Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Одной из самых серьезных, поистине глобальных на современном этапе развития нашего общества, останется про-блема обеспечения безопасности дорожного движения, имеющая огромное социальное и политическое значение. Аварийность на дорогах во многих странах, в том числе и в России, расценивается как национальное бедствие.

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Общегражданский административно-правовой статус также  оказывает влияние на содержание прав и обязанностей участников дорожного  движения, предоставляя им более широкий  круг прав или освобождая от определенных обязанностей.

Опираясь  на проведенные выше теоретические  и практические выводы мною сделана  попытка сформулировать определение  исследуемого понятия. На мой взгляд, административно-правовой статус участников дорожного движения - это установленная  Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами, регулирующая общественные отношения  в сфере дорожного движения, совокупность общих, отраслевых и индивидуальных прав, обязанностей водителя, пассажира, пешехода и их ответственности, обоснованная на приоритете признания, соблюдения и защиты прав и свобод участников дорожного движения.

Обобщая изложенное, можно сделать следующие  выводы.

Административно-правовой статус участников дорожного движения имеет сложный комплексный характер и может рассматриваться как правовой статус личности, человека; общегражданский статус, одинаковый для всех граждан Российской Федерации; специальный статус соответствующей    отрасли   права   и    особый,    приобретенный    в   целях удовлетворения сугубо индивидуальных потребностей50.

Основными элементами правового статуса являются основные права, обязанности и ответственность, определяющие наиболее существенные, коренные отношения между обществом и его членами, государством и его гражданами.

 

2.2. Права участников дорожного движения

Права участников дорожного движения на законодательном  уровне определены в ст. 24 Федеральном закона «О безопасности дорожного движения». Анализ данной статьи позволяет выделить в качестве основообразующего права свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Данное право является конкретизацией применительно к области дорожного движения установленного в Конституции Российской Федерации права граждан свободно передвигаться (ст. 27) и может рассматриваться в административно-правовом статусе участников дорожного движения как специальное право. Его приоритет определяется следующими обстоятельствами.

Свобода человека есть возможность достигать  поставленных целей в соответствии со своими интересами. Цель участников дорожного движения заключается в удовлетворении либо общественной потребности в пространственном перемещении людей предметов, средств, продуктов их труда, либо личной потребности в таком перемещении. Сущность же интереса участников дорожного движения предопределяется тем, что затраты времени на перемещение людей и грузов являются теми затратами, которые, будучи объективно необходимыми, непосредственно не приносят, за некоторым исключением, ни материальных, ни духовных благ. Поэтому, независимо от того, представляет ли участие в дорожном движении трудовую деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и грузов, либо оставляет определенный этап осуществлении какой-либо иной деятельности или процесса удовлетворения бытовых потребностей, определяющим интересом для участников дорожного движения является стремление к минимизации времени перемещения. Это обстоятельство, являясь отражением объективно существующей в общественном развитии тенденции к уменьшению социального времени - времени социальных процессов, соотнесенному с временем процессов природных, обуславливает объективность и всеобщность интереса участников дорожного движения в минимизации времени передвижения51.

Вместе  с тем, рассмотренный интерес  не является единственным для участников дорожного движения. Еще более важное значение имеет для них безопасность участия в дорожном движении.

Решающее  значение условий движения для обеспечения  его безопасности отражено и в  Федеральном законе «О безопасности дорожного движения». В ст. 24. ч. 1 зафиксировано, что граждане имеют права на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, и что эти права гарантируются государством. Права на безопасные условия движения конкретизируют конституционное право на труд, отвечающий требованиям безопасности (ст. 37), и являются специальными правами участников дорожного движения.

Решение задачи определения сущности права  граждан на безопасные условия движения по дорогам целесообразно осуществлять в два этапа. На первом этапе необходимо определиться с содержанием понятия «условия движения по дорогам, а на втором этапе обосновать критерии безопасности этих условий.

Движение  по дорогам является результатом  деятельности людей, выполняющих социальные роли водителей, пешеходов, пассажиров. Следовательно, условия движения по дорогам - это условия деятельности участников дорожного движения.

Деятельность  участников дорожного движения включает в себя восприятие информации о дорожно-транспортной ситуации, ее обработку и оценку с целью выявления наличия и характера ограничений на использование имеющегося ресурса по минимизации времени передвижения, прогнозирование развития дорожно-транспортной обстановки, принятие и реализацию решения о режиме движения52.

По моему  мнению, условия движения по дорогам  следует понимать как совокупность факторов, под влиянием которых осуществляется процесс принятия и реализации участниками дорожного движения решений о режимах движения. Для выявления содержания данной совокупности был выполнен анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участников дорожного движения, проведено изучение специальной литературы по общим вопросам обеспечения безопасности дорожного движения53 и относящейся к отдельным составляющим этой деятельности54. В результате были сделаны следующие выводы.

Условия движения по дорогам для конкретного  участника дорожного движения могут иметь внешний и внутренний характер. Внешние условия характеризуют ту объективно существующую действительность, которая определяет само участие человека в дорожном движении в любой социальной роли и детерминирует требования к его деятельности в этой роли. Внутренние условия определяют способность участника дорожного движения воспроизводить в своем сознании окружающую его действительность, оценивать ее состояние и адекватно реагировать на нее, изменяя параметры своего передвижения. Соответственно всю совокупность условий деятельности участников дорожного движения можно разделить на объективные и субъективные условия движения по дорогам.

Объективные условия в зависимости от характера  их влияния на поведение участников дорожного движения можно классифицировать на социально-экономические, правовые, технические, дорожно-транспортные, погодно-климатические и сервисные условия.

Участие в людей в дорожном движении обусловлено  необходимостью 
удовлетворения личных и общественных потребностей в пространственном 
перемещении. Как следствие, первую группу условий их деятельности составляют факторы социально-экономического характера, предопределившие, во-первых, само включение людей и эту деятельность, во-вторых, ее конкретное целевое назначение; удовлетворение личных бытовых потребностей в перемещении; удовлетворение личных потребностей в перемещении, связанных с осуществлением основной трудовой деятельности; удовлетворение общественной потребностей в перевозке людей и грузов, в том числе на коммерческой основе.

Влияние социально-экономических условий  на поведение участников дорожного движения выражается, прежде всего, в том, что они в значительной степени определяют отношение участников дорожного движения к затратам времени на передвижение. В частности, условия перевозки пассажиров, особенно общественным транспортом, предопределяют иное отношение водителей к выбору режимов движения, чем только при собственном передвижении. Для водителей, профессионально занимающихся перевозкой пассажиров и грузов социально-экономический характер имеют условия труда, существующее на автотранспортных предприятиях. В частности, наличие предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, условия для соблюдения режима труда и отдыха, условия оплаты и др.

Дорожное  движение в социальном плане представляет собой 
совокупность общественных отношений, возникающих между его 
участниками в процессе осуществления ими указанной выше деятельности. 
Правовые условия создаются и результате правового регулирования 
общественных отношений, образующих дорожное движение, состоящего в 
оказания при помощи системы правовые средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний) нормативно-организационного воздействия на эти отношения в целях их упорядочения, развития и охраны.

Правовое  регулирование дорожного движения выражается, прежде всего, в том, что  в этой сфере общественных отношений  установлен определенный правовой порядок. Основу данного порядка образуют нормы, содержащиеся в Правилах дорожного  движения - нормативном правовом акта, утверждаемом Правительством Российской Федерации, которым в соответствии с Федеральным законом устанавливается единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Основополагающее значение Правил дорожного движения вытекает из зафиксированного в нем положения (п. 1.1.) о том, что другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Сущность  правового порядка, установленного Правилами дорожного движения, состоит  в регламентации действий участников дорожного движения в различных дорожно-транспортных ситуациях.

Основное  содержание Правил дорожного движения составляют нормы, содержащие позитивные обязывания и запреты на действия водителей. Определены максимальная скорость движения, порядок действий в «конфликтных точках» улично-дорожной сети, порядок движения в жилых зонах, по автомагистралям и других зонах с особыми режимами движения, установлен ряд других требований. В соответствующих разделах Правил регламентирован также порядок действии пешеходов и пассажиров55.

В Правилах дорожного движения (п. 1.3,) определено, что участники дорожного движения должны знать и соблюдать, помимо Правил, также требования сигналов светофоров, знаков и разметки и выполнять распоряжения регулировщиков действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Светофоры, дорожные знаки и разметка являются техническими средствами организации дорожного движения. Роль этих средств в установлении порядка дорожного движения состоит в том, что с их помощью, во-первых, конкретизируется ряд положений Правил (порядок расположения транспортных средств на проезжей части, выполнения различных маневров, проезда перекрестков и др.), во-вторых, до участников дорожного движения доводится информация о дополнительной регламентации их действий (ограничение скорости, запрещение движения транспортных средств в целом или отдельных видов, запрещение обгона, поворотов, разворотов и других маневров и т.д.) или о начале и окончании зон с особым режимом движения (жилая зона, автомагистраль и т.д.).

Средствами  правового регулирования общественных отношений осуществляется не только их упорядочение, но и охрана. Этой цели служит система мер государственного принуждения, включающая меры административной, уголовной и гражданской ответственности, которые применяются в случае невыполнения участниками дорожного движения установленных требований. Наличие мер правового, прежде всего, административно-правового принуждения, является фактором, априори оказывающим влияние на процесс принятия участниками дорожного движения решений о режимах движения, который также необходимо рассматривать в качестве одного из правовых условий движения по дорогам56.

Обобщая результаты проведенного анализа содержания условий движения по дорогам, состояние которых влияет, во-первых, на вероятность совершения участников дорожного движения действий, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, во-вторых, на тяжесть последствий происшествий, можно сделать вывод, что таковыми являются:

- конструкция и эксплуатационное состояние узлов и агрегатов транспортных средств, определяющие их тягово-динамические характеристики, свойства активной и пассивной безопасности, надежность в работе;

- характеристики улично-дорожной сети, отдельных дорог и дорожного оборудования, определяющие устойчивость движения транспортных средств, сложность информационного взаимодействия водителей между собой и с пешеходами, пассивную безопасность;

- характеристики движения транспортных средств и пешеходного движения;

- организация дорожного движения;

- объекты дорожного сервиса;

- система надзора за дорожным движением;

- система мер административно-правового принуждения в области дорожного движения;

- условия труда водителей, работающих по найму;

- подготовленность   участников   дорожного   движения,   прежде всего, водителей транспортных средств;

- организационные условия минимизации последствий дорожно-транспортных происшествий.

Кроме рассмотренных, в Законе также установлены следующие  права участников дорожного движения:

- получать от должностных лиц информацию о причинах установления 
ограничения или прекращения движения;

- получать полную и достоверную информацию о качестве продукции 
и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

- на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую 
экстренную    помощь    при    дорожно-транспортных    происшествиях    от 
организаций   и   (или)   должностных   лиц,   на   которых   законом,   иными 
нормативными правовыми актами или требованиями, предусмотренными в 
выданной им лицензии, возложена обязанность оказывать такую помощь;

- на   возмещение   ущерба   по   основаниям   и   в   порядке,   которые 
установлены     законодательством     Российской     Федерации,     а    случаях 
причинения им телесных повреждений,  а также в случаях повреждения 
транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного 
происшествия;

- обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской 
Федерации,   незаконные   действия   должностных   лиц,   осуществляющих 
полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Указанные права участников дорожного движения могут рассматриваться как их специальные права. Они конкретизируют применительно к исследуемой  области общественных отношений общие права граждан, установленные в Конституции Российской Федерации. Таковыми, в частности, являются: право свободно получать информацию любым законным способом (ст. 29); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), а также положения ст. 48, согласно которой решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд57.

Информация о работе Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения