Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:29, реферат
Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.
Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты, - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.
1. Понятие административного права. Предмет административного права.
2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
3.Заключение.
3.Список использованной литературы.
Заключение
Административное право -- одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений.
Управление обороной и народным образованием значительно отличаются друг от друга, так же, как организация дорожного движения и работа с личным составом государственных органов, порядок наложения штрафов и процедура приватизации государственных предприятий. Для их юридического опосредования нужны разные административно-правовые нормы.
Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер -- в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, на транспорте, в связи, энергетике -- ее роль является решающей. И хотя уменьшается значение административно-правового регулирования в экономике, договорные, гражданско-правовые отношения все более широко используются в системах образования, здравоохранения и даже при комплектовании вооруженных сил, функции исполнительной власти, административного права в этих сферах весьма существенны.
Административное право -- очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От его состояния в немалой степени зависит построение аппарата исполнительной власти, эффективность и законность его функционирования, возможность реализации гражданами своих прав.
Административное, государственное, гражданское и ряд других отраслей права являются фундаментальными, профилирующими частями правовой системы, все вместе они образуют ее ядро: В административном праве содержится исходная правовая материя, в той или иной степени используемая в ряде других отраслей. Вокруг него группируются финансовое, земельное, экологическое право, т. е. оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется административно-правовой метод регулирования
10
Список использованной литературы.
1. Административное право. Общая часть: Учебник / Под ред. В.А. Юсупова; В.Д. Симухина. - М., ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России.- М., 2000.
3. Елистратов А. И. Должностное лицо и гражданин. -- В сб.: Вопросы административного права. М., 1916.
4. Кобцев В.П. Правоотношение: субъекты и состав.- Краснодар, 1998.
5. М. С. Студеникина. Законодательное обеспечение борьбы с административными правонарушениями. Сборник статей / Под. ред. М. М. Славина.- М., 2001.
7. Общая теория права / Под ред. В.К. Кабаева.- Н. Новгород, 1993.
8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995.
9. Юсупов В.А. Теория административного права. - М., 2005.
11
Методы государственного управления и их классификация
Управление - это властная деятельность. Наличие власти означает, что субъект управления может односторонне определять поведение подвластных ему субъектов.
Такое подчинение воли достигается различными методами, под которыми понимаются способы, средства, приемы достижения какой-либо цели или выполнения поставленной задачи.
Метод можно понимать как способ целенаправленного воздействия субъекта управления на коллектив, группу или одного человека.
Для методов государственного управления характерны следующие особенности:
■они реализуются в процессе деятельности, которая имеет государственный характер. Следовательно, речь, идет о методах государственной деятельности;
■они формируются по воле государства;
■они используются основными субъектами управления - органами исполнительной власти или должностными лицами и в силу этого в них выражаются присущие этим органам или должностным лицам полномочия государственно-властного характера.
Методы государственного управления, как и его формы, весьма многообразны, и это также требует их классификации.
Существуют три универсальных способа воздействия на сознание и волю людей, это: убеждение, принуждение и поощрение. Отличаются они по характеру воздействия на волю подчиненных.
Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие элементы, как овладение вниманием, внушение, разжигание интереса, возбуждение желания, стимулирование действий.
Убеждение проявляется в
использовании различных
Принуждение применяется
к тем, кто уклоняется от соблюдения
законности и государственной дисциплины,
нарушает установленные административно-
Поощрение направляет волю людей на совершение полезных с точки зрения поощряющего дел, через интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.
Воздействие на развитие общества, на поведение людей, органы исполнительной власти могут оказывать прямо, косвенно, либо сочетая тот и другой способ воздействия.
Характерными признаками прямого воздействия являются:
■прямое воздействие на волю;
■приказной характер;
■однозначность указаний;
■широкое использование правительственных, ведомственных актов;
■наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения;
■стимулирование выполнения указаний;
■широкое использование внеэкономического принуждения.
Особенностями косвенного воздействия является то, что:
■руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;
■акты власти управомочивают на определенные действия;
■у подвластных существует возможность выбора варианта поведения;
■автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юридическими нормами и обычаями;
■очевидно наличие развитого механизма, который обеспечивает защиту интересов граждан и их объединений.
Таким образом, анализируя все изложенное, можно сделать вывод, что методы деятельности исполнительной власти - это способы осуществления управленческих функций.
Административные методы - это способы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граждан со стороны органов исполнительной власти путем прямого установления их обязанностей, путем приказа, опирающегося на властные полномочия и систему подчиненности. При использовании административных методов орган управления прямо предписывает управляемому, что он должен делать.
Административные методы
имеют множество различных
■установление правил поведения в сфере государственного управления;
■утверждение заданий, обязательных для подчиненных;
■предписание о совершении определенных действий, например, приказ о проведении ревизии;
■назначение на должность;
■удовлетворение законных притязаний граждан;
■осуществление контрольных действий;
■применение принудительных средств воздействия, например, привлечение к административной ответственности.
По форме выражения
административные методы делятся на
административно-правовые и административно-
По юридическим свойствам они бывают нормативными или индивидуальными.
По способу воздействия - обязывающими, уполномочивающими или поощряющими.
По форме предписания административные методы можно разделить на поручительные и рекомендательные.
Понятие государственного управления
Государственное управление - это деятельность, осуществляемая органами государства и от его имени, иначе говоря, официальная деятельность.
Она имеет юридическое
значение и в силу этого требует
определенного официального оформления.
Чертой государственного управления,
выражающей природу взаимоотношений
между органами законодательной
и исполнительной власти, является
его исполнительно-
Формы государственного управления
- это внешнее выражение
Формы действий органов исполнительной власти с точки зрения их правового значения делятся на правовые и неправовые.
Различия между ними, как правило, проводятся по характеру вызываемых ими последствий.
Правовые формы
Неправовые формы
К числу правовых форм управленческой деятельности относятся:
■принятие нормативных актов;
■издание индивидуальных (административных, распорядительных) актов.
И первые, и вторые именуются актами государственного управления.
Первой правовой формой является принятие нормативных актов органами исполнительной власти. С их помощью устанавливаются новые нормы права, изменяется содержание или прекращается действие ранее изданных правовых норм.
Второй правовой формой является издание индивидуальных (административных) актов. Это случаи применения норм права к конкретным индивидуумам. Поэтому такие акты управления и называются индивидуальными. Они порождают, изменяют или прекращают правоотношения для конкретного лица.
По содержанию правовые формы управленческой деятельности подразделяются на правотворческие, правоприменительные и договорные.
Правотворчество - это деятельность специально уполномоченных субъектов (органов, должностных лиц) по выработке правовых норм.
Существует пять стадий правотворческой деятельности:
■решение органа о необходимости разработки проекта нормативного акта;
■подготовка текста проекта, предварительное обсуждение, доработка;
■обсуждение проекта в правотворческом органе;
■принятие или утверждение проекта;
■опубликование принятого нормативного акта.
Правоприменение - это решение индивидуальных конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органов государственной власти с вынесением правоприменительных актов.
Правоприменительная деятельность органов государственного управления, так же как и правотворческая, состоит из стадий:
■установление фактических обстоятельств дела;
■квалификация дела, т.е. соотнесение дела с юридической нормой;
■толкование выбранной нормы;
■разрешение дела по существу и принятие индивидуального акта;
■обжалование или опротестование принятого по делу решения (эта стадия является факультативной, т.е. она может быть использована в зависимости от желания субъекта);
■исполнение принятого решения.
По целям использования формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним формам относятся:
решение организационно-
К внешним формам, - обеспечение выполнения функций, возложенных на орган.
По способу выражения они подразделяются на словесные (письменные или устные) и конклюдентные (жесты, сигналы, знаки).
К иным формам осуществления государственной (исполнительной) власти относятся:
■представление обязательных отчетов, например отчеты юридических лиц в налоговую инспекцию;
■осуществление государственной регистрации, например регистрация охотничьего ружья;
■выдача документов, подтверждающих наличие специального права, например выдача лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера;
■совершение иных юридически значимых действий. Понятие и виды правовых актов управления
По общепринятому в административно-правовой литературе мнению, акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе говоря, административно-правовой, формой реализации задач и функций исполнительной власти.
При помощи этих актов органы
исполнительной власти в пределах своих
полномочий регулируют общественные отношения,
организуют хозяйственную, государственную,
культурную и общественно-политическую
жизнь, охраняют общественный порядок
и государственную
В отличие от других
форм государственного