Административное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.
Любая отрасль правовой системы подразделяется на правовые институты, - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения конкретного вида. Для административного права в качестве примера можно назвать институты административной ответственности и административного процесса.

Содержание работы

1. Понятие административного права. Предмет административного права.
2. Общественные отношения, регулируемые административным правом.
3.Заключение.
3.Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

аДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.РЕФЕРАТ.docx

— 54.02 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, административное право регулирует те отношения с  участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически-властных полномочий. Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции. Управленческие отношения представляют собой «поле» применения полномочий и осуществления функций именно субъектов исполнительной власти. Иначе само государственное управление и, соответственно, административное право, юридически его «обслуживающее», становятся беспредметными.

В-третьих, следует особо  подчеркнуть, что такие категории, как «сфера государственного управления»  и «управленческие отношения» настолько  многозначны, что охватывают все  основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политиче­ской  жизни. Соответственно они обнаруживаются и там, где действу­ют нормы иных отраслей российского права. Иначе говоря, управленческими по своей сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового и даже гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма административно-правового регулирования.

Вряд ли в силу этого  можно утверждать, что административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые  закреплены за другими отраслями права. Последняя оговорка аргументируется, в частности, тем, что, якобы, управленческая деятельность администрации предприятий регулируется трудовым правом, а управленческая деятельность, связанная с финансами — финансовым правом.

5

 Но это далеко не  так, а скорее наоборот: если  имеет место реализация юридически-властных  полномочий  исполнительного характера, административное право не может быть «вытеснено» нормами сопредельных правовых отраслей.

 Поскольку субъекты исполнительной власти (исполнительные органы) в соответствии с российским законодательством функционируют в качестве обязательной стороны в различного рода общественных отношениях имущественного, финансового, природоохранного, предпринимательского и прочего характера, постольку и в названных сферах возникают  управленческие отношения, составляющие предмет административного права.

Таким образом, при определении  предмета административного права  необходимо учитывать:

а) сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;

б) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или  иного исполнительного органа;

в) практическую реализацию ими полномочий, предоставленных  им для осуществления государственно-управленческой деятельности.

По существу — это те условия, при которых управленческие отношения возникают «в связи» и  «по поводу» практической реализации задач и функций исполнительной власти. На этой основе закономерен  вывод, что не всякое общественное отношение  в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости  от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (на­пример, вышестоящие и  нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном  подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и  пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

д) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры т.п.);

е) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

 

6

ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех названных видах  управленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без него управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только он в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, практически реализовывать в исполнительном варианте государственную власть. Поэтому такого рода отношения не могут возникать между гражданами, между общественными объединениями и внутри них. Отношения между государственными предприятиями, а также коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регламентируются не административным, а гражданским правом, так как они связаны не с управленческой, а с хозяйственной (имущественной) деятельностью.

В современных условиях управленческие отношения в адми­нистративно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства Российской Федерации. Основой в данном случае служит Федеративный договор и его ведущие позиции, закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст. 5, 71—72). По этому критерию можно выделить следующие основные управленческие отношения:

а) между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации, т.е. республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов федерального значения. Это, например, отношения между Правительством Российской Федерации и правительствами республик, администрацией краев и областей и т.п.;                                               

 б) между органами  исполнительной власти различных  однопорядковых субъектов федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);

в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов федерации (например, между администрациями края и входящего в его состав автономного округа).                          

Управленческие отношения  можно классифицировать также в  зависимости от конкретных целей  их возникновения и, соответственно, административно-правового регулирования. По этому критерию выделяются две группы таких отношений:

а) внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения, связанные  с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;

б) внешние — отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной   власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной  власти.

7

Изложенные позиции, относящиеся к общей характеристике управленческих отношений, составляющих предмет административного права, нуждаются в некоторых дополнениях.

Во-первых, в специально предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации или подзаконными админист­ративно-правовыми нормами случаях в управленческих отношениях, регулируемых административным правом, субъект исполнительной власти может отсутствовать. Но он в подобной ситуации обязательно заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, которая наделена необходимым объемом полномочий, имеющих юридически-властный характер. Эта сторона получает тем самым возможность вы­ступать уже и от имени государства.

Так, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституция Российской Федерации).

Длительное время в  таком качестве функционировали профсоюзы, которым были частично переданы функции и полномочия, не утратившие государственный характер (например, надзор за соблюдением законодательства об охране труда и технике безопасности и т.п.). Затем процесс передачи внешне-властных функций общественным формированиям фактически прекратился. Тем не менее отдельные случаи такой передачи имеют место и сейчас. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года на Российскую оборонно-техническую организацию (бывший ДОСААФ) возложена подготовка граждан к воинской службе.

Во-вторых, особо следует  выделить управленческие отношения, которые возможны  между различными  звеньями  системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления, с другой. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Несмотря на спорность такой позиции, следует признать, что эти органы не могут быть исключены из числа возможных  участников  управленческих  отношений,  регулируемых административным правом. Исполнительные органы городов, поселков и т.п. действуют не изолированно от администрации краев и областей, а также органов исполнительной власти республик, в состав которых они входят. Естественно, что подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

В-третьих, управленческая деятельность имеет место не только в сфере  государственного управления и внутренней жизни негосударственных формирований. Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры. Свой рабочий аппарат имеет, например, Законодательное Собрание Российской Федерации, его Палаты, республиканские, краевые, областные и прочие законодательные (представительные) органы. Конечно, такой аппарат не осуществляет конституционных функций и полномочий этих органов. Его роль — подсобная, имеющая своим назначением обеспечение необходимых условий для эффективной работы указанных государственных органов. Например, это — подготовка материалов, оказание организационной и методической помощи комитетам и комиссиям и т.п.

8

 

По сути это внутриорганизационная деятельность, не связанная с реализацией исполнительной власти. Аналогичные по своему назначению управленческие проявления обнаруживаются в деятельности председателей судов, прокуроров, которые при этом не осуществляют функции правосудия или прокурорского надзора. Они обеспечивают их организационно.

Подобного рода внутриорганизационные  отношения также регулируются нормами  административного права. Кроме того, народные суды (народные судьи) часто реализуют юридически-властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при наложении административных взысканий, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц). Естественно, что такого рода их действия и возникающие при этом отношения прямо «вписываются» в предмет административного права.

На основе изложенных позиций возможно получить обобщенную характеристику предмета административного права. Он достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения  внутриорганизационного характе­ра, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-вла­стных функций и полномочий.

Административное право  в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности прежде всего субъектов исполнительной власти в полном соответствии с их конституционным назначением, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, его регулятивная функция. Она  может быть детализирована и может получить более развернутое выражение, что обосновано, ибо само регулирование имеет различную целевую на­грузку и, соответственно, формы своего проявления. В силу этого воз­можно выделить следующие функции административного права: правоисполнительную, правотворческую и правоохранительную. Последняя обеспечивает как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.

 

 

9

 

Таким образом, административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для  регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Информация о работе Административное право