Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:36, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется про-блема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.
Юридический факультет
«Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения»
Кафедра государственно-правовых дисциплин
студентка 6 курса
заочной формы обучения
Научный руководитель
Допущен к защите
_____ _______________2013 г.
______________________
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Безопасность дорожного движения
как объект административного правового
регулирования…………………………………………… |
6 |
1.1 Административно-правовая |
6 |
1.2 Проблемы установления и |
19 |
Глава 2. Административно-правовой статус
участников дорожного движения……………………………… |
30 |
2.1 Понятие и содержание |
30 |
2.2 Права участников дорожного |
40 |
2.3. Обязанности и |
50 |
Глава 3. Производство по делам об административных
правонарушениях в области |
59 |
3.1. Особенности возбуждения дела
об административном |
59 |
3.2. Административное |
66 |
Заключение…………………………………………………… |
76 |
Список литературы………………………………… |
79 |
Введение
Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется проблема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.
Наглядным примером такого тревожного вывода служит устойчивая тенденция роста основных показателей аварийности на дорогах страны.
Ежегодно в стране происходит свыше 150 тыс. дорожно-транспортных проишествий, в которых травмируется более 220 тыс. граждан, в том числе около 30 тыс. – со смертельным исходом1.
Основными причинами ДТП являются нарушение Правил дорожного движения (далее - ПДД) водителями транспортных средств, на долю которых приходится более трех четвертых (78.8 %) и пешеходами около четверти всех происшествий, а также несоблюдение норм и правил содержания и эксплуатации дорог2.
В этой связи крайне важной задачей является повышение эффективности принимаемых мер по обеспечению высокого уровня безопасности дорожного движения.
Решение этой задачи связано с необходимостью предварительной разработки: и реализации комплекса мер правового, социально-экономического, организационно-методического, воспитательного характера.
Одним из вопросов первостепенной важности является совершенствование и детализация производства по делам об административных правонарушениях, создание такой процессуальной формы производства, которая явилась бы подлинной гарантией его законности. К сожалению, вопросы процедуры производства по делам об административных правонарушениях традиционно остаются без должного внимания законодателя.
Важной гарантией осуществления задач законодательства об административных правонарушениях должен выступать детально регламентированный и единообразно применяемый порядок возбуждения дела об административном правонапрушении, фиксация его хода и результатов и порядок расследования дел об административных правонарушениях. Этот порядок призван оградить личность от возможных злоупотреблений должностных лиц, осуществляющих административно-процессуальную деятельность, обеспечить оптимальный путь установления обстоятельств совершения административного правонарушения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации гражданами административно-правового статуса участников дорожного движения и в процессе производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Предмет
исследования – административно-правовые
основы системы обеспечения
Целью настоящего исследования является обоснование сущности и содержания прав и обязанностей участников дорожного движения, рассмотрение особенностей производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Задачи исследования:
- изучить
элементы понятия социально-
- установить
административно-правовые
- определить
основные направления
- сформулировать
принципиальные основы
- изучить
особенности порядка
- выявить
особенности производства по
делам о правонарушениях,
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, метод системного анализа, нормативно-логический метод, методы сравнительного правоведения, правового моделирования и прогнозирования. Положения и выводы дипломного исследования основываются на анализе норм Конституции Российской Федерации, административного, уголовно-процессуального законодательства, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актов исполнительных органов власти и др.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученных различных отраслей права, а также публикации в периодической печати по вопросам, связанных с исследуемой проблемой.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами, логикой исследования и включает введение, три главы, семь параграфов, заключение, список используемых нормативных источников и научной литературы.
Глава 1. Безопасность дорожного движения как объект административного правового регулирования
1.1. Административно-правовая характеристика правонарушений посягающих на безопасность дорожного движения
Понятие
административного
На правильное
разграничение административно-
Действующее административное законодательство в ст. 1.1 КоАП РФ под административным правонарушением признает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В юридической литературе дается разное толкование понятию административного правонарушения в области дорожного движения. Так, по мнению А.Н. Грачева, административное правонарушение в дорожном движении - это общественно опасное, виновное, нарушение правил, регламентирующих дорожное движение водителей, пешеходов, пассажиров, не причинившее, в силу сложившихся обстоятельств, вреда людям либо существенного материального ущерба и влекущее административное или общественное воздействие4.
А.И. Кораблев под транспортным правонарушением понимает - предусмотренное административным или уголовным законодательством общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный законом или иным нормативным актом порядок безопасного функционирования (движения и эксплуатации) механических транспортных средств5. Подобное утверждение в большей мере относится к транспортным правонарушениям, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Что же касается определения административного правонарушения, совершенного водителем или иным участником дорожного движения, то здесь предпочтительнее точка зрения В.В. Головко, который справедливо определяет понятие дорожного правонарушения как посягающее на здоровье и безопасность граждан, сохранность транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасность дорожного движения и установленный порядок его управления общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) нарушение Правил дорожного движения, за которое федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность6. В данном определении автор ограничивает круг административных проступков в области дорожного движения лишь нарушениями Правил дорожного движения, исключая при этом другие нарушения норм и стандартов, за которые законодателем предусматривается административная ответственность.
С учетом
изложенного под
Число общих административно-правовых характеристик административного правонарушения новейшее административное законодательство, с одной стороны, расширило за счет закрепления такого признака, как совершение противоправного действия (бездействие) юридическим лицом, а, с другой, - объекта противоправного посягательства, который стал охватывать не только административные правонарушения на транспорте (гл. 11 КоАП РФ), а в области дорожного движения (гл.12 КоАП РФ).
Эти законодательные новеллы можно объяснить тем, что КоАП РФ вводит административную ответственность юридических лиц (ст.2.10 -«Административная ответственность юридических лиц»), а глава 12 КоАП России содержит составы административных правонарушений, совершенных в области дорожного движения, и устанавливает административную ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения.
Следует отметить, что и ранее законодательство и судебная практика
четко выделяло объективную сторону данного вида правонарушений, выраженную в противоправных действиях, совершаемых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (превышение установленной скорости движения, проезд на запрещающих сигнал, неправомерный обгон и т.п.), или в бездействии (неподача сигнала, неуменьшение скорости движения и т.п.), содержащие нарушение соответствующих требований ПДД.
Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения