Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.
Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты, - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.

Содержание работы

1. Понятие административного права. Предмет административного права.
2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
3.Заключение.
3.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

аДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.РЕФЕРАТ.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

 

С помощью правовых актов  проявляется властная воля органов  исполнительной власти. Они юридически закрепляют действия органов управления. Поэтому юридическим основанием издания акта управления является компетенция  органа управления, определенная в  установленном порядке. Объем и содержание компетенции органа управления определяют содержание и юридическую силу принимаемых ими правовых актов управления.

 

В этой связи важно отметить то, что все акты управления, независимо от того, каким органом принят тот  или иной акт, издаются только на основании  и во исполнение закона и тем самым  являются подзаконными.

 

Таким образом, мы делаем вывод, что правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение  или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

 

Оформление правового  акта управления предполагает обычно использование письменной формы.

 

В некоторых сферах управления и в определенных случаях может  допускаться и устная форма актов  управления (в области военного управления, на транспорте и т.д.).

 

Некоторые акты управления принимают  так называемую конклюдентную форму (дорожные знаки, обозначения запретных  участков и др.).

 

Важный и необходимый  признак акта управления заключается  в том, что он порождает юридические  последствия, которые в основном сводятся к тому, что акт управления:

 ■устанавливает или изменяет правила поведения, нормы права;

 ■налагает конкретные обязанности на определенных субъектов или предоставляет им определенные права (например, обязанности и права государственного служащего);

 ■служит юридическим фактом. В этом случае акт управления является обстоятельством, которое порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения (например, назначение на должность в аппарате управления служит юридическим фактом, который порождает служебные правоотношения).

 

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что правовой акт  управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

 

Существует ряд отличий  правовых актов управления от других актов государственных органов  и общественных организаций. Эти  отличия мы с вами сейчас и рассмотрим.

 

1. Отличие акта управления  от закона.

 

Акт государственного управления, так же как и закон, является юридическим  актом, регулирующим общественные отношения. Но акт государственного управления имеет силу лишь в том случае, если он издан в соответствии с  законом, на основе и во исполнение закона, в целях его реализации.

 

Закон имеет высшую юридическую  силу в системе правовых актов. Если акт управления противоречит закону, то он признается ничтожным.

 

Из указанного мы можем  сделать вывод о том, что закон  является юридическим источником для  актов государственного управления, и что содержание и юридическая  сила акта государственного управления определяются законом. Закон и акт  государственного управления обладают разной юридической силой. Преимущество остается на стороне закона, который  имеет большую юридическую силу.

 

2. Акты государственного  управления отличаются и от  судебных актов. Судебные акты (приговоры, решения, постановления,  определения) есть результат разрешения  конкретного дела. Это - индивидуальный  акт, имеющий целью урегулирование  определенного случая, факта. Судебный  орган в установленном законом  порядке решает вопрос о применении  права, закона к конкретному  действию, факту, отношению или  спору. Административные органы  также могут разрешать конкретное  дело, например, вынося постановление  по делу об административном  правонарушении. Но индивидуальный  административный акт носит ярко  выраженный распорядительный характер. Кроме того, в отличие от судебного  решения, вступившего в законную  силу, административный правоприменительный  акт может быть обжалован в  судебном порядке.

 

Судебный акт, представляющий собой применение нормы права, не может содержать нового правила  поведения. Тогда как органы осуществляют исполнительную власть, полномочны в  пределах предоставленных им прав, на основании и во исполнение законов  не только решать конкретные случаи, применяя к ним действующие нормы права, но и устанавливать новые правила  поведения.

 

Акты государственного управления издаются преимущественно и главным  образом не в связи с нарушением права, а в целях организации  общественных отношений в различных  областях общественной жизни.

 

3. Акты государственного  управления отличаются от актов  прокурорского надзора (протеста, представления, постановления).

 

Акты прокурорского надзора  являются формой реагирования прокурора  на нарушения законности, они не содержат в себе новых норм права, а также предписаний управленческого, исполнительно-распорядительного характера, что присуще актам государственного управления.

 

4. Акт государственного  управления отличается также  от договора - юридического акта  в гражданско-правовых отношениях.

 

Гражданско-правовой договор - это двусторонняя сделка, результат  взаимного действия двух или более  субъектов.

 

Акт государственного управления, как правило, не является результатом  соглашения органа управления со второй стороной отношения. Актом государственного управления отношение устанавливается, изменяется или прекращается односторонне.

 

5. Акты государственного  управления отличаются также  от актов общественных организаций.

 

Акты, совершаемые общественными  организациями, обязательны к исполнению только в пределах этих организаций, имеют силу лишь для их членов и не обеспечиваются возможностью государственного принуждения.

 

Акты государственного управления исходят от государственного органа. Этот орган или его должностное  лицо в издаваемом акте обращается ко второй стороне от имени государства, наделившего данный орган определенным кругом прав и обязанностей. Поэтому  предписания, содержащиеся в акте государственного управления, носят характер постановлений  государственной власти. Неисполнение их влечет применение мер государственного характера.

 

6. Акты государственного  управления отличаются от документов, имеющих юридическое значение, и  от обычных служебных документов.

 

Документы, имеющие юридическое  значение, например, акт ревизии, свидетельство  о рождении, диплом об образовании, протокол об административном правонарушении и т.п., сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают конкретных правоотношений. Поэтому они не являются юридическими актами, хотя, еще раз  повторимся, имеют юридическое значение, поскольку их назначение состоит  в том, чтобы в надлежащих случаях  и в соответствующем порядке  удостоверить тот или иной факт.

 

При этом необходимо учитывать  и то, что удостоверенный факт может  послужить основанием для издания  акта государственного управления.

 

Служебные документы: справки, докладные записки, стенограммы  совещаний, заключение должностного лица и т.п. - не имеют юридического значения, но они являются источником информации. Но на основе служебных документов, так же как и на основе документов, имеющих юридическое значение, могут  быть приняты правовые акты управления. Например, акт обследования, т.е. служебный  документ, констатирующий состояние  изученного вопроса, может послужить  основанием для издания того или  иного акта государственного управления, хотя сам по себе также не является юридическим актом.

 

Виды актов государственного управления, иначе говоря, их классификация, дают нам возможность определить юридическую силу и значение каждого  акта управления, его отраслевое и  пространственное действие, а также  место среди других актов.

 

Наука административного  права обычно классифицирует акты государственного управления по пяти признакам:

 ■по юридическим свойствам;

 ■по действию в пространстве;

 ■по характеру компетенции органов, издающих акты;

 ■по органам, издающим акты;

 ■по форме выражения.

 

По юридическим свойствам  акты государственного управления различаются  на нормативные, или акты, устанавливающие  общие правила, и индивидуальные административные акты.

 

Нормативные акты - это такие  акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общие  правила безличностного характера, рассчитанные на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям. Такие акты имеют особое значение, они являются источником права. На них базируются акты применения норм права.

 

К индивидуальным актам относятся  такие акты, которые содержат конкретные предписания определенному лицу. На основании индивидуальных актов  возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения. Таким актом  будет, например, постановление о  наложении административного взыскания.

 

По действию в пространстве - различаются акты, действующие  в масштабе Российской Федерации, республики в составе России, и акты, действующие  в масштабе края, области, округа, города, района, поселка или сельского  населенного пункта.

 

По характеру компетенции  органов, издающих акты, все акты подразделяются на акты общего, межотраслевого и отраслевого  управления.

 

Акты общего управления издаются органами общей компетенции - Правительством Российской Федерации, правительствами  республик в составе России, администрацией.

 

Акты межотраслевого управления принимаются органами управления межотраслевой  компетенции, которые решают вопросы, имеющие межотраслевой характер.

 

Акты отраслевого управления регулируют отношения, возникающие  в одной отрасли управления. Такие  акты издаются, например, министрами, руководителями ведомств, управлений или отделов.

 

Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами  административного права.

 

Прежде всего, правовые акты по вопросам организации исполнительной власти издает Президент РФ.

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 115) и Законом РФ «О Правительстве  Российской Федерации», последнее издает постановления и распоряжения, причем подчеркивается, что постановления  эти носят нормативный характер, а распоряжения - индивидуальный.

 

Руководители отдельных  министерств и других центральных  органов федеральной исполнительной власти издают приказы, постановления  и инструкции.

 

Аналогичны наименования административно-правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти республик  в составе России.

 

Главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов издают постановления и распоряжения. Главы  администраций в системе местного самоуправления издают постановления  и распоряжения.

 

По форме выражения  правовые акты разделяются на словесные и конклюдентные. Словесные правовые акты, в свою очередь, делятся на письменные и устные. Обязательная письменная форма определена законодательством для нормативных актов государственного управления и для актов о привлечении к административной ответственности.

 

Наряду с письменными  актами существуют устные - приказы, распоряжения, указания, команды и т.п. Их исполнение гарантируется принудительной силой  государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного  акта управления может повлечь юридическую  ответственность. Во многих органах  управления заведен порядок: все  устные распоряжения, требующие в  дальнейшем проверки исполнения, записываются в специальную книгу. Требования, предъявляемые к правовым актам управления

 

При разработке и принятии правового акта государственного управления должны соблюдаться определенные требования.

 

Так, с позиции юридического содержания правовых актов управления, можно выделить следующие основные требования:

 ■правовой акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеративному договору, действующему законодательству, нормативным актам Президента Российской Федерации;

 ■правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и аналогичными органами субъектов федерации;

 ■правовой акт должен учитывать положения правовых актов вышестоящих исполнительных органов;

 ■правовой акт должен быть издан полномочным органом исполнительной власти или уполномоченным должностным лицом, т.е. в рамках закрепленной за ним компетенции;

 ■правовой акт должен быть юридически обоснован, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа или должностного лица. В силу этого в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;

 ■правовой акт не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

 ■правовой акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

Информация о работе Административное право