Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.
Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты, - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.

Содержание работы

1. Понятие административного права. Предмет административного права.
2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
3.Заключение.
3.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

аДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.РЕФЕРАТ.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

Административное право -- одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений.

Управление обороной и  народным образованием значительно  отличаются друг от друга, так же, как  организация дорожного движения и работа с личным составом государственных  органов, порядок наложения штрафов  и процедура приватизации государственных  предприятий. Для их юридического опосредования нужны разные административно-правовые нормы.

Нет ни одной сферы жизни  общества, в которой не участвовала  бы государственная администрация. А в ряде сфер -- в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, на транспорте, в связи, энергетике -- ее роль является решающей. И хотя уменьшается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил, функции исполнительной власти, административного права в этих сферах весьма существенны.

Административное право -- очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами своих прав.

Административное, государственное, гражданское и ряд других отраслей права являются фундаментальными, профилирующими частями правовой системы, все вместе они образуют ее ядро: В административном праве содержится исходная правовая материя, в той или иной степени  используемая в ряде других отраслей. Вокруг него группируются финансовое, земельное, экологическое право, т. е. оно стоит во главе целой  семьи отраслей, многие нормы которых  тоже закрепляют управленческие отношения  и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования

 

 

 

 

 

10

 

Список использованной литературы.

1. Административное право.  Общая часть: Учебник / Под ред. В.А. Юсупова; В.Д. Симухина. - М., ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

2. Бахрах Д.Н. Административное право России.- М., 2000.

3. Елистратов А. И. Должностное  лицо и гражданин. -- В сб.: Вопросы административного права. М., 1916.

4. Кобцев В.П. Правоотношение: субъекты и состав.- Краснодар, 1998.

5. М. С. Студеникина. Законодательное обеспечение борьбы с административными правонарушениями. Сборник статей / Под. ред. М. М. Славина.- М., 2001.

7. Общая теория права / Под ред. В.К. Кабаева.- Н. Новгород, 1993.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995.

9. Юсупов В.А. Теория административного права. - М., 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы государственного управления и их классификация 

 

Управление - это властная деятельность. Наличие власти означает, что субъект управления может  односторонне определять поведение  подвластных ему субъектов.

 

Такое подчинение воли достигается  различными методами, под которыми понимаются способы, средства, приемы достижения какой-либо цели или выполнения поставленной задачи.

 

Метод можно понимать как  способ целенаправленного воздействия  субъекта управления на коллектив, группу или одного человека.

 

Для методов государственного управления характерны следующие особенности:

 ■они реализуются в процессе деятельности, которая имеет государственный характер. Следовательно, речь, идет о методах государственной деятельности;

 ■они формируются по воле государства;

 ■они используются основными субъектами управления - органами исполнительной власти или должностными лицами и в силу этого в них выражаются присущие этим органам или должностным лицам полномочия государственно-властного характера.

 

Методы государственного управления, как и его формы, весьма многообразны, и это также требует  их классификации.

 

Существуют три универсальных  способа воздействия на сознание и волю людей, это: убеждение, принуждение  и поощрение. Отличаются они по характеру  воздействия на волю подчиненных.

 

Убеждение - это процесс  последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие  элементы, как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, возбуждение  желания, стимулирование действий.

 

Убеждение проявляется в  использовании различных длительных, воспитательных и поощрительных  мер формирования воли подвластных  субъектов.

 

Принуждение применяется  к тем, кто уклоняется от соблюдения законности и государственной дисциплины, нарушает установленные административно-правовыми  нормами правила поведения. В  случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности.

 

Поощрение направляет волю людей  на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел, через интерес  к совершению определенных дел, получению  материального, морального или иного  одобрения.

 

Воздействие на развитие общества, на поведение людей, органы исполнительной власти могут оказывать прямо, косвенно, либо сочетая тот и другой способ воздействия.

 

Характерными признаками прямого воздействия являются:

 ■прямое воздействие на волю;

 ■приказной характер;

 ■однозначность указаний;

 ■широкое использование правительственных, ведомственных актов;

 ■наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения;

 ■стимулирование выполнения указаний;

 ■широкое использование внеэкономического принуждения.

 

Особенностями косвенного воздействия  является то, что:

 ■руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;

 ■акты власти управомочивают на определенные действия;

 ■у подвластных существует возможность выбора варианта поведения;

 ■автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами и обычаями;

 ■очевидно наличие развитого механизма, который обеспечивает защиту интересов граждан и их объединений.

 

Таким образом, анализируя все  изложенное, можно сделать вывод, что методы деятельности исполнительной власти - это способы осуществления  управленческих функций.

 

Административные методы - это способы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граждан  со стороны органов исполнительной власти путем прямого установления их обязанностей, путем приказа, опирающегося на властные полномочия и систему  подчиненности. При использовании  административных методов орган  управления прямо предписывает управляемому, что он должен делать.

 

Административные методы имеют множество различных конкретных проявлений, которые всегда выражают тот или иной вариант одностороннего управляющего воздействия. Это может  быть:

 ■установление правил поведения в сфере государственного управления;

 ■утверждение заданий, обязательных для подчиненных;

 ■предписание о совершении определенных действий, например, приказ о проведении ревизии;

 ■назначение на должность;

 ■удовлетворение законных притязаний граждан;

 ■осуществление контрольных действий;

 ■применение принудительных средств воздействия, например, привлечение к административной ответственности.

 

По форме выражения  административные методы делятся на административно-правовые и административно-организационные.

 

По юридическим свойствам  они бывают нормативными или индивидуальными.

 

По способу воздействия - обязывающими, уполномочивающими или поощряющими.

 

По форме предписания  административные методы можно разделить  на поручительные и рекомендательные.

Понятие государственного управления

 

Государственное управление - это деятельность, осуществляемая органами государства и от его  имени, иначе говоря, официальная  деятельность.

 

Она имеет юридическое  значение и в силу этого требует  определенного официального оформления. Чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений  между органами законодательной  и исполнительной власти, является его исполнительно-распорядительный характер.

 

Формы государственного управления - это внешнее выражение деятельности исполнительного органа власти или  должностного лица, осуществленное в  рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

 

Формы действий органов исполнительной власти с точки зрения их правового  значения делятся на правовые и неправовые.

 

Различия между ними, как  правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.

 

Правовые формы государственного управления всегда влекут за собой  четко выраженные юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение  административных правоотношений между  субъектом и объектом управления).

 

Неправовые формы государственного управления наступления юридических  последствий не влекут.

 

К числу правовых форм управленческой деятельности относятся:

 ■принятие нормативных актов;

 ■издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов.

 

И первые, и вторые именуются  актами государственного управления.

 

Первой правовой формой является принятие нормативных актов органами исполнительной власти. С их помощью  устанавливаются новые нормы  права, изменяется содержание или прекращается действие ранее изданных правовых норм.

 

Второй правовой формой является издание индивидуальных (административных) актов. Это случаи применения норм права  к конкретным индивидуумам. Поэтому  такие акты управления и называются индивидуальными. Они порождают, изменяют или прекращают правоотношения для  конкретного лица.

 

По содержанию правовые формы  управленческой деятельности подразделяются на правотворческие, правоприменительные и договорные.

 

Правотворчество - это деятельность специально уполномоченных субъектов (органов, должностных лиц) по выработке  правовых норм.

 

Существует пять стадий правотворческой  деятельности:

 ■решение органа о необходимости разработки проекта нормативного акта;

 ■подготовка текста проекта, предварительное обсуждение, доработка;

 ■обсуждение проекта в правотворческом органе;

 ■принятие или утверждение проекта;

 ■опубликование принятого нормативного акта.

 

Правоприменение - это решение индивидуальных конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органов государственной власти с вынесением правоприменительных актов.

 

Правоприменительная деятельность органов государственного управления, так же как и правотворческая, состоит из стадий:

 ■установление фактических обстоятельств дела;

 ■квалификация дела, т.е. соотнесение дела с юридической нормой;

 ■толкование выбранной нормы;

 ■разрешение дела по существу и принятие индивидуального акта;

 ■обжалование или опротестование принятого по делу решения (эта стадия является факультативной, т.е. она может быть использована в зависимости от желания субъекта);

 ■исполнение принятого решения.

 

По целям использования  формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

 

К внутренним формам относятся: решение организационно-штатных  вопросов, руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями  внутри органа.

 

К внешним формам, - обеспечение  выполнения функций, возложенных на орган.

 

По способу выражения  они подразделяются на словесные (письменные или устные) и конклюдентные (жесты, сигналы, знаки).

 

К иным формам осуществления  государственной (исполнительной) власти относятся:

 ■представление обязательных отчетов, например отчеты юридических лиц в налоговую инспекцию;

 ■осуществление государственной регистрации, например регистрация охотничьего ружья;

 ■выдача документов, подтверждающих наличие специального права, например выдача лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера;

 ■совершение иных юридически значимых действий. Понятие и виды правовых актов управления

 

По общепринятому в  административно-правовой литературе мнению, акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе  говоря, административно-правовой, формой реализации задач и функций исполнительной власти.

 

При помощи этих актов органы исполнительной власти в пределах своих  полномочий регулируют общественные отношения, организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок  и государственную безопасность, защищают законные права и свободы  граждан, общественных и государственных  организаций.

 В отличие от других  форм государственного управления  правовые акты управления имеют  ярко выраженное юридическое  значение.

Информация о работе Административное право