Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:36, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется про-блема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.
Общегражданский административно-правовой статус также оказывает влияние на содержание прав и обязанностей участников дорожного движения, предоставляя им более широкий круг прав или освобождая от определенных обязанностей.
Опираясь на проведенные выше теоретические и практические выводы мною сделана попытка сформулировать определение исследуемого понятия. На мой взгляд, административно-правовой статус участников дорожного движения - это установленная Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, регулирующая общественные отношения в сфере дорожного движения, совокупность общих, отраслевых и индивидуальных прав, обязанностей водителя, пассажира, пешехода и их ответственности, обоснованная на приоритете признания, соблюдения и защиты прав и свобод участников дорожного движения.
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы.
Административно-правовой статус участников дорожного движения имеет сложный комплексный характер и может рассматриваться как правовой статус личности, человека; общегражданский статус, одинаковый для всех граждан Российской Федерации; специальный статус соответствующей отрасли права и особый, приобретенный в целях удовлетворения сугубо индивидуальных потребностей50.
Основными элементами правового статуса являются основные права, обязанности и ответственность, определяющие наиболее существенные, коренные отношения между обществом и его членами, государством и его гражданами.
2.2. Права участников дорожного движения
Права участников дорожного движения на законодательном уровне определены в ст. 24 Федеральном закона «О безопасности дорожного движения». Анализ данной статьи позволяет выделить в качестве основообразующего права свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Данное право является конкретизацией применительно к области дорожного движения установленного в Конституции Российской Федерации права граждан свободно передвигаться (ст. 27) и может рассматриваться в административно-правовом статусе участников дорожного движения как специальное право. Его приоритет определяется следующими обстоятельствами.
Свобода человека есть возможность достигать поставленных целей в соответствии со своими интересами. Цель участников дорожного движения заключается в удовлетворении либо общественной потребности в пространственном перемещении людей предметов, средств, продуктов их труда, либо личной потребности в таком перемещении. Сущность же интереса участников дорожного движения предопределяется тем, что затраты времени на перемещение людей и грузов являются теми затратами, которые, будучи объективно необходимыми, непосредственно не приносят, за некоторым исключением, ни материальных, ни духовных благ. Поэтому, независимо от того, представляет ли участие в дорожном движении трудовую деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и грузов, либо оставляет определенный этап осуществлении какой-либо иной деятельности или процесса удовлетворения бытовых потребностей, определяющим интересом для участников дорожного движения является стремление к минимизации времени перемещения. Это обстоятельство, являясь отражением объективно существующей в общественном развитии тенденции к уменьшению социального времени - времени социальных процессов, соотнесенному с временем процессов природных, обуславливает объективность и всеобщность интереса участников дорожного движения в минимизации времени передвижения51.
Вместе с тем, рассмотренный интерес не является единственным для участников дорожного движения. Еще более важное значение имеет для них безопасность участия в дорожном движении.
Решающее значение условий движения для обеспечения его безопасности отражено и в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». В ст. 24. ч. 1 зафиксировано, что граждане имеют права на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, и что эти права гарантируются государством. Права на безопасные условия движения конкретизируют конституционное право на труд, отвечающий требованиям безопасности (ст. 37), и являются специальными правами участников дорожного движения.
Решение задачи определения сущности права граждан на безопасные условия движения по дорогам целесообразно осуществлять в два этапа. На первом этапе необходимо определиться с содержанием понятия «условия движения по дорогам, а на втором этапе обосновать критерии безопасности этих условий.
Движение по дорогам является результатом деятельности людей, выполняющих социальные роли водителей, пешеходов, пассажиров. Следовательно, условия движения по дорогам - это условия деятельности участников дорожного движения.
Деятельность участников дорожного движения включает в себя восприятие информации о дорожно-транспортной ситуации, ее обработку и оценку с целью выявления наличия и характера ограничений на использование имеющегося ресурса по минимизации времени передвижения, прогнозирование развития дорожно-транспортной обстановки, принятие и реализацию решения о режиме движения52.
По моему мнению, условия движения по дорогам следует понимать как совокупность факторов, под влиянием которых осуществляется процесс принятия и реализации участниками дорожного движения решений о режимах движения. Для выявления содержания данной совокупности был выполнен анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участников дорожного движения, проведено изучение специальной литературы по общим вопросам обеспечения безопасности дорожного движения53 и относящейся к отдельным составляющим этой деятельности54. В результате были сделаны следующие выводы.
Условия движения по дорогам для конкретного участника дорожного движения могут иметь внешний и внутренний характер. Внешние условия характеризуют ту объективно существующую действительность, которая определяет само участие человека в дорожном движении в любой социальной роли и детерминирует требования к его деятельности в этой роли. Внутренние условия определяют способность участника дорожного движения воспроизводить в своем сознании окружающую его действительность, оценивать ее состояние и адекватно реагировать на нее, изменяя параметры своего передвижения. Соответственно всю совокупность условий деятельности участников дорожного движения можно разделить на объективные и субъективные условия движения по дорогам.
Объективные условия в зависимости от характера их влияния на поведение участников дорожного движения можно классифицировать на социально-экономические, правовые, технические, дорожно-транспортные, погодно-климатические и сервисные условия.
Участие
в людей в дорожном движении обусловлено
необходимостью
удовлетворения личных и общественных
потребностей в пространственном
перемещении. Как следствие, первую группу
условий их деятельности составляют факторы социально-
Влияние
социально-экономических
Дорожное
движение в социальном плане представляет
собой
совокупность общественных отношений,
возникающих между его
участниками в процессе осуществления
ими указанной выше деятельности.
Правовые условия создаются и результате
правового регулирования
общественных отношений, образующих дорожное
движение, состоящего в
оказания при помощи системы правовые
средств (юридических норм, правоотношений,
Правовое
регулирование дорожного
Сущность правового порядка, установленного Правилами дорожного движения, состоит в регламентации действий участников дорожного движения в различных дорожно-транспортных ситуациях.
Основное содержание Правил дорожного движения составляют нормы, содержащие позитивные обязывания и запреты на действия водителей. Определены максимальная скорость движения, порядок действий в «конфликтных точках» улично-дорожной сети, порядок движения в жилых зонах, по автомагистралям и других зонах с особыми режимами движения, установлен ряд других требований. В соответствующих разделах Правил регламентирован также порядок действии пешеходов и пассажиров55.
В Правилах дорожного движения (п. 1.3,) определено, что участники дорожного движения должны знать и соблюдать, помимо Правил, также требования сигналов светофоров, знаков и разметки и выполнять распоряжения регулировщиков действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Светофоры, дорожные знаки и разметка являются техническими средствами организации дорожного движения. Роль этих средств в установлении порядка дорожного движения состоит в том, что с их помощью, во-первых, конкретизируется ряд положений Правил (порядок расположения транспортных средств на проезжей части, выполнения различных маневров, проезда перекрестков и др.), во-вторых, до участников дорожного движения доводится информация о дополнительной регламентации их действий (ограничение скорости, запрещение движения транспортных средств в целом или отдельных видов, запрещение обгона, поворотов, разворотов и других маневров и т.д.) или о начале и окончании зон с особым режимом движения (жилая зона, автомагистраль и т.д.).
Средствами
правового регулирования
Обобщая результаты проведенного анализа содержания условий движения по дорогам, состояние которых влияет, во-первых, на вероятность совершения участников дорожного движения действий, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, во-вторых, на тяжесть последствий происшествий, можно сделать вывод, что таковыми являются:
- конструкция и эксплуатационное состояние узлов и агрегатов транспортных средств, определяющие их тягово-динамические характеристики, свойства активной и пассивной безопасности, надежность в работе;
- характеристики улично-дорожной сети, отдельных дорог и дорожного оборудования, определяющие устойчивость движения транспортных средств, сложность информационного взаимодействия водителей между собой и с пешеходами, пассивную безопасность;
- характеристики движения транспортных средств и пешеходного движения;
- организация дорожного движения;
- объекты дорожного сервиса;
- система надзора за дорожным движением;
- система мер административно-правового принуждения в области дорожного движения;
- условия труда водителей, работающих по найму;
- подготовленность участников дорожного движения, прежде всего, водителей транспортных средств;
- организационные условия минимизации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Кроме рассмотренных, в Законе также установлены следующие права участников дорожного движения:
- получать
от должностных лиц информацию о причинах
установления
ограничения или прекращения движения;
- получать
полную и достоверную информацию о качестве
продукции
и услуг, связанных с обеспечением безопасности
дорожного движения;
- на бесплатную
медицинскую помощь, спасательные работы
и другую
экстренную помощь
при дорожно-транспортных
происшествиях от
организаций и (или)
должностных лиц, на
которых законом, иными
нормативными правовыми актами или требованиями,
предусмотренными в
выданной им лицензии, возложена обязанность
оказывать такую помощь;
- на
возмещение ущерба по
основаниям и в порядке,
которые
установлены законодательством
Российской Федерации,
а случаях
причинения им телесных повреждений,
а также в случаях повреждения
транспортного средства и (или) груза в
результате дорожно-транспортного
происшествия;
- обжаловать
в порядке, установленном законодательством
Российской
Федерации, незаконные действия
должностных лиц, осуществляющих
полномочия в области обеспечения безопасности
дорожного движения.
Указанные права участников дорожного движения могут рассматриваться как их специальные права. Они конкретизируют применительно к исследуемой области общественных отношений общие права граждан, установленные в Конституции Российской Федерации. Таковыми, в частности, являются: право свободно получать информацию любым законным способом (ст. 29); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), а также положения ст. 48, согласно которой решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд57.
Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения