Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:29, реферат
Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.
Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты, - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.
1. Понятие административного права. Предмет административного права.
2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
3.Заключение.
3.Список использованной литературы.
Содержание.
1. Понятие административного права. Предмет административного права.
2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
3.Заключение.
3.Список использованной литературы.
Понятие административного права.
Предмет административного
Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.
Любая отрасль правовой системы
подразделяется на правовые институты,
- обособленные комплексы правовых
норм, которые регулируют общественные
отношения конкретного вида. Для
административного права в
Отрасли российского
права отличаются друг от
Предметом административного
права является совокупность
общественных отношений,
Субъектами управленческих
отношений могут быть все,
Управленческие отношения
многообразны. В зависимости от
особенностей участников
а) между соподчиненными
субъектами исполнительной
б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);
в) между субъектами
исполнительной власти и
г) между субъектами
исполнительной власти и не
находящимися в их
д) между субъектами
исполнительной власти и
е) между субъектами
исполнительной власти и
1
ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
з) между субъектами
исполнительной власти и
Из всего этого следует,
что во всех названных видах
управленческих отношений
Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения на две группы:
а) внутренние (или внутриорганизационные,
внутрисистемные,
Это отношения, связанные
с формированием
б) внешние, т.е. связанные
с непосредственным
Как же нормы
Во-первых, они устанавливают
формы и методы
Во-вторых, регламентируют
порядок образования органов
исполнительной власти, их компетенцию,
полномочия должностных лиц
В-третьих, определяют
правовое положение граждан,
И, в конечном итоге,
регулируют управленческие
Административное право,
сохраняя свою «самобытность», выраженную
в его предмете и методе, тесно
взаимодействует с другими
2
2. Общественные отношения, регулируемые административным правом
Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений.
Главная их особенность
состоит в том, что они
Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно называются управленческими. Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля (публичный интерес).
Следовательно, не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к предмету административного права. В частности, это отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.). Так, назначение внутри профсоюзных, внутрипартийных и подобных им управленческих отношений состоит не в выражении интересов государства, а в обеспечении необходимой самоорганизации (организация собственных дел).
В них превалируют воля и интересы членов данных объединений, выражаемые не в юридических нормах (например, в уставных нормах). Но это не означает, что административное право безразлично к организации и деятельности негосударственных формирований. Его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.
При этом достигается цель «подчинения» деятельности такого рода формирований требованиям общего правового режима в сфере государственного управления, обеспечения законности их задач и функций. Эта цель достигается установлением обязательной их государственной регистрации, регламентацией их взаимоотношений с субъектами исполнительной власти, осуществлением государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона, административно-правовых норм и т.п. В отдельных случаях административное право регламентирует и некоторые стороны внутренней жизни негосударственных формирований (например, применительно к трудовым коллективам), а также может предоставлять им возможность использовать за пределами их внутренней организации определенную долю полномочий внешне-властного характера, в принципе не свойственных им в силу их общественной, а не государственной (публично-правовой) природы.
Тем не менее, главное, что
характерно для регулятивной роли административного
права и в чем в наибольшей
степени проявляются его
3
Соответственно
Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или — правом управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере государственного управления, оно придает управленческим общественным отношениям характер правоотношений.
Для правильного понимания предмета административного права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых проливает свет на его реальное место в российской правовой системе, на его служебную роль.
Во-первых, свое регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся те виды такого рода отношений, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности. Иначе говоря, имеются в виду прежде всего те отношения, в которых соответствующий субъект исполнительной власти проявляет себя функционально и компетенционно именно в качестве такового. Его функционирование есть прямое выражение механизма (системы) исполнительной ветви единой государственной власти.
Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, свойственными для них средствами (методами). Такое понимание данной сферы весьма широко и многообразно, ибо в ее рамках осуществляется деятельность различных по своему характеру органов государственного управления, не все из которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются субъектами исполнительной власти, хотя, несомненно, относятся к числу исполнительных органов (например, отраслевые департаменты министерств, администрация государственных корпораций и концернов и т.п.). В таком же плане следует говорить и о должностных лицах, действующих от имени соответствующих исполнительных органов. Кроме того, руководство названными процессами является также функцией субъектов законодательной (представительной) власти, а также исполнительных органов системы местного самоуправления.
Значит требуется установление определенных границ, чтобы избежать превращения сферы государственного управления в совокупность проявлений любой общественно-значимой деятельности. Эти границы определяются прежде всего наличием специальных субъектов — органов исполнительной власти (исполнительных органов).
4
Данное условие имеет существенное значение, так как далеко не всякое общественное отношение в сфере практической деятельности различных субъектов исполнительной власти и даже с их участием может быть бесспорно отнесено к числу управленческих, составляющих предмет административного права. Иначе говоря, не все управленческое тождественно административно-правовому.
Субъекты исполнительной власти могут совершать и такие действия, которые в соответствии с нормами российского законодательства регламентируются не административным, а другими отраслями права (например, заключение гражданско-правовых сделок). Фактически в сфере государственного управления могут действовать нормы гражданского, трудового, финансового, земельного и других отраслей права, причем ими регулируются лишь отдельные стороны деятельности исполнительных органов.* Значит наличие субъекта исполнительной власти в данном общественном отношении не всегда достаточно для того, чтобы квалифицировать его в качестве управленческого и, следовательно, нуждающегося в административно-правовом оформлении. Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства Российской Федерации — высшего звена системы органов исполнительной власти страны — с Государственной Думой, т.е. с органом законодательной власти. Субъект исполнительной власти налицо, однако отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых, и регулируются они нормами конституционного права