктах).
Вкус и вкусовые ощущения имеют наибольшее значение
при оценке качества товаров. Вкус — это
ощущение, которое возникает при возбуждении
вкусовых рецепторов, расположенных во
вкусовых сосочках слизистой оболочки
верхней стороны языка. Вкус вызывают
только вещества, растворимые в воде или
слюне, а на вкусовые ощущения оказывают
влияние также консистенция и запах продукта.
Различают четыре основных вкуса: горький, сладкий,
кислый и соленый. Они образуют сложные
вкусы — кисло-сладкий (вкус плодов и ягод),
кисло-соленый (квашеных овощей), сладковато-горький
(шоколада). Вкусовые ощущения могут быть
различными: вкус вяжущий, острый, терпкий,
едкий, освежающий, жгучий, маслянистый,
мучнистый.
Вкус и вкусовые ощущения зависят от температуры
их определения. Сладкий вкус лучше проявляется
при температуре 37"С, соленый — при
18, а горький — при 10°С. При температуре
0°С вкусовые ощущения резко ослабевают
или исчезают. Поэтому рекомендуется определять
вкус продукта при температуре 20—40"С.
^ Звуковыми и слуховыми ощущениями пользуются при оценке зрелости
арбузов, при определении насыщенности
шампанского и газированных напитков
углекислым газом и в некоторых других
случаях.
Естественная убыль: понятие, характеристика видов, порядок списания.
Естественная убыль - количественные
потери, вызываемые процессами, которые
свойственны товарам и происходят при
их транспортировании и хранении. Причинами возникновения естественной
убыли служат следующие процессы: испарение
воды, или усушка: распыл (распыление);
разлив (размазывание); улетучивание веществ;
впитывание жидкой фракции пищевого продукта
в упаковку; бой стеклянной или раздавливание полимерной
тары.
Предреализационные потери или отходы,
вызывают процессы (операции), связанные
с подготовкой
товаров к продаже. Эти потери бывают:
- ликвидные (не подлежат дальнейшей реализации. Например, хвостики от колбас);
- неликвидные (подлежат дальнейшей реализации. Например, косточки у окорока).
К отходам относятся:
- удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на пром-переработку;
- отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его (загнивание, плесневение);
- раскрошка товаров при разделении на части (рубка мяса, резка масла, сыров). Или при транспортировании, хранении, взвешивании (печенье, сухари, халва);
- отделение от основной массы товара его составных компонентов - воды, жиров (отделение бульона от вареных колбас, пахты - от сливочного масла, сырной сыворотки от сыров и т.д.).
Материальные потери - это потери, вызванные частичной либо полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении.
Количественные
или естественные потери относятся
к нормируемым и списываются
за счет издержек обращения и на
основании утвержденных норм, а качественные
потери относятся к актируемым и списываются
на основании актов. Для многих продуктовых
и непродуктовых товаров установлены
нормы естественных потерь.
Естественная убыль возникает в результате:
- усушки и выветривания;
- раструски и распыла (мука, крупа);
- раскрошки, образующейся при продаже
товаров, при нарезке и разрубе мяса, колбасы,
сыра и других товаров, за исключением
карамели обсыпной и сахара-рафинада;
- утечки (таяние и просачивание замороженных
продуктов);
- розлива при перекачке и продаже жидких
товаров;
- расходов веществ на дыхание (плодоовощная
продукция);
- удаления полимерной пленки, фольги и
пергамента при продаже сыров, поступивших
упакованными в указанные материалы, а
также концов оболочек, шпагата и металлических
зажимов при подготовке к продаже колбасного
копченого сыра.
Кроме того, возможны порча и повреждение
товаров в процессе их транспортировки,
хранения, продажи.
К естественной убыли не относят:
- потери от брака;
- потери товаров при хранении и транспортировке,
вызванные: нарушением требований стандартов,
технических и технологических условий;
нарушением правил технической эксплуатации;
повреждением тары; несовершенством средств
защиты товаров от потерь; состоянием
применяемого технологического оборудования;
- потери товаров при ремонте или профилактике
применяемого для хранения и транспортировки
технологического оборудования; при внутрискладских
операциях; при авариях и других чрезвычайных
обстоятельствах;
Характеристика функциональных потребительских свойств непродовольственных товаров.
Функциональные,
социальные, классификационные и
универсальные свойства составляют
подгруппу которая входит в группу
назначения товаров. Назначение – способность
товаров удовлетворять
Назначение относится к одному из определяющих свойств товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищают организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, то их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения.
Рассмотрим более подробно функциональные свойства.
Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции, это решающие свойства товара, значимость его подчеркивается в ст. 4 ,,Закона о защите прав потребителей”.
Эти свойства чаще
всего удовлетворяют
Каждое из указанных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (Дж), а биологическая оценивается по количеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных веществ. Функциональные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством и качеством выстиранного белья.
Вместе с тем существует достаточно многочисленная группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых обуславливают удовлетворение только социальных потребностей, например ювелирные изделия, антикварные предметы, музыкальные товары.
При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающее наиболее полное удовлетворение потребностей.
Характеристика эргономических потребительских свойств непродовольственных товаров.
Эргономические свойства – способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.
Эргономика – наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.
Эргономические свойства удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик эргономические свойства подразделяют на подгруппы: антропометрические, психологические и психолого-физиологические.
Антропометрические свойства –способность товаров при потреблении соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.
Данные свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропологических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.
В разных регионах Земли антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии и т.д.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше отечественной при одинаковой маркировке размера.
Для устранения этих барьеров в международной торговле промышленность многих развитых стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количества. Так, для одежды во многих азиатских и некоторых европейских странах применяют всего пять размеров: S, M, L, XL и XXL.
Показателями антропометрических свойств могут служить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техники, канцелярских товаров и др. диаметры ручек, карандашей, фломастеров не случайны, они отражают антропометрические характеристики руки человека. При большем или меньших их размерах наступает быстрое утомление, возникает чувство неудобства.
Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю.
Одним потребителям душевный комфорт могут создавать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения Ко многим непродовольственным товарам, особенно сложно техническим так же предъявляются определенные психологические требования. Например, бытовая аудио- и видеотехника должна соответствовать психологическим возможностям человека воспринимать звуковую и визуальную информацию. Так, повышенная громкость звучания, большое количество кадров или строк в единицу времени вызывает быструю утомляемость, сильную возбудимость нервной системы.
Информация о работе Значение бактерий в природе и жизни человека. Пищевые отравления