Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:06, дипломная работа
Актуальность исследования. Одна из крупнейших социально-экономических проблем современной России – безопасность дорожного движения. Согласно официальным источникам, в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек в год, что превышает более чем в два раза все потери СССР в ходе военных действий в Афганистане. Среди них – более четверти составляют граждане наиболее активного трудоспособного возраста (26–40 лет). Всего за последние десять лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек. Причем на протяжении всего этого периода отмечалась тенденция роста погибших. Так, по сравнению с 1997 г. число погибших возросло на 27,8%.
Введение 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 12
1.1. Административно-правовой статус Государственной инспекции безопасности дорожного движения как правоохранительного органа 12
1.2. Административно-правовая организация правоохранительной деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения 40
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 86
2.1. Административная правосубъектность Государственной инспекции безопасности дорожного движения по осуществлению государственного контроля и надзора 86
2.2. Административная правосубъектность Государственной инспекции безопасности дорожного движения по борьбе с административными правонарушениями 117
Заключение……………………………………………………………......................133
Библиографический список 145
Вторая ступень
15 сентября 2003 г. был принят приказ МВД РФ «Об утверждении Типового положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации»60, в котором указаны следующие полномочия министерств (главных управлений, управлений) субъектов РФ: обеспечение безопасности личности; защита собственности от противоправных посягательств; охрана общественного порядка; обеспечение общественной безопасности; борьба с преступностью и др. Кроме общих задач подразделений данного уровня (охрана общественного порядка, уголовно-процессуальная деятельность, административная юрисдикция, руководство подчиненными структурами) названы основные задачи органов внутренних дел специального назначения, в числе которых на первом месте обозначено обеспечение безопасности дорожного движения на территории субъекта РФ.
Среди функций органов внутренних дел субъектов РФ предусмотрено осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории субъекта РФ, а также специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это свидетельствует о двух основных направлениях – выполнении общих функций в сфере безопасности дорожного движения и специальных, что вполне сообразуется с особенностями административно-правовой организации деятельности органов внутренних дел в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Кроме того, в п. 65 Типового положения установлено, что подразделения МВД РФ на уровне субъектов РФ организуют и обеспечивают в пределах компетенции органов внутренних дел содействие государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям по проведению референдума, должностным лицам органов государственной власти, депутатам представительных (законодательных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, кандидатам в депутаты или на выборные должности в органы государственной власти, органы местного самоуправления в осуществлении их полномочий. Если такое содействие необходимо со стороны Госавтоинспекции, то соответствующие обязанности могут быть возложены на входящие в ее состав подразделения.
Начальник министерства, ГУВД, УВД
субъекта РФ имеет заместителей, среди
которых – начальник
В составе территориального органа управления ГИБДД обычно состоят следующие отделы: дорожно-патрульной службы и розыска; административной практики и дознания; технического надзора; дорожной инспекции и организации движения; пропаганды безопасности дорожного движения; регистрационно-экзаменационной работы; контроля регистрационно-экзаменационной работы; организационно-аналитический; контрольно-профилактический; информационного обеспечения. В его структуру также входит отдельный полк Дорожно-патрульной службы (ДПС), дежурная часть, станции государственного технического осмотра. Личный состав отдела, как правило, включает начальника и его заместителя, старшего инспектора по особым поручениям, старших госинспекторов и госинспекторов. В дежурной части имеется начальник и его заместитель, оперативные дежурные, функционирует телефон доверия. В Хабаровском крае имеется полк ДПС, отдельный батальон, отдельная рота, 9 взводов, 6 групп ДПС, а также специализированное строевое подразделение – взвод сопровождения.
Подразделения Госавтоинспекции
в районах, городах, округах и
районов в городах являются структурными
подразделениями
В соответствии с п. 5 Положения о Госавтоинспекции ГИБДД
также включает подразделения в закрытых
административно-
Как видим, система органов Госавтоинспекции имеет определенную специфику. На каждом уровне управления является подразделением соответствующих органов внутренних дел, которые осуществляют их общее руководство и координацию. Функционирование ГИБДД происходит на основе централизации, указания и распоряжения вышестоящих главных госавтоинспекторов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными инспекторами безопасности дорожного движения (п. 9 Положения о Госавтоинспекции).
Из федерального бюджета
финансируются подразделения
Поскольку милиция общественной безопасности (местная милиция) находится в двойном подчинении, предполагается определенная степень участия в управлении ее деятельностью органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Все это сказывается не только на вопросах назначения руководящих лиц и финансирования Госавтоинспекции, но и на особенностях управления деятельностью каждого территориального подразделения ГИБДД. Так, в соответствие со ст. 37 Закона о милиции, п. 15 Типового положения о МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, контроль за деятельностью подразделений органов внутренних дел данного уровня осуществляют МВД России, главное управление МВД России по федеральному округу – в пределах полномочий, предоставленных МВД РФ. Органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъекта РФ осуществляют контроль за деятельностью милиции общественной безопасности субъекта РФ в пределах полномочий, определяемых законодательством РФ. Однако при осуществлении контрольных полномочий органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность, производство по делам об административных правонарушениях. В п. 3 Положения о Госавтоинспекции сказано, что, кроме правовых актов федерального уровня, ГИБДД руководствуется в своей деятельности законами и иными правовыми актами субъектов РФ.
Госавтоинспекция входит в систему милиции общественной безопасности (МОБ), что в значительной степени сказывается не ее административной правосубъектности в сфере правоохранительной деятельности. МОБ, в соответствии с Положением о ней63, является составной частью милиции РФ и входит в структуру МВД РФ, министерств (управлений, главных управлений) внутренних дел субъектов РФ, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте. В районах, городах, округах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.
Но думается, что существующие
подходы к организации и
На Госавтоинспекцию, кроме непосредственно задач по обеспечению безопасности дорожного движения, возлагается также решение общих задач МОБ:
Но при этом следует заметить, что решение данных задач ГИБДД ограничено компетенцией, которая установлена Положением о Госавтоинспекции, а также принятыми в соответствии с ним правовыми актами МВД РФ и его территориальных подразделений в субъектах РФ. В целом, анализ прав и обязанностей, возложенных на МОБ в соответствии со ст. 9 Закона о милиции и Положением о милиции общественной безопасности, показывает, что они представляют собой определенную схему: обязанности перечислены в ст. 10 Закона о милиции, а права – в ст. 11 Закона о милиции, но за вычетом тех, которые отнесены законодательством к компетенции криминальной милиции. Однако Госавтоинспекция является специализированным органом в системе МВД РФ, и ее права и обязанности определяются в Положении, утвержденном Президентом РФ. Данный документ, являясь административным мандатом ГИБДД как органа специальной компетенции, устанавливает ее особый административно-правовой статус.
Как орган исполнительной
власти, Госавтоинспекция осуществляет
исполнительно-распорядительную деятельность
в установленной сфере
- контроль и надзор;
- разрешительная деятельность.
В п. 9 ст. 10 Закона о милиции среди обязанностей милиции, а по сути – ГИБДД, указываются следующие:
В п. 23 ст. 11 Закона о милиции
указаны следующие права
- запрещать эксплуатацию
транспортных средств при
- останавливать транспортные
средства и проверять
- осуществлять с участием
водителей или граждан,
- производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
- отстранять от управления
транспортными средствами лиц,
в отношении которых имеются
достаточные основания
Информация о работе Административно-правовая деятельность ГИБДД