Административная ответственность граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 10:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы определила цель дипломной работы: провести анализ действующего законодательства Российской Федерации и субъектов РФ в области правового регулирования административной ответственности, выявить проблемы привлечения граждан к административной ответственности; сформулировать выводы и предложения по совершенствованию правового обеспечения этой деятельности. Объектом дипломной работы являются правовые отношения, связанные с совершением административного правонарушения и применением мер административного воздействия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1.Общие положения об административной ответственности…………….5
1.1. Понятие административной ответственности………………………...5
1.2. Нормативное основание административной ответственности……..10
2. Административное правонарушение как основание административной ответственности………………………………………………………………….17
2.1. Понятие административного правонарушения……………….…...17
2.2. Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления………………………………………………...20
2.3. Состав административного правонарушения………………………..25
3. Теоретические и практические проблемы привлечения к административной ответственности граждан………………………………….37
3.1. Общие положения и практика привлечения граждан к административной ответственности…..……………………………………….37
3.2. Проблемы привлечения граждан к административной ответственности ………………………………………………………………..56
Заключение………………………………………………………………………66
Список используемой литературы………………………………………..69

Файлы: 1 файл

Административная отвественность граждан.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

                     С учетом  конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем  административное  правонарушение  в  возрасте  от  шестнадцати   до  восемнадцати  лет, комиссией  по делам  несовершеннолетних   и защите  их прав  указанное  лицо  может быть  освобождено  от административной ответственности  с применением   к нему  меры  воздействия, предусмотренной   федеральным законодательством  о защите  прав  несовершеннолетних.

                       Не подлежит  административной  ответственности  физическое  лицо, которое  во время  совершения противоправных  действий  (бездействия)  находилось  в состоянии  невменяемости, то есть  не могло осознавать  фактический характер  и  противоправность  своих действий (бездействия)  либо руководить  ими  вследствие  хронического  психического расстройства, временного  психического расстройства, слабоумия  или иного  болезненного  состояния  психики.

                           При малозначительности  совершенного  административного  правонарушения   судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело      об  административном       правонарушении,       могут освободить лицо,

     

          совершившее  административное  правонарушение, от административной  ответственности и ограничиться  устным замечанием.

                       Обстоятельствами,  смягчающими   административную  ответственность,  признаются:

                      1) раскаяние  лица,  совершившего   административное   правонарушение;

                       1.1  добровольное сообщение   лицом  о совершенном им административном  правонарушении;

                      2)  предотвращение лицом, совершившим   административное  правонарушение,  вредных   последствий   административного   правонарушения, добровольное  возмещение  причиненного ущерба  или устранение  причиненного вреда;

                      3)  совершение  административного  правонарушения  в состоянии   сильного и душевного волнения  (аффекта)  либо при стечении  тяжелых  личных  или семейных  обстоятельств;

                      4)  совершение  административного  правонарушения  несовершеннолетним;

                      5)  совершение административного  правонарушения  беременной  женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка 3.

                     Обстоятельствами  отягчающими   административную  ответственность, признаются:

                      1) продолжение  противоправного  поведения, не смотря  на требование  уполномоченных  на то лиц прекратить  его;

                      2) повторное совершение однородного   административного  правонарушения, если за совершение первого административного   правонарушения  лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение   которого  лицо  считается  подвергнутым административному  наказанию;

                    3) вовлечение  несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

                    4) совершение административного  правонарушения группой лиц;

                    5) совершение административного  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других  чрезвычайных обстоятельствах;

                    6) совершение административного  правонарушения в состоянии опьянения.

1.2. Нормативное  основание административной ответственности

                     Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

                     - ее общие положения и принципы;

                     - систему административных наказаний,  их размеры и принципы их  применения;

                     - составы административных правонарушений;

                     - круг  субъектов, имеющих   право налагать административные  наказания;

                     - производство по делам об  административных правонарушениях;

                     - исполнение  постановлений  о  назначении административных наказаний.

                      До вступления в силу нового  КоАП РФ федеральные нормы  об административной  ответственности  были  помещены в десятки актов  федеральных органов. С 1 июля 2002 года на федеральном уровне  круг  источников, содержащих  материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко  сокращен. Соответствующий  правовой  массив  кодифицирован.  Фактически монопольным  источником  федеральных норм об административной ответственности  стал  КоАП РФ. Однако у этой монополии есть исключения:

                  1) административная ответственность  за нарушение налогового  законодательства  налогоплательщикам и налоговым  агентам по прежнему  регламентируется  НК РФ4;

                  2)   вопросы  принудительного  исполнения   постановлений о   применении  таких   взысканий,   как штраф   и конфискация, наряду с КоАП РФ   регулируются  Федеральным законом  «Об исполнительном производстве»5;

                   3)  ряд вопросов  производства  в судах  по делам об административных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;

                   4)   если уголовная   ответственность   регулируется   только  федеральными  законами, то административная –  и федеральными (в  основном), и  субъектов РФ (частично).  Очень важно, что осуществлена кодификация этой   подотрасли  административного права.  Теперь  административная ответственность регулируется  специальными  кодифицированными актами  РФ  и ее субъектов6.

                  Статья 1.2. КоАП РФ  четко закрепляет  задачи законодательства об административных правонарушениях. Это, прежде всего, предупреждение   правонарушений.  Назначение  административных  наказаний  виновным лицам, процедура  привлечения к ответственности  должны  предупреждать совершение  новых административных правонарушений как виновными (частная превенция), так и иными гражданами  (общая превенция).

                  Важнейшей  задачей законодательства  об административных  правонарушениях  является защита:

                   а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;

                   б) установленного порядка осуществления  государственной и муниципальной  власти, прав их органов и должностных  лиц;

                   в)  общих для  граждан, организаций,  общества публичной власти ценностей:    санитарно - эпидемиологического    благополучия,   общественной 

          нравственности, общественного порядка  и общественной безопасности, собственности,  законных экономических  интересов.

                    Вместе  с  другими   нормами   административного права законодательство об административных правонарушениях призвано  обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а так же регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.).

                     КоАП РФ – основной закон,  регулирующий административную  ответственность. КоАП РФ регулирует  вопросы административной ответственности,  которые призвано необходимым  решать на федеральном уровне.

                     Во-первых, он закрепил общие положения   и принципы законодательства  об административных правонарушениях.

                     Во-вторых, КоАП РФ  установил   административную  ответственность   за нарушение  правил, имеющих  общефедеральное значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, установленных федеральными  правовыми актами.

                     В-третьих, КоАП РФ урегулировал  производство о делам об административных  правонарушениях и в том числе  порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

                  В-четвертых,  КоАП РФ   установил   виды  административных  наказаний   и мер административно-процессуального  принуждения (мер обеспечения  производства по делам административных правонарушениях).

                  Почти все федеральное законодательство  об административной  ответственности   сосредоточено в КоАП РФ.  В  этом главном нормативном акте  по данному вопросу  и содержится  подавляющее  большинство   норм, регулирующих  вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.

                  По объему  регулируемых  общественных  отношений и по качеству их  регламентации   КоАП  РФ  на  много  превосходит  своего   предшественника – 

          КоАП РФ РСФСР 1984 г. Справедливости ради стоит отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификации законодательства об административной ответственности. Многие его положения учтены в новом КоАП РФ.

                 Главные особенности этого Кодекса  в том, что он:

                 -  во-первых, содержит систему материальных и систему процессуальных норм;

                 -    во-вторых, закрепляет ответственность  граждан и юридических лиц;

                 - в-третьих, регламентирует ответственность  за административные правонарушения  в административном и в судебном порядке.

                   В отличие от кодексов –  старожилов – УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ – КоАП РФ  содержит две группы  норм:

                    1) материальные, которые закрепляют  общие положения  и принципы ответственности,  составы правонарушений, перечень административных наказаний и принципы их применения (1 и 2 разделы КоАП РФ);

                    2) процессуальные, регулирующие  производство  о делам об административных  правонарушениях (разделы 3-5 КоАП РФ).

                      В 90-х гг. 20 века стало ясно, что для борьбы с правовым  нигилизмом организаций, особенно  частных, необходимо широко использовать  административные санкции. К ним  в России невозможно применить   уголовные и дисциплинарные меры карательного  воздействия.  Административная  ответственность, административные наказания  - единственное, а потому необходимое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих  действующие  юридические нормы7.

                   Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организаций позволило кодифицировать федеральное законодательство по этому вопросу.  Вряд ли нужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.

                     Если федеральное законодательство об административных   правонарушениях кодифицировано  в основном и может быть  кодифицировано   полностью,   то все   законодательство об   этом кодицировать невозможно. В соответствии со ст. 72  Конституции РФ  КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации  принимать  законы по  рассматриваемому вопросу.  Одно из достоинств  КоАП РФ  состоит  в том,  что он четко определил, за какие правонарушения  законами  субъектов  РФ может быть  установлена  административная ответственность, какие  санкции  ими могут  быть установлены  за соответствующие  правонарушения, кто  вправе  налагать  административные наказания  за нарушение законов субъектов РФ.

                      КоАП РФ  делает  огромный  шаг  вперед в развитии правосудия по административным делам.  В 1984 г. КоАП РСФСР отнес к подведомственности   судей  рассмотрение  дел о совершении  административных  правонарушений,  квалифицируемых  по  четырем  составам (4 статьям), содержавшимися  в Кодексе.  В соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ  судьи  рассматривают  дела об  административных  правонарушениях, предусмотренных  более  чем 160 нормами  Кодекса.  Из  них к исключительной подведомственности  судей отнесено  более 100  составов  правонарушений, а более 60 составов они вправе  рассматривать на основе альтернативной подведомственности.

                     Более того, из восьми установленных  КоАП РФ административных наказаний   судьи   вправе  применять все,  а пять наказаний  (возмездное  изъятие имущества, конфискация  имущества, лишение специальных прав, дисквалификация,  административный арест) могут назначаться  только  судьей.  Если учесть, что в прошлом только ГИБДД  ежегодно лишала права на управление    транспортным    средством    около   500    тысяч     водителей,   то

Информация о работе Административная ответственность граждан