Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.
Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты, - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.

Содержание работы

1. Понятие административного права. Предмет административного права.
2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
3.Заключение.
3.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

аДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.РЕФЕРАТ.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1. Понятие административного права. Предмет административного права.

2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

3.Заключение.

3.Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие административного права. Предмет административного права 

Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.

Любая отрасль правовой системы  подразделяется на правовые институты, - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для  административного права в качестве примера можно назвать институты  административной ответственности  и административного процесса.

 Отрасли российского  права отличаются друг от друга,  прежде всего, по предмету и  методу правового регулирования.  Предметом любой отрасли права  является круг общественных отношений,  которые регулируются ее нормами.

 Предметом административного  права является совокупность  общественных отношений, складывающихся  в процессе организации и деятельности  органов исполнительной власти, регулируемых нормами административного  права. Эта группа общественных  отношений непосредственно связана  с государственно-управленческой  деятельностью, а потому и обобщенно  называется управленческой.

 Субъектами управленческих  отношений могут быть все, кому  нормы административного права  предоставляют правомочия и на  кого они возлагают определенные  обязанности по поводу осуществления  управленческих функций.

 Управленческие отношения  многообразны. В зависимости от  особенностей участников управленческие  отношения можно разделить на следующие:

 а) между соподчиненными  субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом  уровне (например, вышестоящие и  нижестоящие органы);

 б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);

 в) между субъектами  исполнительной власти и находящимися  в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями  (корпорации, концерны и пр.), предприятиями  и учреждениями;

 г) между субъектами  исполнительной власти и не  находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными  объединениями, предприятиями и  учреждениями (по вопросам финансового  контроля, административного надзора  и т.п.);

 д) между субъектами  исполнительной власти и исполнительными  органами системы местного самоуправления;

 е) между субъектами  исполнительной власти и негосударственными  хозяйственными и социально-культурными  объединениями, предприятиями и  учреждениями (коммерческие структуры  и т.п.);

  1

 

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

 з) между субъектами  исполнительной власти и гражданами.

 Из всего этого следует,  что во всех названных видах  управленческих отношений непременно  участвует тот или иной исполнительный  орган. Без них управленческие  отношения в административно-правовом  смысле возникать не могут,  ибо только они в состоянии  в юридической форме выражать  волю и интересы государства,  а также реализовывать государственную  власть.

 Управленческие отношения  можно классифицировать также  в зависимости от конкретных  целей их возникновения на  две группы:

 а) внутренние (или внутриорганизационные,  внутрисистемные, внутриаппаратные).

 Это отношения, связанные  с формированием управленческих  структур, определением основ взаимодействия  между ними и их подразделениями,  с распределениями обязанностей, прав и ответственности между  работниками аппарата органа  управления, и т.п.;

 б) внешние, т.е. связанные  с непосредственным воздействием  на объекты, не входящие в  систему органов исполнительной  власти (например, на граждан, общественные  объединения, коммерческие структуры,  включая частные).

 Как же нормы административного  права регулируют управленческие  отношения?

 Во-первых, они устанавливают  формы и методы государственного  управления, а также способы обеспечения  законности в государственном  управлении.

 Во-вторых, регламентируют  порядок образования органов  исполнительной власти, их компетенцию,  полномочия должностных лиц этих  органов; взаимоотношения органов  исполнительной власти с другими  государственными органами, общественными  объединениями, предприятиями и  гражданами.

 В-третьих, определяют  правовое положение граждан, местных  органов самоуправления, общественных  объединений и иных негосударственных  формирований в сфере управления.

 И, в конечном итоге,  регулируют управленческие отношения  в социально-политической, социально-культурной  и экономической сферах.

 Административное право,  сохраняя свою «самобытность», выраженную  в его предмете и методе, тесно  взаимодействует с другими отраслями  российского права. Характеризуя  это взаимодействие, необходимо  иметь в виду, что административное  право охватывает своим регулятивным  воздействием широкие области  государственной и общественной  жизни, что предопределяется многообразием  практического проявления действующего  в Российской Федерации механизма  исполнительной власти.

 

 

2

2. Общественные отношения, регулируемые административным правом

     Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений.      

 Главная их особенность  состоит в том, что они возникают,  развиваются и прекращаются в  сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией  и функционированием системы  исполнительной власти на всех  национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения  непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно называются управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).

Следовательно, не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, это отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.). Так, назначение внутри профсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов государства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел).

В них превалируют воля и интересы членов данных объединений, выражаемые не в юридических нормах (например, в  уставных нормах). Но это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

При этом достигается цель «подчинения» деятельности такого рода формирований требованиям общего правового режима в сфере государственного управления, обеспечения законности их задач и функций. Эта цель достигается установлением обязательной их государственной регистрации, регламентацией их взаимоотношений с субъектами исполнительной власти, осуществлением государственно­го контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона, административно-правовых норм и т.п. В отдельных случаях административное право регламентирует и некоторые стороны внутренней жизни негосударственных формирований (например, применительно к трудовым коллективам), а также может предоставлять им возможность использовать за пределами их внутренней организации определенную долю полномочий внешне-властного характера, в принципе не свойственных им в силу их общественной, а не государственной (публично-правовой) природы.

Тем не менее, главное, что  характерно для регулятивной роли административного  права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности  — это функционирование системы  исполнительной власти.

3

 Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей.

Поэтому административное право  отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или — правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере государственного управления, оно придает управленческим общественным отношениям характер правоотношений.

Для правильного понимания  предмета административного права  необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на его реальное место в российской правовой системе, на его служебную роль.

Во-первых, свое регулятивное воздействие административное право  оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся те виды такого рода отношений, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности. Иначе говоря, имеются в виду прежде всего те отношения, в которых соответствующий субъект исполни­тельной власти проявляет себя функционально и компетенционно именно в качестве такового. Его функционирование есть прямое выражение механизма (системы) исполнительной ветви единой государственной власти.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, свойственными для них средствами (методами). Такое  понимание данной сферы весьма широко и многообразно, ибо в ее рамках осуществляется деятельность различных по своему характеру органов государственного управления, не все из которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются субъектами исполнительной власти, хотя, несомненно, относятся к числу исполнительных органов (например, отраслевые департаменты министерств, администрация государственных корпораций и концернов и т.п.). В таком же плане следует говорить и о должностных лицах, действующих от имени соответствующих исполнительных органов. Кроме того, руководство названными процессами является также функцией субъектов законодательной (представительной) власти, а также исполнительных органов системы местного самоуправления.

Значит требуется установление определенных границ, чтобы избежать превращения сферы государственного управления в совокупность проявлений любой общественно-значимой деятельности. Эти границы определяются прежде всего наличием специальных субъектов — органов исполнительной власти (исполнительных органов).

 

 

4

Данное условие имеет  существенное значение, так как далеко не всякое общественное отношение в  сфере практической деятельности различных  субъектов исполнительной власти и  даже с их участием может быть бесспорно отнесено к числу управленческих, составляющих предмет административного права. Иначе говоря, не все управленческое тождественно административно-правовому.

Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие  действия, которые в соответствии с нормами российского законодательства регламентируются не административным, а другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных органов.* Значит наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении не всегда достаточно для того, чтобы квалифицировать его в качестве управленческого и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства Российской Федерации — высшего звена системы органов исполнительной власти страны — с Государственной Думой, т.е. с органом законодательной власти. Субъект исполнительной власти налицо, однако отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых, и регулируются они нормами конституционного права

Информация о работе Административное право