Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:06, дипломная работа
Актуальность исследования. Одна из крупнейших социально-экономических проблем современной России – безопасность дорожного движения. Согласно официальным источникам, в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек в год, что превышает более чем в два раза все потери СССР в ходе военных действий в Афганистане. Среди них – более четверти составляют граждане наиболее активного трудоспособного возраста (26–40 лет). Всего за последние десять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек. Причем на протяжении всего этого периода отмечалась тенденция роста погибших. Так, по сравнению с 1997 г. число погибших возросло на 27,8%.
Введение 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 12
1.1. Административно-правовой статус Государственной инспекции безопасности дорожного движения как правоохранительного органа 12
1.2. Административно-правовая организация правоохранительной деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения 40
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 86
2.1. Административная правосубъектность Государственной инспекции безопасности дорожного движения по осуществлению государственного контроля и надзора 86
2.2. Административная правосубъектность Государственной инспекции безопасности дорожного движения по борьбе с административными правонарушениями 117
Заключение……………………………………………………………......................133
Библиографический список 145
Думается, что отделять профилактическую деятельность от правоохранительной не стоит, поскольку она является важнейшим средством борьбы с нарушениями законности, но и сужать последнюю до профилактики не имеет смысла. Так, А. Б. Сахаров выделяет такие разновидности правоохранительной деятельности как правоприменительную и правообеспечивающую. Первая из них складывается по поводу конкретных правонарушений (выявление, регистрация и документирование совершенных правонарушений, их расследование, судебное рассмотрение уголовных дел, исполнение наказаний), вторая же представляет собой разнообразную деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений (общий надзор прокуратуры, обеспечение паспортного режима), непосредственную охрану общественного порядка и общественной безопасности, имущества и иных ценностей, индивидуальную и общую профилактику, правовую пропаганду31.
Существует и такой подход к пониманию правоохранительной деятельности, который предполагает, что ее осуществление – прерогатива только лишь правоохранительных органов. Так, в широко известном учебнике для юридических вузов и факультетов в соавторстве К. Ф. Гуценко и М. А. Ковалева выделяются следующие признаки правоохранительного органа:
Основываясь на перечисленных признаках, авторы формулируют понятие правоохранительной деятельности как государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействий в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка33.
По нашему мнению, положения ст. 1 и 2 Конституции РФ объективно требуют широкого понимания правоохранительной деятельности, осуществление которой является обязанностью всех без исключения государственных органов и должностных лиц. Для правоохранительного органа она является основной, т.к. именно для ее осуществления он создается, сосредотачивая в содержании своего административно-правового статуса значительный объем государственной функции охраны права. Этого часто требует усиление и (или) специализация последней в определенных сферах общественных отношений, т.е. применения особых форм и методов государственного управления, включая меры государственного принуждения.
Охрана права, так или иначе, осуществляется и негосударственными субъектами, что является дополнительным и необходимым компонентом единого механизма ее осуществления. Однако, общее назначение правоохранительной деятельности, объективно сохраняясь, свою основную нагрузку обособляет в рамках административно-правового статуса правоохранительных органов. В основе правосубъектности последнего находится функция охраны права, а содержание составляют специфические полномочия по ее выполнению посредством реализации в особых формах и посредством особых методов функции государственного управления.
Все это достаточно определенно согласуется с мнением П. Г. Городецкого, который считает, что определяющей и исходной для правоохранительных и иных органов в плане осуществляемой ими правоохранительной деятельности является объективно существующая правоохранительная функция государства, которая в силу ее особой специфики осуществляется через различные по целям и задачам органы, определяя их систему и конкретные полномочия при строгом соблюдении принципа законности34.
Следует обратить внимание и на позицию А. Н. Гайнетдинова, который считает, что «основным критерием для отнесения тех или иных субъектов правоохранительной деятельности к разряду специальных правоохранительных является преобладание правоохранительных функций над остальными. Более того, второстепенные функции должны осуществляться в интересах основных. Наличие данной характеристики является основным для правоохранительных органов, так как составляет основу их правоохранительной сущности и определяет их специфичность в среде остальных органов государства»35.
Таким образом, правоохранительная
деятельность требует единого толкования
и представляет собой деятельность
государственных и
В подтверждение сказанному можно привести ряд дополнений. Так, в Положении о координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью36 хотя и не определен конкретный перечень координируемых органов, но видно, что одним из основных признаков правоохранительного органа является выполнение функции по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями. В Договоре о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников СНГ определено, что правоохранительные органы – это «государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью»37.
Представляет интерес
и определение
Правоохранительная
Действительно, государство предоставляет возможности и создает условия для реализации прав граждан и организаций, в т.ч. на защиту. В силу своих потребностей и возможностей общество в целом и каждый индивид используют все незапрещенные законом способы для того, чтобы право в его объективном и субъективном выражении было реальным и в целом обеспечивало их законные интересы.
С другой стороны, в силу наличия конституционной обязанности, государство создает правоохранительный механизм, который предполагает постоянную и целенаправленную деятельность по охране права. Это выражается в принятии и совершенствовании соответствующих правовых установлений, создании и усовершенствовании управленческой деятельности государственного аппарата, форм и методов его функционирования в целом и по отдельным функциональным направлениям.
Правоохранительная функция пронизывает все без исключения направления деятельности государства, требует постоянного поиска наиболее совершенных способов выполнения его обязанностей в сфере правоохранительной деятельности. Особое место при этом отводится государственной правоохранительной системе, в которую традиционно включены специализированные органы.
Итак, основой осуществления
Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор; охрану общественного порядка; выявление и расследование преступлений; защиту прав и интересов граждан и организаций, оказание юридической помощи и другие39. Думается, что основные направления правоохранительной деятельности государства уже предусмотрены в самой системе правоохранительных органов: правосудие (суды); обеспечение точного и единообразного соблюдения и исполнения законов (прокуратура) и защита прав и свобод граждан (уполномоченный по правам человека, прокуратура, адвокатура); охрана государственной безопасности (служба внешней разведки, федеральная служба безопасности, министерство обороны, Федеральная служба охраны, внутренние войска МВД РФ); охрана общественного порядка и общественной безопасности (органы внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий); противодействие преступлениям и правонарушениям определенной разновидности (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, таможенная служба) и т.д. Как видим, правоохранительная функция государства так или иначе дифференцированно проявляется в рамках административно-правовой организации его аппарата и конкретно содержится в первую очередь в системе правоохранительных органов и распределении между ее звеньями соответствующих функциональных обязанностей, и в последнюю очередь – в восполнении недостающего через наделение правоохранительными функциями государственных органов неправоохранительной направленности. Это вполне соответствует научному подходу и основано на таком законе функционирования государственного управления, как закон внутреннего дополнения и уравновешивания государственных полномочий.
По нашему мнению, в
понятие правоохранительного
По мнению П. Г. Городецкого, к числу правоохранительных органов относятся как полифункциональные (то есть выполняющие иные, кроме правоохранительных, функции), так и монофункциональные (то есть выполняющие иногда и несколько функций, но все относящиеся к правоохранительной деятельности) органы. Он считает, что для того чтобы привести эти органы хоть в какое-то подобие системы, необходимо отделить от них правоприменителъные органы и органы, выполняющие главным образом иные, помимо правоохранительных, функции. В результате его концепция предполагает следующее:
1. Конкретная система правоохранительных органов в России не может быть выявлена, а сами эти органы подвергнуты разумной классификации без понимания того, что речь должна идти не об органах государства как таковых, а о правоохранительной функции государства, осуществляемой рядом подсистем органов и организаций как самого государства, так и специфических субъектов гражданского общества.
2. Необходимо строгое
разграничение функций
3. Необходимо максимально выделить функции безопасности из компетенции большинства существующих правоохранительных органов и сосредоточить их в особых структурах, формы и методы деятельности которых должны иметь специальное правовое закрепление40.
Концепция таких, несколько нетрадиционных, подходов заключалась в следующем. Хотя правоохрана и обеспечение безопасности различаются между собой качественно, теоретически здесь может быть выделена закономерность, согласно которой при отсутствии в идеале угроз безопасности соответствующая функция обеспечения безопасности вырождается в правоохрану. Напротив, в условиях резкого роста преступности и иных правонарушений последняя превращается в угрозу национальной безопасности. При этом правоохранительная деятельность втягивается в принципе в не свойственную ей орбиту защиты безопасности, а соответствующие органы и правоохранительная функция государства становятся одним из ведущих средств ее обеспечения. Такое положение отвечает современной ситуации в сфере правоохранительной деятельности. Чем ближе к свойственному обеспечению безопасности режим чрезвычайного функционирования, тем выше степень поглощения правоохраны безопасностью, и, наоборот, при переходе к режиму устойчивого нормального функционирования безопасность и правоохрана имеют тенденцию к четкому, в т.ч. и организационно-функциональному обособлению.
Информация о работе Административно-правовая деятельность ГИБДД